Слепушкина Марина Александровна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: химия Класс: 9 УМК: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс», Москва «Русское слово», 2012г Уровень обучения: базовый Тема урока: Алюминий и его соединения Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 Место урока в системе уроков: урок №48 Цель урока: формирование у учащихся знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, о строении его атома, физических и химических свойствах алюминия, и его соединениях. Задачи урока Образовательные: Рассмотреть строение атома алюминия. Изучить нахождение алюминия в природе, способы получения и открытие этого элемента, физические и химические свойства, а также применение. Научить учащихся самостоятельно проводить химический эксперимент с использованием инструкций и соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Развивающие: Развивать критическое мышление Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами. Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества Воспитательные: Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик". Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента. Тип урока: комбинированный урок Планируемые результаты Предметные: физические и химические свойства, способы получения, применения алюминия. безопасность и грамотность при работе с веществами Личностные: развивать навыки сотрудничества Регулятивные УУД: Планирование химического эксперимента, составление плана и последовательности его проведения, прогнозирование результатов опытов. Сравнение результатов с заданным эталоном. Познавательные УУД: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество учителя с учениками. Организация работы в парах, умения договориться, учет личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента Техническое обеспечение урока: 2 кусочка алюминия, раствор соляной кислоты, раствор хлорида меди(2). Пробирки, спиртовка. Содержание урока. № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Приветствуют учителя 2 Мотивация учебной деятельности выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Сегодняшний урок мне хочется начать словами А.С. Пушкина: «О сколько нам открытий чудных, Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг». Прежде чем перейти к открытиям сегодняшнего урока давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке Настраиваются на урок 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Работа в парах. Игра «Крестики – нолики» Победители получают отметки. Учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Химические свойства металлов» и фиксируют результаты, выявляют победителя 4 Постановка учебной задачи постановка целей учебной деятельности Создаёт условия для формулирования темы урока. На демонстрационном столе коллекция «Алюминий и его соединения» Вопрос к учащимся: «О каком металле мы сегодня будем говорить?» Что вы знаете об алюминии? В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции. Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным? Что ещё нужно узнать об алюминии? Спрашивает о целях урока, и задачах, которые ставят учащиеся. Об алюминии Учащиеся формулирую тему, цель и задачи урока 5 Освоение нового учебного материала освоение новых знаний и умений Давайте составим с вами план изучения металла алюминия. Что нам нужно включить в план урока? Изучать алюминий вы будете по плану, пользуясь учебником и дополнительным материалом. Затем каждая группа представит результат своей общей работы . На основании плана изучения составьте схему (кластер). Как вы будете представлять работу решаете сами, или один за всех, или каждый какой- то вопрос. 1 группа: Положение в ПСХЭ. Строение атома 2 группа: Алюминий – типичный металл. 3 группа: Химические свойства алюминия (проведение л/о с кислотой и солью по инструктивной карточке ) Исследовательская работа 4 группа. Распространение алюминия в природе и его получение. 5 группа. Применение алюминия на основе его свойств. Во время работы групп учитель наблюдает, оказывает помощь нуждающимся, консультирует. Ответы учеников 1. Положение в ПСХЭ и строение атома. 2.Нахождение в природе. 3.Получение 4.. Физические свойства 5. Химические свойства. 6. Применение Изучают предложенную информацию (учебник, видеофрагменты, презентация) Выполняют исследовательскую работу (лабораторный опыт) по карточке Лабораторный опыт «Взаимодействие алюминия с растворами кислот и солей» Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и солям . Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой проточной водой! Сообщи учителю! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку. Отверстие пробирки направляй в сторону от себя и товарищей. Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте. Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора хлорида меди(2) . Пробирку слегка прогрейте Вывод: … 6 Закрепление учебного материала закрепление новых знаний и умений при решении типовых задач и выполнения заданий 1.Организует пресс - конференцию «Алюминий и его соединения» 2. Дифференцированная работа. 2.1Решение задачи №5 после п.41 (для сильных учащихся) Рассчитайте массовую долю хлороводорода в 400г соляной кислоты, если в ней максимально растворяется 5,4г металлического алюминия 2.2 Что неверно в тексте? (для слабых учащихся) 1.Алюминий является неметаллом. 2.Находится в природе в чистом виде. 3.В соединениях проявляет степень окисления +2 и +3. 4.Взаимодействует с водой при обычных условиях. Выступают со своим исследованием Решают задачу Находят ошибки в тексте 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению получение информации о домашнем задании Изучить п.41 стр.188-193, домашний эксперимент (по выбору) Инструкция к ПР. Домашняя экспериментальная работа (для желающих) Пронаблюдайте изменения, происходящие с течением времени в следующих случаях: 1. алюминиевая фольга + вода; 2.алюминиевая фольга + нашатырный спирт (NH4OH); 3.алюминиевая фольга + уксусная кислота (CH3COOH). Сделайте выводы. Записывают д/з. 8 Рефлексия анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Подводит итоги. Организует рефлексию: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать об алюминии … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. Организует самооценку собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы
Автор(ы): Слепушкина М. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx