Белькова Татьяна Николаевна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: химия Класс: 9 УМК: Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. Уровень обучения: базовый Тема урока: Первоначальные представления об органических веществах Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час. Место уроков в системе уроков по теме: Первый урок в разделе «Органические соединения» Цельурока: сформировать представление о составе и строении органических соединений, их отличительных признаках; выявить причины многообразия органических веществ; продолжить формирование умения составлять структурные формулы на примере органических веществ. Задачи урока Образовательные: сформировать понятие о предмете органической химии, рассмотреть особенности органических веществ; закрепить понятие «валентность»; ознакомить с основными положениями теории химического строения органических соединений; начать формировать навыки составления структурных формул; раскрыть значение органических веществ. Развивающие: развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление); продолжить развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха. Тип урока: изучение новых знаний. Планируемые результаты: Знать ключевые понятия, особенности органических веществ, уметь соотносить особенности строения органических веществ с их многообразием, иметь первоночальное представление об изомерах. Выявлять причинно-следственные связи, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: коллекция органических и неорганических веществ, набор шаростержневых моделей, этиловый спирт (в спиртовке) – С2Н5ОН, парафиновая свеча, спички, фарфоровая чашка, пробирка, держатель, карточки – задания. Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Приветствуют учителя 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Ребята, мы закончили изучать очередную тему из химии элементов. Прежде чем определиться с названием новой темы, вспомним те химические понятия, которые нам помогут в изучении нового материала. Что изучает химия? Учащиеся отвечают на вопрос 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Посмотрите внимательно на коллекцию предложенных веществ и разделите данные вещества на группы (учащимся предлагается коллекция неорганических и органических веществ). Чем вы руководствуетесь при своем выборе? Еще в древности все вещества, встречающиеся на Земле, делили на две большие группы. К одной группе относили древесину, уксус, спирт, масло, т. е вещества растительного и животного происхождения. Их химики сейчас называют органическими. В другую группу входили соль, серебро, золото, сера, сода, медь это, как теперь известно –неорганические вещества. О каких веществах пойдет сегодня речь? Объясняют свои действия, высказывают предположения. Записывают тему урока 4 Первичное усвоение новых знаний Освоение новых знаний и умений До начала XIX века вещества делили по происхождению на минеральные, животные и растительные. В 1807 году шведский химик Й. Я. Берцелиус ввел в науку термин «органические вещества», объединив в одну группу вещества растительного и животного происхождения. Науку об этих веществах он предложил называть органической химией. В начале XIX века считалось, что органические вещества в искусственных условиях получить нельзя, они образуются только в живых организмах или под их воздействием. Ошибочность этого представления была доказана синтезами органических веществ в лабораторных условиях: в 1828 году немецкий химик Ф. Вёдер синтезирует мочевину, его соотечественник А. В. Кольбе в 1845 г. получает уксусную кислоту, в 1854 г. французский химик П. Э. Бертло - жиры, в 1861 г. русский химик А. М. Бутлеров - сахаристое вещество. (Эту информацию целесообразно представить на слайдах) Учитель демонстрирует формулы органических веществ. Что общего у всех органических веществ? Предлагает сформулировать понятие органическая химия. При необходимости учитель корректирует ответы учащихся. Какое химическое свойство вы можете предположить для этих веществ? Учитель демонстрирует горение свечи и спиртовки, обращает внимание на характер пламени, вносит последовательно в пламя спиртовки и свечи фарфоровую чашку, показывает, что от пламени свечи образуется копоть. Какие вещества образуются в ходе горения органических веществ? Учитель сообщает, что не все органические вещества способны гореть, но все они разлагаются при нагревании без доступа кислорода, обугливаются. Учитель демонстрирует обугливание сахара при нагревании. Приведите примеры из жизни, когда происходит разложение органических веществ, т.е. их обугливание. Учитель вновь обращает внимание на формулы органических веществ. Ребята, определите вид химической связи в органических веществах, исходя из их состава. Учитель предлагает сделать вывод о признаках органических веществ Как вы думаете, сколько органических соединений сейчас известно? В 1999 году зарегистрировано 18-миллионное органическое вещество. Учитель предлагает решить проблему. В чем причины многообразия органических веществ? Предлагает поработать в парах. Задание №1 Записать структурные формулы следующих органических веществ: СН4, С2Н6, С2Н2, С3Н8, С3Н6. (Уточняет, что углерод в органических соединениях 4-х валентен) Задание №2 Используя модели для построения молекул попытайтесь построить молекулу состоящую из 4-х атомов углерода и 10-ти атомов водорода (бутана – С4Н10). Сделайте вывод о полученных веществах. Учитель проверяет правильность сборки моделей и изображения структурных формул, помогает учащимся, у которых возникли затруднения. Учитель вводит понятие изомеры. Отвечают на вопрос (В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод). Дают определение понятию (Органическая химия – это химия соединений углерода) Предполагают, что они горят. Наблюдают, выдвигают предположения о продуктах горения органических веществ. (При горении органических веществ образуются углекислый газ и вода) Приводят примеры из личных наблюдений Работают в тетрадях, записывают основные признаки органических веществ, при затруднении обращаются к тексту учебника с.214 Озвучивают проделанную работу: 1. Содержат углерод. 2. Горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов. 3. Связи в молекулах органических веществ ковалентные. 4. Кристаллическая решетка молекулярная. Учащиеся выдвигают предположения. Работают в парах, делают записи в тетрадях. ученики в тетрадях записывают признаки органических веществ: 1. Содержат углерод. 2. Горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов. 3. Связи в молекулах органических веществ ковалентные. Выполняют работу, записывают структурные формулы полученных веществ. Делают вывод. Учащиеся записывают понятие в тетрадь. 5 Первичная проверка понимания Установить, усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы. Следит за работой класса и ответами учащихся При необходимости устраняет обнаруженные пробелы А каково же значение органических веществ? Для того, чтобы оценить роль органической химии в нашей жизни, представьте, что станет с нашей жизнью, если из нее исчезнут изделия из дерева, пластмассы, ткани, встанет транспорт из-за отсутствия топлива, исчезнут лекарства, одежда, пища, ну, и мы с вами тоже, поскольку состоим из органических соединений. Только ли положительное значение имеют органические вещества в жизни общества? Делают вывод о причинах многообразия органических веществ. Рассуждают, приводят примеры из жизненных наблюдений 6 Первичное закрепление Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. Учитель предлагает построить изомеры состава C5H12, если известно, что их существует три. После вынесения всех изомеров на доску, учитель обращает внимание учащихся на методику построения изомеров: уменьшение с каждым разом главной цепи и увеличение числа радикалов. Предлагает выполнить задание №1, №2 (Приложение №1) Выполняют задание с последующей проверкой у доски Выполняют задания с последующей самопроверкой. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. п.48 выписать в тетрадь названия органических веществ, имеющихся дома. 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… - Мне было сложно…. -Неожиданностью для меня явилось то, что…. Организует самооценку собственной учебной деятельности. Отвечают
Автор(ы): Белькова Т. Н.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Белькова Т. Н.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx