Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок №67 Обобщение темы за курс 9 класса

Текст урока

  • Конспект

     Ишкуватова Мавлида Рифовна 
    учитель химии 
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
    "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа"  
    Саракташского района Оренбургской области
    
    Название предмета Химия
    Класс 9 Класс 9
    УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Обобщение за курс основной школы    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
    Место урока в системе уроков по теме 68 урок
    Цели урока: - проверить формирование ключевых компетенций (обобщать, систематизировать, анализировать результаты лабораторных  исследований  критически оценивать информацию);
    - развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего  труда.
    Задачи:
    Общеобразовательные: 
    - знать основные химические понятия , химические свойства основных классов веществ  ;
    - уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства простых и сложных веществ  в ионном и окислительно-восстановительном виде. 
    Развивающие: 
    -ставить цели самообразовательной деятельности; 
    -создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты  своей деятельности; 
    -умение решать расчетные задачи и  пользоваться справочной литературой. 
    Воспитательные: 
    -создать условия для формирования культуры умственного  труда, интереса к знаниям;  
    -воспитание воли и настойчивости для достижения конкретных результатов. 
    Планируемые  результаты:
    Каждый ученик должен знать основные химические понятия  , уметь писать уравнения химических  реакций, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на  основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность.
    Оборудование:
    1. таблица Д.И. Менделеева,
    2. таблица растворимости, 
    3. ряд напряжений металлов,
    4. дидактические карточки.
    План –конспект урока
    I  Организационный момент.
    II  Ход урока.
       
                                                              Орешек знаний тверд, но все же
                                                        Мы не привыкли отступать!
                                                       Нам расколоть его поможет
                                                                   Простой девиз: «Хотим все знать!»
    
    1. Вступительное слово учителя. 
    Мы с вами заканчиваем изучение курса химии за основную школу. Цель сегодняшнего  урока систематизировать полученные знания, выявить уровень подготовки, готовности к итоговой аттестации. Со школой ваше знакомство с химией не кончается. Многие продолжат ее изучение в другом учебном заведении. А в этом должны помочь знания, полученные в школе.
     Не случайно, девизом нашего урока стали слова:   Орешек знаний тверд, но все же
                                                        Мы не привыкли отступать!
                                                       Нам расколоть его поможет
                                                                   Простой девиз: «Хотим все знать!»
    
    2. Перед вами лежат учетные карточки, в которых вы будите отмечать необходимые сведения. Заполнение карточек. 
                                                                   
    Учетная карточка
                                                 Ученика………………………………………….. 
    №
    Темы школьного курса химии
    Хорошо знаю
    Тема вызывает затруднения
    Могу поделиться знаниями
    Самооценка за работу на уроке
    1. 
    Химия в повседневной жизни человека
    
    
    
    
    2. 
    Периодический закон и периодическая система химических элементов
    
    
    
    
    3. 
    Строение атома
    
    
    
    
    4. 
    Классы неорганических веществ
    
    
    
    
    5. 
    Классы органических веществ
    
    
    
    
    6. 
    Химические реакции
    
    
    
    
    7. 
    Теория электролитической диссоциации
    
    
    
    
    8. 
    Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
    
    
    
    
    9. 
    Окислительно-восстановительные реакции
    
    
    
    
    10. 
    Генетическая связь
    
    
    
    
    11. 
    Задачи
    
    
    
    
    12. 
    Викторина: «Как ты знаешь химию?»
    
    Итоговая оценка:
    
    
    13 - 15 положительных ответов – отлично
    9 - 12 положительных ответов -  хорошо
    5 – 8 положительных ответов - удовлетворительно
    Менее 5 – неудовлетворительно
    
    4. Разговор начнем с простого вопроса: что такое химия?
                                                                 Химия везде,
                                                                     Химия во всем:
                                                                                      Во всем, чем мы дышим,
                                                                                 Во всем, что мы пьем,
                                                                                   Во всем, что мы носим.
                                                                                 Во всем, чем стираем.
                                                                                                 Что же еще мы о химии знаем?
    
    5. На основе заполнения таблицы знаний – выбирайте вопросы для ответа.
    6. Рассказ о значении химии (химия и повседневная жизнь человека, химия и экология, химия и сельское хозяйство). 
    
    
    №
    Темы школьного курса химии
    Вопросы
    1. 
    Химия в повседневной жизни человека
    Значение химии (химия и повседневная жизнь человека, химия и экология, химия и сельское хозяйство). 
    2. 
    Периодический закон и периодическая система химических элементов
    Как изменяются металлические, неметаллические свойства элементов в периодической системе? Какой элемент более металличен: натрий или алюминий? Какой элемент более неметалличен: фтор или иод?
    3. 
    Строение атома
    Определите число неспаренных электронов в атоме азота .
    4. 
    Классы неорганических веществ (на доске)
    Определите, к какому классу относятся следующие вещества:
    NaOH, H2SO4, Al (OH)3, CrO3, MnO, KClO4, Na(Al(OH)4), 
    NaHCO3, Cr(OH)3, HCl, SiO2
    5. 
    Классы органических веществ (на доске)
    Определите класс веществ, дайте названия: пропанол – 2;  пропановая кислота;  полиэтилен,  пропан; ацетон; этиловый эфир уксусной кислоты; аминоуксусная кислота; пропилен, ацетилен.
    6. 
    Химические реакции, их классификация
    Дайте классификацию химической реакции по всем известным признакам:
    а) синтез аммиака; 
    б) окисление азота; 
    в) окисление оксида серы (IV).
    7. 
    Теория электролитической диссоциации
    Составьте молекулярное, полное ионное и  сокращенное ионное уравнение взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой. 
    8. 
    Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
    Предложите условия смещения химического равновесия в сторону продуктов реакции:
    а) N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q               a)  2SO2 + O2 ↔ 2SO3 +Q
    9. 
    Окислительно-восстановительные реакции
    Расставьте коэффициенты методом ионно-электронного баланса. 
    KMnO4 + HCl = Cl2  + MnCl2+KCl+H2O
    10. 
    Генетическая связь
    Осуществите превращения:
    CaCO3 → CaO → CaCO3→Ca(HCO3)2→CO2 →H2CO3
    11. 
    Задачи
    Оксид серы (VI) массой 8 г растворили в 110 г 8% раствора серной кислоты. Какая соль, и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 10,6 г гидроксида калия?
    12. 
    Задачи
    Смешали 125 мл 5% раствора гидроксида лития (ρ = 1,05 г/мл) и 100 мл 5% раствора азотной кислоты (ρ = 1,03 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю нитрата лития в нем.
    
    
    7. Давайте отдохнем. Викторина
    Назовите ученого, который впервые получил природное органическое вещество из неорганического (Фридрих Велер)
    Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена. Но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? (Чарльз Макинтош – непромокаемый плащ, который стали называть его именем).
    От щелочи я желт как в лихорадке, краснею от кислот как от стыда, но я бросаюсь в воду без оглядки, и там уж не заест меня среда.
    Я пью его в мельчайших дозах, на сахар капаю раствор, а он способен бросить в воздух, любую из ближайших гор (нитроглицерин).
    Какую воду называют мертвой? (с состав сходит дейтерий) 
    Что хранили в сосудах из алюминия в средние века? (ничего, так как его еще не умели получать)
    Какой металл придает ума глупцу, честь подлецу, трусливому геройства? (золото)
    Академик Ферсман писал, что при отсутствии этого металла «…на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к. лишившись всего 3 г этого металла, он бы моментально умер».( железо)
    Какая кислота содержится в клетках крапивы? (муравьиная)
    Какой газ используют в медицине для снятия болевого шока при операциях (веселящий)
    Какой воздух легче – влажный или сухой?
    Верно ли, что 19 веке в Петербургской академии наук обсуждалась возможность называть соляную кислоту водородом хлоровичем, воду – водородом кислородовичем? (да)
    
    8. Подводим итоги. Выставляем оценки.
    9. Заключение:
    «Жить надо, чтобы выполнить задачу природы.… Сумей быть полезен, нужен и дорог другим. Так жил или так хотел жить я сам.… Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным… Удовольствие пролетит – оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Ученье – себе, плод ученья – другим. Другого смысла в ученье нет, иначе его бы не было…»
                                                                                                                              Д.И. Менделеев.
    
    
    Учетная карточка
                                                 Ученика………………………………………….. 
    
    №
    Темы школьного курса химии
    Хорошо знаю
    Тема вызывает затруднения
    Могу поделиться знаниями
    Самооценка за работу на уроке
    1. 
    Химия в повседневной жизни человека
    
    
    
    
    2. 
    Периодический закон и периодическая система химических элементов
    
    
    
    
    3. 
    Строение атома
    
    
    
    
    4. 
    Классы неорганических веществ
    
    
    
    
    5. 
    Классы органических веществ
    
    
    
    
    6. 
    Химические реакции
    
    
    
    
    7. 
    Теория электролитической диссоциации
    
    
    
    
    8. 
    Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
    
    
    
    
    9. 
    Окислительно-восстановительные реакции
    
    
    
    
    10. 
    Генетическая связь
    
    
    
    
    11. 
    Задачи
    
    
    
    
    12. 
    Викторина: «Как ты знаешь химию?»
    
    Итоговая оценка:
    
    
    11 - 12 положительных ответов – отлично
    8-10  положительных ответов -  хорошо
    5 – 7 положительных ответов - удовлетворительно
    Менее 5 – неудовлетворительно
    
     

    Автор(ы): Ишкуватова М. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc