Шукшина Светлана Петровна учитель химии МОБУ “Саракташская средняя общеобразовательная школа №2” Саракташский район Название предмета: Химии Класс: 9 УМК (Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская,2012год): Уровень обучения (базовый): Тема урока: Азотсодержащие органические соединения Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков по теме: 7 Цель урока: Актуализировать знания учащихся об аминокислотах как органических амфотерных соединениях и о белках - природных полимерах. Задачи урока: Образовательные : - дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях и о белках - природных полимерах; - рассмотреть строение аминокислот, пептидной группы, способность образовывать полимеры; - изучить практическую значимость аминокислот и белков для человека. Развивающие: - формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента; -продолжить формирование навыков работы в группе; -развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес к химии, как учебному предмету. Воспитательные: - воспитывать культуру общения через работу в коллективе; - формировать навыки исследовательской работы. Тип урока: урок изучения нового материала. Планируемые результаты: Предметные: Знать, видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать полезные и смысловые установки для своих действии и поступков, вести здоровый образ жизни, самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, обобщение результатов эксперимента. Уметь работать в группе, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу. Личностные: самостоятельно ставить цели, добывать знание на основе наблюдений, анализа, обобщение результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу; Метапредметные: искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовать ее в домашнее задание. Техническое обеспечение урока: Реактивы: раствор белка, хлорид натрия, раствор сульфата меди, 10% раствор гидроксида натрия, концентрированный раствор азотной кислоты. Оборудование: пробирки, держатели, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, кусочки мяса, полоски тканей, воронка,марля Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ). Содержание урока. Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Взаимное приветствие учителя и учащихся 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Мы состоим из них, они для нас необходимы! Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить? Об аминокислотах, записывают общую формулу аминокислот. NH2—R—COOH 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Организует фронтальный опрос: - Какие функциональные группы входят в состав аминокислот? - Какими свойствами обладает аминогруппа? - Какими свойствами обладает карбоксильная группа? - Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы? - Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете? - Тогда аминокислоты мы назовём … (органические амфотерные соединения). Отвечают на поставленные вопросы 4 Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний о химических свойствах аминокислот. Изучают свойства аминокислот. Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие сладкие . Химические свойства аминокислот рассмотрим, работая в группах. Работа в парах: Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях Работают в парах. (Инструкция №1) Экспериментально изучают химические свойства аминокислот 5 Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Вопросы для класса: - Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами? - Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия. Запишите самостоятельно реакцию горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка). Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику.( стр.235). (два ученика делают запись у доски) Реакции с растворами кислот: NH2CH2COOH + HCl =(NH3CH2COOH)Cl Реакции с растворами щелочей: NH2CH2COOH + NaOH =NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия) Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная. 4NH2CH2COOH + 13O2=8CO2 + 10H2O +2N2 Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды -аминокислот называются пептидами. В зависимости от числа остатков аминокислот различают дипептиды, трипептиды, полипептиды. В таких соединениях группы —CO—NH— называют пептидными группами, а связь C—N - пептидной связью 6 Первичное закрепление Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Организует работу в группах: 1-я группа: «Качественные (цветные) реакции на белок» 2-я группа: «Обнаружение белков в мясном бульоне». Организует выполнение тестового задания и взаимопроверку учащихся. Письменный контроль (тестирование) Работают в группах. Экспериментально проводят качественные реакции на белки. (Л.о.№18) Выполняет предложенные задания. Проводят взаимопроверку. Сравнивают результаты с образцом. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Укажите, чем отличаются белки по химическому составу от жиров и углеводов. Объясните, почему белковую пищу нельзя заменить на продолжительное время пищей, содержащей только жиры и углеводы. Воспринимают полученное задания. Слушают и задают вопросы по домашнему заданию. 8 Рефлексия Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Подведение итогов, рефлексия и выставление отметок 1. Главным носителем жизни являются … . 2. … - это сложные высокомолекулярные соединения, построенные из … . 3. Элементный состав белков: … . 4. Молекулярная масса белков изменяется от … до … . 5. Многие белки растворимы в …, почти все растворяются в … . 6. Нерастворимы белки, из которых построены … . 7. Функции белков в организме … . Ответы: 1. Белки. 2. Белки; остатков α – аминокислот. 3. С, Н, О, N, S. 4. Десяти тысяч, миллионов. 5. Воде, растворах солей, кислот; щелочах. 6. Ткани живых организмов: кожа, сухожилия, мышцы, ногти, волосы. 7. Строительная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая.
Автор(ы): Шукшина С. П.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Шукшина С. П.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx