Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №43 Кремний и его соединения.Соединения кремния в строительных и поделочных материалах

Текст урока

  • Конспект

     Панова Людмила Александровна
    учитель биологии и химии
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Новочеркасская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Тема " Кремний и его соединения.   " является четвертой в изучении подгруппы углерода
    Цель урока:  
    - изучить способы получения кремния, состав и свойства соединений кремния, проиллюстрировать их уравнениями реакций, рассмотреть области применения
    Задачи урока:
    Образовательные:
    -обеспечить в ходе урока усвоение химических и физических свойств кремния его соединений, их получение, распространение в природе, их значение для человека.
    -выработка умений и навыков: обращения с лабораторным оборудованием, текстом учебника, дополнительной литературой; проводить наблюдения, систематизировать и обобщать знания, делать выводы.
    Воспитательные:
    -всестороннее развитие личности: формирование умений ставить цели, выделять главное, планирование своей деятельности при  работе в группе; осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время;
    -воспитание эмоционально – ценностного отношения к миру.
    
    Развивающие:
    -обеспечить условия для развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей, развития творческих способностей детей;
    
    
    
    Тип урока: урок изучения нового материала
    Планируемые результаты:
    Предметные: уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов
    Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку, овладеть предметами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме
    Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, схемы, коллекции, «Природные силикаты», «Стекло и изделия из стекла», дополнительная литература, лабораторное оборудование,  презентация  к уроку,  химические реактивы: раствор соляной кислоты, раствор карбоната натрия, раствор силикатного клея; штативы с пробирками;   образцы природных соединений кремния ( гранит, горный хрусталь, кварц и др.), образцы изделий из стекла, фаянса, фарфора, керамики.
    
    Содержание урока:
    1.Организационный момент.
    -Здравствуйте, ребята!  Садитесь. Давайте мы улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня.   На уроке мы с вами повторим пройденный материал, познакомимся с темой «Кремний и его соединения», решим задачи, проведем опыты.
    2. Повторение пройденной темы.
    -На предыдущих уроках мы с вами познакомились с углеродом и с его соединениями. Давайте, мы с вами повторим. Для этого выполним задания ГИА.
    Задание № 1. (А)
    Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +6 равно:
    1)    6       2) 3          3) 4              4) 2
    Задание № 2
    Кислотным оксидом является:
    1)  CO2     2) Al2 O3     3) Na 2O             4) NO
    Задание № 3
    Оксид углерода (IV) взаимодействует с
    1) NaCl     2) P2 O5      3) Ca(OH)2        4) HNO3
    
    Задание № 4 (В 1)
    В ряду химических элементов Ge – Si – C
    
    1) увеличиваются радиусы атомов
    2) увеличивается электроотрицательность
    3) усиливаются кислотные свойства их высших оксидов
    4) возрастает значение высшей степени окисления
    5) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов
    Задание № 5 (С2)
    К избытку карбоната кальция добавили 146 г раствора с массовой долей соляной кислоты 5 %. Вычислите объем  (н.у.) выделившегося газа.
    Ответ: 2,24 л.
    Молодцы, ребята!
    
    3.Новая тема.
    - Сегодня мы познакомимся с ещё одним неметаллом, значимость которого очень велика, т.к. по распространенности на Земле он второй после кислорода, - это кремний.
    Дадим характеристику этому химическому элементу: (Слайд) (сообщение одного из обучающихся, работа с   периодической системой)
    1.Строение.
    Кремний – элемент IV группы и 3-го периода, порядковый номер 14,  А=28,  14 протонов и 14 нейтронов,  14 электронов. Строение его электронной оболочки:   14 Si 2e 8e 4e
    
    2. Нахождение в природе.
    (материал по этому вопросу может быть подготовлен и освещён обучающимися)
    
    - Земная кора на одну четверть состоит из соединений кремния. Наиболее распространённым является оксид кремния (IV) – кремнезём. В природе он образует минерал кварц и многие другие разновидности: горный хрусталь, аметист, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик (полудрагоценные камни), а также обычный кварцевый песок .
    Именно кремень положил начало каменному веку. Причин этому две: доступность и распространённость, а также способность образовывать на сколе острые режущие края.
    Второй тип природных соединений кремния – силикаты. Самые распространённые алюмосиликаты: гранит, различные виды глин. (слайд 7)
    Не содержащий алюминия силикат – асбест (из него изготавливают огнестойкие ткани)
    Оксид кремния (IV) необходим и растениям, и животным. Он придаёт прочность стеблям растений и покровам животных  (камыши твёрдо стоят, осока режет, как лезвие, чешуя рыб, панцири насекомых, крылья бабочек, перья птиц, шерсть животных содержат оксид кремния (IV).  слайд 8)
    Кремний придаёт гладкость и прочность костям человека, входит в состав низших живых организмов – диатомовых водорослей и радиолярий (образует их скелеты) ( слайд 9)
    
    3. Открытие кремния.
    (материал по этому вопросу может быть подготовлен и освещён обучающимися)
    
    -  Уже в глубокой древности люди широко использовали в своём быту соединения кремния. Вспомните древних людей. Из чего были изготовлены их орудия труда? Но  сам кремний впервые был получен в 1824 г. Шведским химиком И.Я. Берцелиусом. Однако, за 12 лет до него кремний получили Ж. Гей-Люссак и Л. Тенар, но он был очень загрязнён примесями.
    Латинское название «силициум» берёт своё начало от латинского «силекс» - камень. С греческого языка «кремнос» - утёс, скала.
    
    
    4. Физические свойства (слайд 12)
    (материал по этому вопросу может быть подготовлен и освещён учащимися)
    - Вы обратили внимание, что когда мы говорим о содержании в природных условиях элемента кремния, то упоминаем только его соединения, но не простое вещество.
    Кремний в свободном виде в природе не встречается  в отличие от углерода (алмаз,  графит, аморфный С и т.д.)
    кремний – неметалл, существует в кристаллическом и аморфном виде.
    Кристаллический кремний – серовато-стального цвета с металлическим блеском, твёрдый (7 баллов по шкале Мооса), но хрупкий, малореакционноспособный; полупроводник, (с повышением температуры электропроводность повышается), и с нарушением правильности структуры.
    Такие свойства обусловлены строением кристаллов, аналогичным структуре алмаза.
    Физические константы: g = 2,33 г/см3;  t пл.= 1415 0С; t кип.= 3500 0С
    Аморфный кремний представляет собой белый порошок.
    
    5. Получение кремния  (слайд 13)
    - Способы получения кремния основаны в основном на восстановлении оксида кремния (IV) сильными восстановителями – активными металлами (Mg, Al) и углеродом.
    
    Лабораторный способ:     SiO2 + 2Mg = 2MgO + Si
    
    Промышленный способ:
    1900oC
    SiO2 + 2C                2CO + Si
    
    SiCi4 + 2Zn = 2ZnCi2 + Si
    
    6. Химические свойства  (слайд 14)
    
    а) кремний - восстановитель
    Все реакции протекают при нагревании!
    
    1) Si + O2 = SiO2  (оксид кремния (IV))
    Si0  –  4e-          Si+4   восстановитель
    O2 + 4e-         2O-2     окислитель
    
    2) Si + 2Cl2 = SiCl4  (хлорид кремния)
    3) Si + 2S = SiS2       (сульфид кремния)
    
    
    20000C
    4) Si + C                  Si+4C-4  (карбид кремния или карборунд, по твёрдости близок к 				       алмазу)
    5) Si + 2H2O(пар) = SiO2 + H2
    6) Si + 2NaOH(конц.) + H2O = Na2SiO3 + 2H2
    
    б) кремний – окислитель
    Si + 2Ca = Ca2Si  (силицид кальция)
    
    Вывод: свойства кремния и углерода похожи. Оба неметалла взаимодействуют с кислородом, галогенами, серой, металлами. Но в отличие от углерода кремний напрямую не соединяется с водородом.
    
    7. Соединения кремния
    Свойства кремнезёма	(слайд15,16)
    Учитель подробно рассматривает свойства оксида кремния (IV) и проводит сравнительный анализ двух оксидов – SiO2 и  CO2. результаты обсуждения в виде таблицы выводятся на экран.
    Обратите внимание на одно важное свойство оксида кремния:
    SiO2 + 4HF = 2H2O + SiF4
    Оксид кремния входит в состав стекла, поэтому плавиковую кислоту нельзя хранить в стеклянной посуде.
    Вывод: физические свойства оксидов резко отличаются, т.к. они образуют разные кристаллические решётки – молекулярную (CO2) и атомную (SiO2), но химические свойства схожи. Отличие состоит в различном отношении к воде.
    
    Силан SiH4 (слайд 17)
    -Силан получают косвенно, действуя на силициды металлов водой или кислотами:
    Mg2Si + 4H2O = 2Mg(OH)2    + SiH4
    Силан – бесцветный газ, самовоспламеняющийся на воздухе и сгорающий с образованием оксида кремния и воды:
    SiH4 + 2O2 = SiO2 + 2H2O
    
    Кремниевая кислота и её соли  (слайд 18)
    -кремниевая кислота H2SiO3  -единственная нерастворимая неорганическая кислота, 					   -  двухосновная,
    - слабая   H2SiO3                     
    При высыхании образует силикагель, используемый в качестве адсорбента.
    Получить кремниевую кислоту можно только из её солей.
    Проведение лабораторного опыта и составление уравнения реакции получения кремниевой кислоты (самостоятельно, на доске)
    
    Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3
    
    SiO32- + 2Н+ = H2SiO3
    
    Соли кремниевой кислоты называют силикатами (слайд 19).
    Их можно получить сплавлением оксида кремния с оксидами металлов или карбонатами:
    SiO2 + CaO = CaSiO3
    SiO2 + CaCO3 = CaSiO3 + CO2
    8. Применение соединений кремния в народном хозяйстве (слайды 20,21,22)
    Для получения полупроводников.
    Кислотоупорных сплавов.
    Стекло, цемент, бетон,  железобетон, кирпич, фарфор, фаянс.
    Закрепление.
    Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
    SiO 2 -  Si   - Ca 2 Si -  SiH 4 -  SiO 2 -    Si
    
    9. Заключительные выводы  (слайд 23)
    10. Домашнее задание: П. 36, упражнения 1, 4, 5
    11. Рефлексия:
    Определите на каком уровне вы находитесь:
    -знаю и объясню другому,
    - знаю
    - сомневаюсь, что знаю
    - не знаю
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Панова Л. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку