Шукшина Светлана Петровна учитель химии высшей квалификационной категории МОБУ «Саракташская СОШ №2» Название предмета: Химии Класс: 9 УМК (Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская,2010 год): Уровень обучения (базовый): Тема урока: Химия и здоровье. Азотсодержащие органические соединения (калорийность белков).Лекарственные препараты и их применение. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 9 Место урока в системе уроков по теме: 7 Цель урока: Актуализировать знания учащихся об аминокислотах как органических амфотерных соединениях и о белках - природных полимерах, дать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи. Помочь учащимся сориентироваться в многообразии современных лекарственных препаратах и их применение. Задачи урока: Образовательные : - дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях и о белках - природных полимерах; - рассмотреть строение аминокислот, пептидной группы, способность образовывать полимеры; - изучить практическую значимость аминокислот и белков для человека. Развивающие: - формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента; -продолжить формирование навыков работы в группе; -развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки,прививая интерес к химии,как учебному предмету. Воспитательные: - воспитывать культуру общения через работу в коллективе; - формировать научное мировоззрения учащихся на примере интеграции естественных наук; - продолжить развитие навыков ведения здорового образа жизни на основе знакомства пищевой ценностью белков, потребностями организма в белках, вычисление калорийности пищевых продуктов. - формировать навыки исследовательской работы. Тип урока: урок изучения нового материала. Планируемые результаты: Предметные: Знать, видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать полезные и смысловые установки для своих действии и поступков, вести здоровый образ жизни, самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, обобщение результатов эксперимента. Уметь работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу. Личностные: самостоятельно ставить цели, добывать знание на основе наблюдений, анализа, обобщение результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу; Метапредметные: искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовать ее в домашнее задание. Техническое обеспечение урока: Реактивы: раствор белка, хлорид натрия, раствор сульфата меди, 10% раствор гидроксида натрия, концентрированный раствор азотной кислоты. Оборудование: пробирки, держатели, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, кусочки мяса, полоски тканей, воронка,марля Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ). Содержание урока. № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Девиз урока: « Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства и лекарств». Д.Леббок Взаимное приветствие учителя и учащихся 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Мы состоим из них, они для нас необходимы! Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить? Об аминокислотах,записывают общую формулу аминокислот. NH2—R—COOH 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Закрепление знаний по теме «Азотсодержащие соединения». Организует фронтальный опрос: - Какие функциональные группы входят в состав аминокислот? - Какими свойствами обладает аминогруппа? - Какими свойствами обладает карбоксильная группа? - Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы? - Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете? - Тогда аминокислоты мы назовём … ( органические амфотерные соединения). Отвечают на поставленные вопросы 4 Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний о химических свойствах аминокислот. Изучению свойств аминокислот. Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие . Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах. Работа в парах: Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях Работают в парах. (Инструкция №1) Экспериментально изучают химические свойства аминокислот 5 Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Вопросы для класса: - Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами? - Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия. Запишите самостоятельно реакцию горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка). Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.( стр.235). ( два ученика делают запись у доски) Реакции с растворами кислот: NH2CH2COOH + HCl(NH3CH2COOH)Cl Реакции с растворами щелочей: NH2CH2COOH + NaOH NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия) Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная. 4NH2CH2COOH + 13O28CO2 + 10H2O + 2N2 Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью 6 Первичное закрепление Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Организует работу в группах: 1-я группа: «Качественные (цветные) реакции на белок» 2-я группа: «Обнаружение белков в мясном бульоне». Организует выполнение тестового задания и взаимопроверку учащихся. Письменный контроль (тестирование) Белки в обмене веществ занимают особое место. В зависимости от возраста, пола, выполняемой деятельности меняется норма белков в питании. Для взрослого человека в суточном рационе должно содержаться в среднем 100-118 г. белков. При тяжелой физической работе норма белков в пище увеличивается до 130-140 г. Растущий организм ребенка нуждается в дополнительном количестве белков, обеспечивающих рост и формирование тела. Если для взрослого человека нужно на 1 кг. массы тела около 1,5 г. белков в сутки, то для ребенка в первые годы жизни эта норма должна быть примерно в З раза больше. Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживает постоянство водно-солевой среды организма. Без белков нет роста. