Ишбульдина Аниса Салимьянова учитель химии МОБУ «Карагузинская ООШ» Саракташский район Название предмета: «Химия» Класс: «9» УМК (название, автор, год издания): химия 9 класс, И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская; 2012 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: Итоговый урок «Подгруппа азота» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Тема «Подгруппа азота» № 8 (39) Цель урока: систематизировать сведения учащихся о свойствах элементов подгруппы азота и их соединений; закрепить полученные навыки по составлению уравнений реакций и решению расчетных задач. Задачи урока: Образовательные 1.Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об азоте и фосфоре как об элементах и простых веществах, и их нахождении в природе, физических и химических свойствах. 2. Закрепление и расширение знаний о связи химии с жизнью. Воспитательные 1.Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу. 2.Экологическое воспитание на основе знаний о круговороте азота и фосфора в природе и их значении для жизни на Земле. 3. Формирование научного мировоззрения. Развивающие 1. Развитие познавательного интереса к химии. 2. Развитие логического мышления обучающихся на примере сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы. 3. Развитие речи, памяти, внимания, воображения. Тип урока: урок обобщения Планируемые результаты: Уметь характеризовать азот на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома, описывать физические свойства простого вещества азота и объяснять причину химической инертности молекулы азота, знать химические свойства азота, уметь составлять уравнения реакций с участием азота. Техническое обеспечение урока: Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы) Содержание урока: систематизации и обобщения знаний и умений № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке Здравствуйте, садитесь. Тема сегодняшнего урока – « Подгруппа азота». Мы вспомним и систематизируем знания, полученные на предыдущих уроках. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Вначале проведем фронтальный опрос с помощью технологических карт «Подгруппа азота», которые у вас на партах. На доске – таблица для повторения. Мы дадим характеристику жителям данной подгруппы Напишите символы элементов (Приложение) задание 1 (Ответ учащихся) 3 Актуализация знаний и умений Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности. Особенно большое значение из них имеют АЗОТ и ФОСФОР. Мы с вами ознакомимся с самыми интересными свойствами азота, фосфора и их соединений. Важнейшее химическое свойство аммиака – взаимодействие с кислотами. Закончите уравнения реакции взаимодействия аммиака с кислотами: NH3 + HCl = NH4Cl NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4 Как аммиак ведет себя в окислительно-восстановительных реакциях? Проставьте степени окисления и коэффициенты. 2NH3 + 3Cu+20 = 2Cu0 + 3H2O + N20 Шкала степеней окисления азота и фосфора: проставляют учащиеся (Приложение) задание 2 (Приложение) задание 3 4 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме 1. Азотная кислота – сильная, полностью диссоциирует на ионы: HNO3 H+ + NO3– 2. Азотная кислота – нестойкое соединение, разлагается уже при комнатной температуре: HNO3 ––> O2 + NO2 + H2O 3. Взаимодействие HNO3 с металлами 3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O (разб. ) Cu + HNO3 = Cu(NO3)2+ NO2 + 2H2O (конц) 4. Термическое разложение нитратов: Металлы левее Mg MeNO3 ––> MeNO2 + O2 NaNO3 ––> 2NaNO2 + O2 Металлы от Mg до Cu MeNO3 ––> MeO + NO2 + O2 200оC Pb(NO3)2 ––> 2PbO + 4NO2 + O2 Металлы правее Cu MeNO3 ––> Me + NO2 + O2 300оC 2 AgNO3 ––> 2Ag + 2NO2 + O2 5. Взаимодействие HNO3 с неметаллами: Концентрированная HNO3 окисляет неметаллы до высшей степени окисления: P + 5 HNO3 = H3PO4 + 5 NO2 + H2O S + 6 HNO3 = H2SO4 + 6 NO2 + 2H2O (проставьте степени окисления) Учитель обобщает, на доске рисует схему. 1. Фосфорная кислота – H3PO4 – трехосновная кислота (по 1 ступени средней силы, по 2-й и 3-й – слабой) 2 Диссоциирует ступенчато: I. H3PO4 ==== H+ + H2PO4– II. H2PO4– ==== H+ + HPO42– III. HPO4– ==== H+ + PO43– – Следовательно, возможно образование кислых солей. 3.Закончите уравнение реакции: P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 P2O5 + 3CaO = Ca3(PO4)2 P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O t Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 == 3CaSO4 + 2H3PO4 2H3PO4 + 3CaO = Ca3(PO4)2 + 3H2O соли – нитрата Работа учеников у доски Индивидуальная с последующей проверкой (взаимопроверка) 5 Применение знаний и умений в новой ситуации Концентрированная азотная кислота окисляет соляную кислоту, смесь этих кислот называется «царской водкой» – переводит в раствор золото и платину. Au + HNO3 + 3HCl = Au Cl3 + NO + 2H2O (Приложение) задание 4 6 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Проводит проверку Самостоятельная работа по карточкам (Приложение) задание 5 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели содержания и способов выполнения домашнего задания повторить § 32, задания 3,4 после параграфа Записывают домашнее задание 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
Автор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx