Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок №47 Химические свойства металлов. Сплавы металлов

Текст урока

  • Конспект

     Слепушкина Марина Александровна
    учитель химии МОБУ  «Саракташская 
    средняя общеобразовательная школа №1 
    имени 70-летия Победы в Великой 
    Отечественной войне» Саракташский район 
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс», Москва «Русское слово», 2012г
    Уровень обучения: базовый 
    Тема урока: Химические свойства металлов. Сплавы металлов
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков: урок №47
    Цель урока: формирование у учащихся знаний  о  химических свойствах металлов и их сплавов. 
    Задачи урока
    Образовательные: 
    определять взаимосвязи химических свойств металлов со строением их атомов
    сформировать знания о химических свойствах металлов
    формировать навык проводить химический эксперимент, воспитывать культуру работы с реактивами.
    Развивающие: 
    Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
    Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
    Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, делать выводы о свойствах вещества
    Воспитательные: 
    Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.
    Воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик".
    Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.
    Тип урока: комбинированный урок
    Планируемые результаты
    Предметные умения
    Формирование представления о металлах как восстановителях. Использование электрохимического ряда напряжений металлов для характеристики конкретных свойств металлов. Наблюдать химические явления и записывать уравнения химических реакций,  характеризующих свойства металлов.
    Личностные УУД:
    Актуализация сведений из личного жизненного опыта, примеры, содержащие сведения, которые знакомы из  межпредметных знаний, умения обосновать для чего нужно знать химические свойства металлов  в жизни.
    Регулятивные УУД:
    Планирование химического эксперимента, составление плана и последовательности его проведения, прогнозирование результатов  опытов. Сравнение результатов  с заданным эталоном.
    Познавательные УУД:
    Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями. Умения структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.
    Коммуникативные УУД:
    Учебное сотрудничество учителя с учениками. Организация работы в парах, умения договориться, учет  личных особенностей одноклассника его позиции, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученных результатов эксперимента
    Техническое обеспечение урока: цинк в гранулах, медная проволока, железная скрепка, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (II), спиртовка, спички, пустые пробирки.
    
    Содержание урока.
    
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя                      (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
     выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
    
    Приветствуют учителя
    2
    Мотивация учебной деятельности
    выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    - Добрый день!- тебе сказали,
    - Добрый день, - ответил ты
    Нас две ниточки связали 
    Теплоты и доброты.
    Я думаю, что эта ниточка будет между нами на протяжении всего урока, и мы достигнем общей поставленной цели.
    Настраиваются на урок
    
    
    
    
    
    
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Вспомните, какой большой раздел мы начали изучать?
    1. Индивидуальная работа. Часть учащихся отвечает на вопросы теста на местах
    2.Фронтальная беседа.
    2. Остальные работают с учителем.
    Металл – это точность, металл – это прочность.
    Скорость, высота, блеск и красота.
    Не сразу в дом пришёл металл,
    Не сразу вилкой, ложкой стал.
    Не сразу стал он кружкой и заводской игрушкой.
    Он в проводах несёт нам свет,
    Металл – коньки, велосипед,
    Метро, трамвай, будильник,
    Утюг и холодильник.
    - Какие физические свойства металлов легли в основу их применения?
    Учащиеся отвечают на вопросы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ответы детей
    
    
    
    4
    Постановка учебной задачи
    постановка целей учебной деятельности
    - У металлов есть только физические свойства? 
    - Какие ещё свойства характерны для металлов? 
     - Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить?
    - Какова тема нашего урока?
    -Какую цель,  и какие задачи вы ставите перед собой?
    нет
    
    химические
    
    о химических
    свойствах металлов
    
    Химические свойства металлов.
    Ставят цель и задачи.
    5
    Освоение нового учебного материала
    освоение новых знаний и умений
    Частично- поисковая беседа.
    - Вспомните, какие свойства проявляют металлы  в химических реакциях? Что это значит?
     - Давайте предположим, с какими веществами они могли бы проявить свои восстановительные свойства
    Работа у доски.
    Взаимодействие  с неметаллами
    Взаимодействие с водой
    Работа в парах
    
    
    
    Выполнение исследовательской работы
    На столах у вас наборы реактивов: цинк в гранулах, медная проволока, железная скрепка, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), раствор хлорида железа (II), спиртовка, спички, пустые пробирки.
    
    Используя эти реактивы проделайте опыты, запишите уравнения химических реакций, составьте схемы электронного баланса.
    
    После выполнения работы учащиеся делают вывод относительно химических свойств металлов.
    
    
    
    
    Металлы взаимодействуют с неметаллами, водой, растворами кислот и солей. 
    
    
    Пишут уравнения реакций
    2Fe +3Cl2 → 2FeCl3
    Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2↑
    В парах пишут уравнения и проверяют по эталону
    Fe+2HCl = FeCl2 + H2↑
    Учащиеся выполняют исследовательскую работу, используя инструктивную карту.
    Проделайте следующие опыты:  между цинком и соляной кислотой (опустите гранулу цинка в пробирку, прилейте 1 мл соляной кислоты, понаблюдайте за признаками реакции);
    между медью и соляной кислотой (к медной проволоке прилейте 1 мл соляной кислоты, понаблюдайте за признаками реакции);
    между железом и сульфатом меди (II) (в пробирку прилейте 2 мл сульфата меди (II) и опустите в раствор железную скрепку, понаблюдайте за признаками реакции0;
    между медью и хлоридом железа (II) (в пробирку прилейте 2 мл хлорида железа; (II) и опустите медную проволоку, понаблюдайте за признаками реакции;
    между медью и кислородом (нагрейте медь в пламени спиртовки, понаблюдайте за признаками реакции).
    Учащиеся проделывают опыты и записывают следующие уравнения реакций:
    1. Zn + 2HCl → ZnCL2 + H2 ↑
    1 Zn0 - 2e → Zn+2 - восстановитель, окисление
    1 2H+ + 2e → H2 - окислитель, восстановление
    2. Сu + HCl? реакция не протекает, так как медь стоит в ряду напряжений металлов после водорода, следовательно не вытесняет водород из растворов кислот (по особому реагирует с азотной кислотой).
    3. Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
    1 Fe0 - 2e → Fe+2 - восстановитель, окисление
    1 Cu+2 + 2e → Cu0 - окислитель, восстановление
    4. Cu + FeCl2 ? реакция не протекает, так как медь стоит в ряду напряжений металлов правее железа, следовательно, не может вытеснить его из раствора соли.
    5. 2Cu + O2 → 2CuO
    2 Cu0 - 2e → Cu+2 - восстановитель, окисление
    1 O20 + 4e → 2O-2 - окислитель, восстановление
    Предполагаемый вывод учащихся: металлы взаимодействуют с неметаллами, с растворами солей и растворами кислот согласно их расположению в ряду напряжений металлов, взаимодействие с водой зависит от активности металлов. Металлы проявляют свойства восстановителей.
    6
    Закрепление учебного материала
    закрепление новых  знаний и умений  при решении типовых задач  и выполнения заданий
    Дифференцированная работа  (для сильных)
    Необходимо составить задание на тему урока, содержащее четыре схемы уравнений реакций и обменяться  для выполнения с другими сильными детьми
    Дифференцированная работа (для слабых)
    Ответьте на следующие вопросы:
    1) В самородном виде в природе находится:
    а) цинк,
    б) железо,      
    в)золото?
    2) Для получения щелочных металлов используют:
    а) гидрометаллургия,  
    б) элетрометаллургия,        
    в) пирометаллургия?
    3) Какого метода металлургии не существует:
    а) Космометаллургия,
    б) Пирометаллургия,
    в) Гидрометаллургия?
    Выполняют задание, взаимопроверка по эталону ответа
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    получение информации о домашнем задании
    П.39, № 4,5
    Составить кроссворд «Металлы» (по желанию)
    Записывают в дневники
    8
    Рефлексия
    анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Подводит итоги. Организует рефлексию: 
    - Сегодня на уроке я научилась(ся)… 
    - Сегодня на уроке я узнал(а)… 
    -  Я достиг поставленной задачи….… 
    - Неожиданностью для меня явилось то, что…. 
    Организует самооценку собственной учебной деятельности.  
    Отвечают на вопросы
    
    
     

    Автор(ы): Слепушкина М. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx