Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №6 Упражнения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций

Текст урока

  • Конспект

     
    
    
    
    
    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
    «Упражнения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций»
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК : Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.
    Место уроков в системе уроков по теме: тема является заключительной в изучении  раздела окислительно – восстановительных реакций
    Цели урока:
    Образовательная —  закрепить понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”;  закрепить навыки в составлении     уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса; 
    Развивающая – продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
    Воспитывающая — способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу; совершенствовать трудовые навыки.
    Тип урока: систематизации и обобщение знаний и умений.
    Планируемые результаты:
    учащиеся должны знать: ключевые понятия по теме «степень окисления», «окислитель», «восстановитель», процесс окисление, процесс восстановление; 
    учащиеся должны уметь: определять степень окисления, составлять окислительно – восстановительные реакции, расставлять коэффициенты методом электронного баланса, объяснять окислительно-восстановительную двойственность.
    Оборудование   урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, , приложения к уроку, раздаточный материал
    Содержание урока
    
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1
    Организационный момент 
    
    Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
    Приветствуют учителя
    2
    Мотивация учебной деятельности 
    выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Эпиграф 
    «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р.Декарт.
    Прочтите внимательно эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?
    Записывают тему урока.
    Соотносят эпиграф с задачами урока.
    Высказывают мнение о необходимости умения применять полученные знания на практике.
    3
    Актуализация знаний и умений
    выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Для того, чтобы наш урок был более плодотворным, вспомним ключевые понятия. Дополните фразы:
    Степень окисления – это….
    Окислитель – это….
    Восстановитель – это….
    Окисление – это….
    Восстановление – это….
    ОВР  – это….
    
    
    Дают определение понятиям, дополняют друг друга.
    1 ученик работает у доски.
    Задание: заполните таблицу, распределив следующие частицы:
    Mg+2,H20,S0, N-3, As+5, Na0, AI+3, S+4, P+3, Br-, Mn0,Cr+6,S-2
    Только восстановитель
    Только окислитель
    И окислитель, и восстановитель
    
    
    
    Проверяют работу ученика, делают вывод
    4
    Обобщение и систематизация знаний
    закрепление нового знания и умения при решении типовых задач
    Задание №1. Распределите указанные на доске уравнения реакций по типам, расставьте коэффициенты и укажите среди них ОВР.
    CaCO3=CaO + CO2
    H2 + O2 = H2O
    KMnO4 =  K2MnO4 + MnO2 + O2
    SO3 + H2O = H2SO4
    NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
    AI + HCI = AICI3 + H2
    Какие типы реакций могут быть ОВР?
    
    Задание №2. Обсудите в паре, какие из приведённого ниже списка полуреакций относятся к окислению, какие к восстановлению и выпишите полуреакции: 1 вариант – окисления; 2 вариант – восстановления. Дополните схемы этих полуреакций, показав число электронов:
    а. Fe+2 → Fe+3
    б. Fe+2 → Fe0
    в. N+5 → N+2
    г. N20 → 2N+2
    д. O20 → 2O –2
    е. Mn+7 → Mn+2
    ж. Mn+7 → N+4
    з. 2N–3 → N20
    и. N–3 → N+2
     Работают на местах
    
    
    
    
    Делают вывод (реакции замещения могут быть только ОВР, реакции обмена не могут быть ОВР, реакции соединения и разложения могут быть как ОВР, так и не ОВР)
    
    
    Ученики выполняют задание с последующей взаимопроверкой.
    5
    Применение знаний и умений в новой ситуации
    закрепление нового знания и умения при решении типовых задач.
    
    На прошлом уроке вы познакомились с алгоритмом составления ОВР методом электронного баланса.  Предлагаю вспомнить его и выполнить следующее задание.
    Задание №1: 
    Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса, укажите окислитель, восстановитель, запишите процесс  окисления и восстановления.
    Задание для 1 варианта:
    NH3 + CuO = Cu + N2 + H2O
    Задание для 2 варианта:
    H2S + CI2 + H2O = H2SO4 + HCI
    Задание №2.
     Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
    S + HNO3 = H2SO4 + NO2 + H2O
    Коэффициент перед формулой восстановителя равен:
    а) 6  б) 3   в) 2  г) 5
    Ребята работают по вариантам  №1 и №2  на местах, одновременно 2 человека у доски.
    
    
    По окончании работы осуществляют проверку, обсуждают допущенные ошибки, проводят коррекцию знаний.
    
    
    
    
    
    
    
    По окончании работы  осуществляют самопроверку.
    6
    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
    Проверка уровня усвоения изученного материала
    А теперь я предлагаю вам проверить, насколько успешно вы усвоили тему «Окислительно – восстановительные реакции»
    Самостоятельно выполняют  разноуровневое тестовое задание. (Приложение №1)
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    
    Предлагаю вам на выбор выполнить одно из предложенных заданий.
    (Приложение 2)
    
    8
    Рефлексия
    Проверить умение обучающихся  самостоятельно оценивать свою деятельность
    Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
    Я понял, что …
    Я научился …
    Мне необходимо…
    
    
    
    
       
     

    Автор(ы): Белькова Т. Н.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку