РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «Упражнения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций» Название предмета: химия Класс: 9 УМК : Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Уровень обучения: базовый Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час. Место уроков в системе уроков по теме: тема является заключительной в изучении раздела окислительно – восстановительных реакций Цели урока: Образовательная — закрепить понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”; закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; Развивающая – продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету. Воспитывающая — способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу; совершенствовать трудовые навыки. Тип урока: систематизации и обобщение знаний и умений. Планируемые результаты: учащиеся должны знать: ключевые понятия по теме «степень окисления», «окислитель», «восстановитель», процесс окисление, процесс восстановление; учащиеся должны уметь: определять степень окисления, составлять окислительно – восстановительные реакции, расставлять коэффициенты методом электронного баланса, объяснять окислительно-восстановительную двойственность. Оборудование урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, , приложения к уроку, раздаточный материал Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организационный момент Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Приветствуют учителя 2 Мотивация учебной деятельности выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Эпиграф «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р.Декарт. Прочтите внимательно эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете? Записывают тему урока. Соотносят эпиграф с задачами урока. Высказывают мнение о необходимости умения применять полученные знания на практике. 3 Актуализация знаний и умений выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Для того, чтобы наш урок был более плодотворным, вспомним ключевые понятия. Дополните фразы: Степень окисления – это…. Окислитель – это…. Восстановитель – это…. Окисление – это…. Восстановление – это…. ОВР – это…. Дают определение понятиям, дополняют друг друга. 1 ученик работает у доски. Задание: заполните таблицу, распределив следующие частицы: Mg+2,H20,S0, N-3, As+5, Na0, AI+3, S+4, P+3, Br-, Mn0,Cr+6,S-2 Только восстановитель Только окислитель И окислитель, и восстановитель Проверяют работу ученика, делают вывод 4 Обобщение и систематизация знаний закрепление нового знания и умения при решении типовых задач Задание №1. Распределите указанные на доске уравнения реакций по типам, расставьте коэффициенты и укажите среди них ОВР. CaCO3=CaO + CO2 H2 + O2 = H2O KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 SO3 + H2O = H2SO4 NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O AI + HCI = AICI3 + H2 Какие типы реакций могут быть ОВР? Задание №2. Обсудите в паре, какие из приведённого ниже списка полуреакций относятся к окислению, какие к восстановлению и выпишите полуреакции: 1 вариант – окисления; 2 вариант – восстановления. Дополните схемы этих полуреакций, показав число электронов: а. Fe+2 → Fe+3 б. Fe+2 → Fe0 в. N+5 → N+2 г. N20 → 2N+2 д. O20 → 2O –2 е. Mn+7 → Mn+2 ж. Mn+7 → N+4 з. 2N–3 → N20 и. N–3 → N+2 Работают на местах Делают вывод (реакции замещения могут быть только ОВР, реакции обмена не могут быть ОВР, реакции соединения и разложения могут быть как ОВР, так и не ОВР) Ученики выполняют задание с последующей взаимопроверкой. 5 Применение знаний и умений в новой ситуации закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. На прошлом уроке вы познакомились с алгоритмом составления ОВР методом электронного баланса. Предлагаю вспомнить его и выполнить следующее задание. Задание №1: Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса, укажите окислитель, восстановитель, запишите процесс окисления и восстановления. Задание для 1 варианта: NH3 + CuO = Cu + N2 + H2O Задание для 2 варианта: H2S + CI2 + H2O = H2SO4 + HCI Задание №2. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса: S + HNO3 = H2SO4 + NO2 + H2O Коэффициент перед формулой восстановителя равен: а) 6 б) 3 в) 2 г) 5 Ребята работают по вариантам №1 и №2 на местах, одновременно 2 человека у доски. По окончании работы осуществляют проверку, обсуждают допущенные ошибки, проводят коррекцию знаний. По окончании работы осуществляют самопроверку. 6 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Проверка уровня усвоения изученного материала А теперь я предлагаю вам проверить, насколько успешно вы усвоили тему «Окислительно – восстановительные реакции» Самостоятельно выполняют разноуровневое тестовое задание. (Приложение №1) 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Предлагаю вам на выбор выполнить одно из предложенных заданий. (Приложение 2) 8 Рефлексия Проверить умение обучающихся самостоятельно оценивать свою деятельность Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. Я понял, что … Я научился … Мне необходимо…
Автор(ы): Белькова Т. Н.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Белькова Т. Н.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docАвтор(ы): Белькова Т. Н.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 2.docx