Сулейманов Артур Фаильевич учитель химии и биологии МОБУ "Никитинская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: химия Класс: «9» УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Металлы и их соединения» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11 Место урока в системе уроков по теме: 10 Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Металлы». Задачи урока: I. Образовательные 1. Обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения. 2. Закрепление и расширение знаний о связи химии с жизнью. II. Воспитательные 1.Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу. 2. Формирование научного мировоззрения. III. Развивающие 1. Развитие познавательного интереса к химии. 2. Развитие логического мышления обучающихся на примере сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы. 3. Развитие речи, памяти, внимания, воображения. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Планируемые результаты: Уметь характеризовать металлы на основании их положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строении их атомов, описывать физические и химические свойства образуемых ими соединений. Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке. - Здравствуйте, ребята. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности. Где металла только нет! Он в горючем для ракет! В самолетах и судах! В черепице! В проводах! В микрочипах! В трубах! В лодках! В кирпиче и в сковородках! Он на вид седой, как иней, А зовется - алюминий. Где находят алюминий? Например, в обычной глине. Учащиеся настраиваются на работу. 3 Актуализация знаний и умений Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности. Фронтальный опрос: 1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь). 2. Как называется сплав меди с оловом? (бронза). 3. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия). 4. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина). 5. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия). 6. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия). 7. Назовите фамилию химика впервые получивший натрий, калий? (Английский химик Деви). 8. В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (алюминий) 9. Самый используемый металл в мире? (Железо) 10. Самый легкий металл? (Литий) 11. Какой самый тяжелый металл? (Осмий) 12. Можно ли серную концентрированную кислоту перевозить в цистернах? (можно) 13. Как распознать катионы железа? (Красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид калия и аммония). 14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий) 15. Можно ли получить щелочной металл натрий гидрометаллургией? (Нет) Ученики отвечают на вопросы. 4 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Осуществите цепочку превращений: Сu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → Cu Для 5 реакции - расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель. Для 3 реакции – запишите полное и сокращенное ионное уравнение реакции. Закончите уравнения реакций: 2Fe2O3 + 3C = Fe2O3 + 3CO = Fe2O3 + 3H2 = Fe2O3 + 2Al = Учащиеся выполняют задания. 5 Применение знаний и умений в новой ситуации Выявление качества знаний, установление причин недостатков. Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)? Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг 16 кг х кг Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe 1 к/моль 2к/моль 160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг. Ответ: 5,4 кг. 6 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Организовать закрепление знаний. Самостоятельная работа по карточкам (Приложение 1) Выполняют самостоятельную работу. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения. Подготовка к контрольной работе «Металлы и их соединения» Учащиеся записывают домашнее задание. 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Анкета 1. На уроке я работал… 2. Своей работой на уроке я… 3. Урок для меня показался… 4. За урок я… 5. Мое настроение… 6. Материал урока мне был… Учащиеся заполняют анкету.
Автор(ы): Сулейманов А. Ф.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxПриложение 1. Самостоятельная работа «Химические свойства металлов» Карточка №1 Закончить уравнения возможных реакций: 1. Na+H2O→ 2. Zn+HCI→ 3. Cu+H2SO4(разб)→ 4. K+O2→ 5. Fe+S→ 6. Al+NaOH→ 7. Fe+CuSO4→ 8. Mg+Na2O→ 9. ZnO+C→ 10. K+HNO3(разб)→ N2+…+ H2O Самостоятельная работа «Химические свойства металлов» Карточка №2 Закончить уравнения возможных реакций: 1. Mg+ H2O→ 2. Cu+HCI(разб)→ 3. Li+ O2→ 4. Cu+CI2→ 5. Mg+CuCI2→ 6. AI+Fe2O3→ 7. Na2O+H2→ 8. Zn+NaOH→ 9. Fe+ H2SO4(разб)→ 10. Na+S→
Автор(ы): Сулейманов А. Ф.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx