Название предмета - обществознание Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) Обществознание А.И.Кравченко. М: Русское слово, 2007 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный ) - базовый Тема урока «Эволюция капитализма» Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 2 Место урока в системе уроков по теме – 23-24 урок Цель урока: ознакомить с экономической сущностью торговли и обмена, дать характеристику современным формам проявления капитализма; Задачи урока Учебные: а) познакомиться с понятиями «капитализм», «капитал», «конкуренция», «торговля», «бизнес» и т.д.; дать представление о различных процессах в экономике; б) развивать умения работать с учебным текстом; в) формировать у учащихся экономическое мышление. г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений. Воспитательные: - воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д. Развивающие: - формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности. Планируемые результаты Предметные: владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития Личностные: сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранительной деятельности Ценностно-смысловые (формулирование собственных ценностных ориентиров к предмету и сферам Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; владение языковыми средствами-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Техническое обеспечение урока -компьютер с проектором для демонстрации презентации; - раздаточный материал ; - чебник; - тетради. План урока 1. Обмен и торговля. 2. Исторические типы хозяйства. 3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма. 4. Формы современного капитализма. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный момент (Учитель называет тему урока.) - Определите содержание учебного материала. (Эволюция - постепенное развитие, значит, в каких формах первоначально зародился капитализм, как они изменялись, каковы его современные формы; что было причиной изменения этих форм.) Мы рассмотрим следующие вопросы: II. Проверка домашнего задания: А) Писменный опрос: 1 группа – выполним по вариантам тестовые задания. (Приложение 1) Время выполнения 10 минут. 2 группа - выполняют задание на карточках. ( Приложение 2) Б) Устный опрос: 1. Назовите и охарактеризуйте типы экономической системы. 2. Приведите примеры экономического взаимодействия людей. Деньги: их функции и виды. 3. Какими путями можно увеличить доходность производства? Проилюстрируйте один из них. III. Изучение нового материала 1. Обмен и торговля Работа с учебником: - Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 73. - Назовите общее и различное в обмене и торговле. Итак, 1. Обмен компенсирует дефицит нужных вещей для обеих обменивающихся сторон. 2. Торговля имеет целью получение прибыли. 3. Обменивается равное на равное; торгуют тем, что пользуется спросом. 4. Обмен и торговля - две первые фазы развития капитализма. 2. Исторические типы хозяйства (Учитель) В первобытном обществе первоначально хозяйство было присваивающим, а после неолитической революции стало производящим. Но в течение длительного времени хозяйство было натуральным, т.е. все, что производилось в хозяйстве, потреблялось внутри него. Господствовал натуральный обмен, когда излишки одного продукта обменивались на продукт необходимый. По мере усложнения производства, расширения наименований произведенных продуктов, возникла необходимость в посреднике. Роль посредника-эквивалента играли товары, которые в данной местности пользовались повышенным спросом или были крайне редки. Например, у предков удмуртского народа, проживавших на реке Вятке, таким эквивалентом были беличьи шкурки - «коньи». В современном удмуртском языке деньги называются «коньдон». Постепенно обмен принимает денежную форму. И роль эквивалента перешла к драгоценным металлам. Одновременно формируется социальная группа, ставшая посредником в обмене, -торговцы. В Киевской Руси их называли «гостями». Центрами торговли стали города. В любой стране они возникали прежде всего на перекрестке торговых путей или у мест переправы через водные преграды. Работа с учебником Прочитайте текст учебника на с. 74—77.и ответте на вопрос: - Каково экономическое и политическое значение торговли в истории человечества? (Предполагаемый ответ: Города стали центрами ремесла и торговли, появляется письменное законодательство, формируется третье сословие, заложена основа для развития промышленности, колониальная торговля - более высокий этап развития института торговли, оптовая торговля.) Торговый капитализм сформировал достаточную базу для развития промышленного капитализма. Появляется товарное производство: деньги вкладываются в производство товаров для получения прибыли. 3. Факторы влияния на фазу торгового капитализма - Прочитайте текст учебника на с. 78 и ответте на вопросы: - От каких факторов зависит продолжительность фазы торгового капитализма? - Приведите примеры из истории России и зарубежных стран. (Учитель рассказывает, о товаре и его свойствах.) Товар - это вещь или услуга, предназначенные не для собственного потребления, а на продажу. Товар имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Стоимость - это количество общественно необходимого времени, затраченное на производство товара или услуги. Потребительная стоимость - это нужность, полезность вещи. - По какому свойству мы сравниваем товар, когда говорим, что один товар дороже второго, и почему по этому свойству? (По стоимости, потому что это количественная характеристика и ее можно сравнить. Потребительная стоимость - это понятие в большей степени субъективное, т. е. для отдельного человека полезность вещи определяется его пристрастиями.) 4. Формы современного капитализма - Прочитайте текст учебника на с. 80. Выпишите современные формы капитализма. (Предполагаемая запись: Современные формы капитализма включают: - Краткосрочное и долгосрочное государственное регулирование; - Отраслевые и региональные программы, носящие рекомендательный характер; - Прямое и косвенное регулирование). IV. Закрепление изученного материала Практикум с.81-82. Домашнее задание Учебник Кравченко: § 10, практикум. страница 73-80; знать определения понятий – обмен, торговля, торговый капитал, смешанная экономика Приложение 1 Тест 1 1. Неценовая конкуренция предусматривает... а) рост качества продукции; б) снижение цен; в) скидки, премии; г) дешевые распродажи. 2. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровнях. Какой из предложенных вопросов может решиться на микроэкономическом уровне? а) каким образом достичь уровня полной занятости; б) что и сколько производить; в) как избавиться от инфляции; г) как стимулировать экономический рост. 3.Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов. Характеристики экономических систем Типы экономических систем 1. Многообразие форм собственности 2. Контроль за производством и распределением со стороны государства 3. Действие закона спроса и предложения 4. Плановое ценообразование 5. Экономическая независимость товаропроизводителей А. Командно-административная Б. Рыночная 4. Проблема ограниченности возникает, потому что... а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешевых товаров; б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает; в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство; г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен. 5. Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира... а) равна нулю, так как деньги не являются факторами производства; б) растет, если растет процент по вкладам в банках; в) падает, если растет процент по банковским вкладам; г) падает, если растет процент по ссудам. 6. Ценовая конкуренция предусматривает... а) особые формы рекламы; б) дополнительные гарантии; в) снижение цен; г) качество продукции. 7.В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует... а) экономное ведение дела; б) экономическая самостоятельность; в) облюдение трудовой этики; г) стремление повышать квалификацию. 8. Экономические системы, существующие в обществе, различает признак... а) объем инвестиций в экономику; б) способ распределения ограниченных ресурсов; в) количество денежной массы в обращении; г) уровень квалификации работников. 9. становите соответствие между примером экономической деятельности и экономической системой. Пример экономической деятельности Экономическая система 1. Правительство не ограничивает деятельность фирм 2. Натуральный характер хозяйства 3. Преобладание аграрного сектора экономики 4. Конкуренция свободных товаропроизводителей 5. Самообеспеченность средствами производства А. Рыночная Б. Традиционная 10. Альтернативная стоимость товара измеряется... а) затратами ресурсов на производство данного товара; б) количеством денег, затраченных на производство данного товара; в) количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства другого товара. Тест 2 1. Экономика как наука изучает... а) исторический аспект развития общества; б) юридические законы; в) развитие науки и техники; г) различные аспекты экономических отношений людей. 2. Необходимым признаком рыночной экономики является... а) свободное ценообразование; б) использование ресурсосберегающих технологий; в) высокое качество продукции; г) внешнеэкономическая деятельность государства. 3. Верны ли следующие суждения? А. Конкуренция производителей не влияет на качество товаров. Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны. 4. Ограниченность - это проблема, которая... а) существует только в бедных странах; б) есть только у бедных людей; в) есть у всех людей и обществ; г) никогда не возникает у богатых людей. 5. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике? а)конкуренция; б) централизованное планирование; в) частная собственность; г) свобода предпринимательства. 6. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение... а) только к планово-директивной экономике; б) только к рыночной экономике; в) только к отсталой экономике; г) к любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации. 7. Главная проблема экономики состоит в том, что... а) еловеческие желания ограничены; б) ресурсы безграничны; в) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов; г) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита. 8. В государстве Эколандия экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве... а) традиционная экономика; б) рыночная экономика; в) командная экономика; г) смешанная экономика. 9. Государство в условиях командно-административной экономики... а) законодательно закрепляет господство единой формы собственности; б) предоставляет экономическую самостоятельность производителя; в) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий. 10. Если в производстве задействованы все человеческие и материальные ресурсы, то увеличить объем производства какого-то продукта... а) можно только на частных предприятиях, а не на государственных; б) только в условиях роста цен; в) невозможно ни при каких условиях; г) можно, если сократить производство каких-либо других продуктов. Критерии оценивания: За каждый неправильный ответ оценка снижается на 1 балл. Ответы: Тест 1: 1 а, 2 б, 3 БАБАБ, 4 б, 5 б, 6 в, 7 б, 8 б, 9 АББАБ, 10 В . Тест 2: 1 б, 2 г, 3 в, 4 в, 5 б, 6 г, 7 в, 8 а, 9 а, 10 г. Приложение2 Карточка 1 Для каждого из приведенных понятий и терминов подберите соответствующее ему определение. 1. Ограниченность ресурсов. 2. Факторы производства. 3.Капитал. 4. Труд. 5. Экономические блага. 6. Свободные блага. 7. Земля. 8. Микроэкономика. 9. Макроэкономика. 10. Конкуренция. A. Соперничество между производителями товаров и услуг за рынки сбыта продукции и за получение дохода. Б. Раздел экономической теории, исследующий экономику как единое целое. В нем анализируются проблемы экономического роста, бедности, инфляции и т. п. B. Раздел экономической теории, который излагает оценочные суждения об экономических решениях и экономической политике. Г. Раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также ситуации, возникающие на отдельных рынках и отраслях. Д. Средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Е. Имеющиеся в природе ресурсы, которые могут быть использованы в производстве и которые необходимы для производства экономических благ: земля, вода, леса, месторождения природных ископаемы и т. п. Ж. Поведение человека, которое предполагает максимальный результат при данных результатах или минимизацию затрат при достижении заданного результата. 3. Фактор производства, включающий в себя произведенные человеком средства производства: станки, оборудование, производственные здания, инструменты, сырье, полуфабрикаты и т. п. И. Ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы удовлетворить потребности людей. К. Ресурсы, которые используются людьми для производства товаров и услуг. JI. Фактор производства, включающий в себя людей с их физическими и умственными способностями, которые используются в процессе создания экономических благ. М. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве и получаемые людьми бесплатно. H. То, чем пришлось пожертвовать, совершая выбор, наилучший из отвергнутых вариантов. Карточка 2 Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор. I. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса. 2. Процент является доходом на капитал. 3. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы. 4. Мандарины, выращенные на плантациях, можно рассматривать как фактор производства. 5. Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения. 6. Сказать о том, что уровень безработицы в этом месяце составляет 7,8%, - значит, высказать нормативное суждение о макроэкономическом понятии. 7. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо. Правильные утверждения 2,4, 5. Остальные утверждения ошибочные. Карточка 3 Подберите к каждому термину определение. 1. Экономика. 2. Экономическая система. 3. Факторы производства. 4. Товары. 5. Рынок. 6. Предприниматель. 7. Ограниченность. 8. Услуги. 9. Альтернативная стоимость. 10. Мотив прибыльности. 11. Смешанная экономика. 12. Экономическая модель. A. идимые и осязаемые предметы, представляющие определенную ценность. Б. Место, где встречаются продавцы и покупатели. B. Побуждает предприятия производить вещи, имеющие спрос. Г. Используется для объяснения и предсказания экономических событий. Д. Способ организации общества, отвечающий на вопросы Что, Как, Кто. Е. Невидимые и неосязаемые предметы, представляющие ценность. Ж. Экономическая система в большинстве демократических стран. 3. Тот, кто рискует ради получения прибыли. И. Недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей всех людей. К. Наука о том, как использовать ресурсы, ограниченные для удовлетворения потребностей и желаний людей. М. То, чем надо пожертвовать, чтобы получить товар или услугу. JI. Земля, труд, капитал. Правильный ответ: Карточка 1 1 3,2 И, 3 Ж, 4 К, 5 Г, 6 JI, 7 Д, 8 В, 9 Б, 10 А. Карточка 2 1 К, 2 Д, 3 Л, 4 А, 5 Б, 6 3, 7 И, 8 Е, 9 М, 10 В, 11 Ж, 12 Г.
Автор(ы): Селедкова Г. А.
Скачать: Обществознание 10кл - Конспект.docx