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ — белки. Организует решение задачи на определение энергозатрат и составление рациона питания. Работают в группах. Экспериментально проводят качественные реакции на белки. (Л.о.№18) Выполняет предложенные задания. Проводят взаимопроверку. Сравнивают результаты с образцом. Составляют рацион питания 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Укажите,чем отличаются белки по химическому составу от жиров и углеводов.Объясните,почему белковую пищу нельзя заменить на продолжительное время пищей,содержащей только жиры и углеводы. В предложении вставить пропущенные слова или словосочетания. Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________. Слова для справок : предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическое, неверном, химические соединения, ядом, врача Какие бывают лекарства и почему они лечат В медицинской практике лекарственные вещества делятся на группы в зависимости от их действия на системы и органы. Например: Снотворные и успокаивающие(седативные); Сердечно – сосудистые; Анальгезирующие (болеутоляющие),жаропонижающие и противовоспалительные; Противомикробные (антибиотики,сульфаниламидные препараты и др.); Местно-анестезирующие; Антисептические; Диуретические; Гормоны; Витамины Воспринимают полученное задания. Слушают и задают вопросы по домашнему заданию. 8 Рефлексия Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Подведение итогов, рефлексия и выставление отметок 1. Главным носителем жизни являются … . 2. … - это сложные высокомолекулярные соединения, построенные из … . 3. Элементный состав белков: … . 4. Молекулярная масса белков изменяется от … до … . 5. Многие белки растворимы в …, почти все растворяются в … . 6. Нерастворимы белки, из которых построены … . 7. Функции белков в организме … . Ответы: 1. Белки. 2. Белки; остатков α – аминокислот. 3. С, Н, О, N, S. 4. Десяти тысяч, миллионов. 5. Воде, растворах солей, кислот; щелочах. 6. Ткани живых организмов: кожа, сухожилия, мышцы, ногти, волосы. 7. Строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая. Инструкция №1. Химические свойства аминокислот. 1 группа 2 группа 3 группа Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами Взаимодействие аминоуксусной кислоты со щелочами Испытание раствора аминокислоты индикатором На предметное стекло поместите 1-3 капли соляной кислоты и метилоранжа до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси На предметное стекло поместите 1-3 капли гидроксида натрия и фенолфталеина до изменения окраски. Затем добавляйте по каплям раствор глицина до изменения окраски реакционной смеси На предметное стекло поместите 1-3 капли раствора глицина и добавьте метилоранж до изменения окраски Объясните происходящие изменения. Сделайте вывод Почему произошло обесцвечивание раствора? Что наблюдаете? Инструкция №2 .«Качественные (цветные ) реакции на белок» Стимул: Для успешного выполнения задания познакомьтесь по тексту учебника с названиями и назначением качественных реакций белка. 1.Приступайте к ознакомлению с опытами. Результаты наблюдений запишите в таблицу: № опыта Название реакции Реактивы Окраска раствора 2.На основании изученных опытов составьте устный рассказ о цветных реакциях на белок. Договоритесь, в своей группе, кто из вас будет выступать. Инструкция №3. «Обнаружение белков в мясном бульоне». Стимул: Для успешного выполнения задания познакомьтесь по тексту учебника с названиями и назначением качественных реакций белка. 1.Приступайте к выполнению опытов согласно инструкции ( Лабораторный опыт №18 стр. 217) 2. Подготовьте устный комментарий по вопросам: - Какие явления вы наблюдали при проведении опытов? -Каково значение качественных реакций на белок? Почему их называют цветными? -В каких случаях, и с какой целью можно было бы применить эти реакции в жизни? Задача Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём. Таблица 1 Таблица 2 Тест по теме «Азотсодержащие органические вещества» Вариант I 1. Как называется вещество H2N —CH2 — COOH: 1. аминопропановая кислота 2. аминопентановая кислотаа 3) а3. аминоэтановая кислота 4) а4. аминопропионовая кислота 2. Соединения, в состав которых входит функциональная группа –NО2, относятся к классу 1. альдегидов 2. нитросоединений 3. карбоновых кислот 4. аминов 3. Амфотерность аминокислоты проявляют при взаимодействии с растворами 1. 1.Спиртов 2. кислот и щелочей 3. щелочей 4.средних солей 2. 4. Верны ли утверждения: А. аминокислоты входят в состав жиров 3. Б. Жиры-это сложные эфиры 1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба утверждения 4. неверно ни одно 4. 5. При гидролизе белка получаются 5. 1. спирты 2. аминокислоты 3. карбоновые кислоты 4. кетоны 6. 7. 8. Тест по теме «Азотсодержащие органические вещества» 9. 10. Вариант II 11. 12. 1. Пептидная связь есть в веществе 13. 1. R—C—O—CH—R 14. || | 15. O NH2 16. 2. R—C—O—NH2 3. H2N—R—NH2 4 . R—C—N—R 17. || | || | O 18. O H О H 19. 20. 21. 2. Белки не имеют функцию: 22. 1.строительную 2.ферментативную 3.касательную 4.энергетическую 23. 3. Формула аминопропановой кислоты 1. CH3 COOH 2. CH3 CH2 – COOH 3. NH2 – CH2 CH2 COOН 4. Cl – CH2 CH2 COOH 24. 25. 3. При взаимодействии аминокислот между собой образуется 1. сложный эфир 2. пептид 3. новая аминокислота 4. средняя соль 5. 4. Аминокислоты входят в состав: 1. жиров 2. белков 3. углеводов 4. масел 6. 7. 5. Верны ли утверждения: 8. 9. А от концентрированной азотной кислоты белок приобретает желтую окраску. 10. Б. аминокислоты проявляют только основные свойства 1. 1.верно только А 2. верно только Б 3. верны оба утверждения 4. неверно ни одно 2.
Автор(ы): Шукшина С. П.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx