Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №39 Итоговый урок Подгруппа азота

Текст урока

  • Конспект

     Ишбульдина Аниса Салимьянова
    учитель химии 
    МОБУ «Карагузинская ООШ»
    Саракташский район
    
    Название предмета:  «Химия»
    Класс:  «9»
    УМК (название, автор, год издания):  химия 9 класс, И. И. Новошинский,  Н. С. Новошинская; 2012 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный):  базовый
    Тема урока: Итоговый урок «Подгруппа азота»
    Общее количество часов, отведенное  на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме:  Тема «Подгруппа азота» № 8 (39)
    Цель урока: систематизировать сведения учащихся о свойствах элементов подгруппы азота и их соединений; закрепить полученные навыки по составлению уравнений реакций и решению расчетных задач.
    Задачи урока:
    Образовательные
    1.Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об азоте и фосфоре как об элементах и простых веществах, и их      нахождении в природе, физических и химических свойствах.
    2. Закрепление и расширение знаний о связи химии с жизнью.
     Воспитательные
    1.Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.
    2.Экологическое воспитание на основе знаний о круговороте азота и фосфора в природе и их значении для жизни на Земле.
    3. Формирование  научного мировоззрения.
      Развивающие
    1. Развитие познавательного интереса к химии.
    2. Развитие логического мышления обучающихся на примере сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.
    3. Развитие речи, памяти, внимания, воображения.
    Тип урока:  урок обобщения
    Планируемые результаты: Уметь характеризовать азот на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома, описывать физические свойства простого вещества азота и объяснять причину химической инертности молекулы азота, знать химические свойства азота, уметь составлять уравнения реакций с участием азота.
    Техническое обеспечение урока:  Дополнительное  методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы)
    Содержание  урока: систематизации и обобщения знаний и умений
    
    
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1
    Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе на уроке
    Здравствуйте, садитесь. Тема сегодняшнего урока – 
    « Подгруппа азота». Мы вспомним и систематизируем знания, полученные на предыдущих уроках. 
    Полная  готовность  класса и оборудования, быстрое включение  учащихся в деловой ритм 
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Вначале проведем фронтальный опрос с помощью технологических карт «Подгруппа азота», которые у вас на партах. На доске – таблица для повторения. Мы дадим характеристику жителям данной подгруппы
    Напишите символы элементов (Приложение) задание 1
    (Ответ учащихся)
    3
    Актуализация знаний и умений 
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности. 
    
    Особенно большое значение из них имеют АЗОТ и ФОСФОР.  Мы с вами ознакомимся с самыми  интересными свойствами  азота, фосфора и их соединений.  
    Важнейшее химическое свойство аммиака – взаимодействие с кислотами.
    Закончите уравнения реакции взаимодействия аммиака с кислотами:
    NH3 + HCl = NH4Cl
    NH3 + H2SO4  = (NH4)2SO4
     Как аммиак ведет себя в окислительно-восстановительных реакциях? Проставьте степени окисления и коэффициенты.
    2NH3 + 3Cu+20 = 2Cu0 + 3H2O + N20
    Шкала степеней окисления азота и фосфора:  проставляют учащиеся (Приложение) задание 2
    
    (Приложение) задание 3
    4
    Обобщение и  систематизация знаний 
    Формирование целостной системы ведущих знаний по теме 
    1. Азотная кислота – сильная, полностью диссоциирует на ионы:
           HNO3   H+ + NO3–
    2. Азотная кислота – нестойкое соединение, разлагается уже при комнатной температуре:
           HNO3  ––> O2 + NO2 + H2O
    3. Взаимодействие HNO3 с металлами
    3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            (разб. ) 
                        
     
    
       Cu + HNO3 = Cu(NO3)2+ NO2 +  2H2O
     (конц)
           
    
    4. Термическое разложение нитратов:
    Металлы левее Mg
    MeNO3  ––>  MeNO2 + O2 
    NaNO3  ––>  2NaNO2 + O2
    Металлы от Mg до Cu
    MeNO3 ––>   MeO + NO2 + O2 
                    200оC
    Pb(NO3)2 ––> 2PbO + 4NO2 + O2
    Металлы правее Cu
    MeNO3 ––>  Me + NO2 + O2 
                   300оC 
    2 AgNO3 ––> 2Ag + 2NO2 + O2
    
    5. Взаимодействие HNO3 с неметаллами:
    Концентрированная HNO3 окисляет неметаллы до высшей степени окисления:
          P + 5 HNO3 = H3PO4 + 5 NO2 + H2O
          S + 6 HNO3 = H2SO4 + 6 NO2 + 2H2O
            (проставьте степени окисления)
    Учитель обобщает, на доске рисует схему.
    1. Фосфорная кислота – H3PO4 –  трехосновная кислота (по 1 ступени средней силы,  по 2-й и 3-й – слабой)
    2 Диссоциирует ступенчато:
            I. H3PO4   ==== H+ + H2PO4–
            II. H2PO4–  ==== H+ + HPO42– 
            III. HPO4–  ==== H+ + PO43–
    – Следовательно, возможно образование кислых солей.
           3.Закончите уравнение реакции:
      P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
      P2O5 + 3CaO = Ca3(PO4)2
      P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O 
                                        t 
    Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 == 3CaSO4 + 2H3PO4
    2H3PO4 + 3CaO = Ca3(PO4)2 + 3H2O
    соли – нитрата
    
    Работа учеников у доски
    Индивидуальная с последующей проверкой (взаимопроверка)
    5
    Применение  знаний и умений в новой ситуации
    
    Концентрированная азотная кислота окисляет соляную кислоту, смесь этих кислот называется  «царской водкой» – переводит в раствор золото и платину.
    
    Au + HNO3 + 3HCl = Au Cl3 + NO + 2H2O
    
    (Приложение) задание 4
    6
    Контроль усвоения, обсуждение допущенных  ошибок и их коррекция
    Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
    Проводит проверку
    Самостоятельная работа по карточкам (Приложение) задание 5
    
    7
    Информация о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели  содержания и способов выполнения домашнего задания
    
    повторить § 32, задания 3,4 после параграфа
    Записывают домашнее задание
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ишбульдина А. С.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку