Слепушкина Марина Александровна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: химия Класс: 9 УМК: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс», Москва «Русское слово», 2012г Уровень обучения: базовый Тема урока: Жесткость воды и способы ее устранения Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков: №50 Цель урока: формирование у учащихся знаний о жесткости воды и способе ее устранения Задачи урока Образовательные: рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком; изучить способы устранения жесткости воды. Развивающие: Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества Воспитательные: Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям. Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик". Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента. Тип урока: комбинированный урок Планируемые результаты Предметные умения Формирование представления о жесткостях воды: «карбонатная или временная жёсткость», «некарбонатная или постоянная жесткость» и способах ее устранения. Личностные УУД: Актуализация сведений из личного жизненного опыта, примеры, содержащие сведения, которые знакомы из межпредметных знаний; обоснование материала, для чего нужно знать жесткость воды и способы ее устранения Регулятивные УУД: Планирование химического эксперимента, составление плана и последовательности его проведения, прогнозирование результатов опытов. Сравнение результатов с заданным эталоном. Познавательные УУД: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество учителя с учениками. Организация работы в парах, умения договориться, учет личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента Техническое обеспечение урока: вода мягкая, вода из крана, шампунь Содержание урока. № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Приветствуют учителя 2 Мотивация учебной деятельности выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности - Добрый день!- тебе сказали, - Добрый день, - ответил ты Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. Я думаю, что эта ниточка будет между нами на протяжении всего урока, и мы достигнем общей поставленной цели. Настраиваются на урок 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Дифференцированная работа Работа по карточкам, 3 человека. №1.В каком порядке расположены щелочно-земельные металлы Be, Mg, Ca ? Уменьшения их атомного радиуса. Увеличения их атомного радиуса. Ослабление металличности. Увеличения степени окисления. №2. Чем атомы щелочно-земельных металлов отличаются друг от друга? Количеством энергетических уровней. Высшей степенью окисления. Количеством электронов на внешнем энергетическом уровне. Типом орбитали с валентными электронами на ней. №3. С чем активно взаимодействует на воздухе барий? С азотом воздуха. С водяным паром. С кислородом воздуха. Все ответы верны. Работа парами в тетрадях. Составьте в молекулярном и ионном виде уравнения реакций получения хлорида кальция несколькими способами. Работают с текстом карточки. Обмениваются и проверяют по эталону. Обмениваются и проверяют по эталону 4 Постановка учебной задачи постановка целей учебной деятельности Учитель приглашает к демонстрационному столу одного из учащихся для проведения опыта: растворение мыльного раствора в дождевой воде и в воде из крана. В дождевой воде мыло пенится хорошо, а в воде из- под крана плохо, почему? - Какова тема нашего урока? - Какую цель и задачи вы ставите на уроке? Выполняет опыт и делает вывод, что вода обладает жесткостью. Формулируют тему, цель и задачи урока. 5 Освоение нового учебного материала освоение новых знаний и умений Анализ так называемой жёсткой воды показывает наличие большого количества ионов магния и кальция. -Как они попадают в раствор? Давайте вспомним, какими свойствами обладают кальций и магний, и их соединения? Работа учащихся с учебником. Задание: Пользуясь учебником заполните информационные карточки - А как вы думаете, жесткость воды выполняет отрицательное или положительное значение для человека? Заполняют таблицу и озвучивают. Виды жесткости воды и способы ее устранения Ответы Какие бывают виды жесткости? Как устранить жесткость воды? Каковы основные уравнения химических реакций, характеризующие способы устранения жесткости воды 1. Отложение накипи на поверхности нагревательных элементов холодильников, стиральных машин и т.д. снижает экономичность их работы. 2. Известковые отложения в водопроводных трубах затрудняют прохождение воды через них и создание нормального температурного режима в домах становится невозможным. 3. Избыточная жесткость воды способствует образованию камней в почках, печени, мочевом пузыре человека. 4. Нерастворимые соли кальция и магния закупоривают поры на коже человека, ухудшая состояние кожи и волос. 5. Жесткость воды обуславливает быстрый износ тканей, т.к. при стирке нерастворимые соли кальция и магния оседают на волокнах, играя роль абразива. 6. В жесткой воде при стирке увеличивается расход мыла, т.к. мыло образует с солями кальция и магния нерастворимые соединения. 6 Закрепление учебного материала закрепление новых знаний и умений при решении типовых задач и выполнения заданий Работа в группах. Каждая группа систематизирует полученные знания на уроке, оформляя таблицу и отвечая на вопросы. 1 группа: Укажи свойства жесткой и мягкой воды. 2 группа: Назови виды жесткой воды 3 группа: Заполни таблицу: Устранение жесткости воды Работа в парах. Викторина - химия вокруг нас. 1. Почему в чайнике образуется накипь? 2. Как доказать, что накипь содержит карбонаты? Как химическим способом очистить, например чайник от накипи в домашних условиях? 3. К каким водам – мягким или жестким – относится водопроводная и колодезная вода? Чем объяснит, что эта вода, как правило, вкусная, а дождевая и снеговая безвкусная? 4. Как очистить яйцо от скорлупы. Не разбивая его? 5. Почему при варке треснутого яйца в соленой воде белок не вытекает, а в не соленой вытекает 1 учащийся от группы выступает Взаимопроверка по эталону ответа 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению получение информации о домашнем задании П.43 Решить задачу: Для устранения жёсткости воды иногда применяют ортофосфат натрия. На чём основано применение этой соли? Ответ подтвердите, составив соответствующие уравнения реакций. №4 стр. 196 (по желанию) Записывают в дневники 8 Рефлексия анализ учащимися результатов своей учебной деятельности -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… - Я достиг поставленной задачи…. -Неожиданностью для меня явилось то, что…. Организует самооценку собственной учебной деятельности. Отвечают
Автор(ы): Слепушкина М. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx