Логинова Юлия Рафиковна
учитель химии
МОБУ «Саракташская средняя
общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
Саракташский район
Конспект урока
I Орг. момент
II Мотивация
Учитель: Ребята, сейчас у нас зима, на улице снежок... А я мечтаю о лете, жаркой погоде... А вы хотите, чтоб настали теплые дни, пойти со своей семьей на речку в жаркий день? (ответы учащихся)
Ученики: Конечно хотим.
Учитель: Но чем опасно длительное нахождение под солнцем в жаркую погоду?
Ученики: Человек может потерять сознание
Учитель: Как мы можем помочь ему? (ответы учащихся)
Ученики: Дать понюхать нашатырный спирт
Учитель: Правильно. А что такое нашатырный спирт, из какого вещества его получают? (ответы учащихся)
Ученики: Из аммиака.
Учитель: Запишем число и тему урока в тетрадь "Аммиак. Соли аммония"
III Проверка домашнего задания
Но прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, проверим домашнее задание и послушаем выступление учащихся с сообщениями на тему "Применение азота", "Круговорот азота в природе".
IV Постановка учебной задачи
Обратимся к истории, которая произошла во время второй мировой войны. Английский крейсер вёл преследование повреждённого в бою немецкого эсминца (многоцелевой быстроходный боевой корабль для борьбы). Цель была почти достигнута, когда между кораблями появилось облако белого дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушающий запах, раздражающий горло и лёгкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака дыма. После было обнаружено, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
Учитель: Как вы думаете, какое вещество выпустили немецкие солдаты? (ответы учащихся). Правильно, ребята, немецкие войска применили химическое оружие, выпустив аммиак. А почему пострадали металлические части корабля? Какими свойствами обладает аммиак? (ответы учащихся)
Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как получают аммиак, какими свойствами он обладает, а также узнаем как можно распознать соли аммония.
V Освоение нового ученого материала
Учитель: Аммиак получают в промышленности и в лаборатории (делят лист на две части и записывают промышленный и лабораторный способ получения аммиака)
В промышленности
В лаборатории
Fe,t,p
N2 + 3H2 2NH3 + Q
(Дайте характеристику данной реакции по различным признакам)
2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 + 2H2O
(Составьте ионно-молекулярное уравнение реакции)
Работая в паре, охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану:
1. Агрегатное состояние
2. Цвет
3. Вкус
4. Запах
5. Растворимость в воде
6. Плотность
Учитель: Попробуем выяснить, какое строение имеет молекула аммиака.
Как вы уже знаете, на внешнем энергетическом уровне атомы азота содержат пять электронов, из которых три электрона - неспаренные. Именно они и участвуют в формировании трех ковалентных связей с тремя атомами водорода при образовании молекулы аммиака NH3.
Запишите схему в тетради
Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота.
За счет неподеленной электронной пары атома азота образуется еще одна (четвертая) ковалентная связь с ионом водорода. При присоединении иона водорода к молекуле аммиака образуется ион аммония NH4+:
NH3 + H+ = NH4+
Валентность атома азота в ионе аммония изменилась (IV), а степень окисления осталась без изменений (-3). Все четыре связи в ионе аммония равноценны.
Химические свойства аммиака:
Изучите в парах опорный конспект о химических свойствах аммиака и выполните следующее задание: расставьте коэффициенты МЭБ в реакции горения и каталитического окисления аммиака. Сделайте вывод о кислотно - основных свойствах аммиака.
Соли аммония
Учитель: Я предлагаю работу в группах, чтобы изучить качественную реакцию на ион аммония. Перед вами лежит инструкция по выполнению работы, внимательно изучите, помните о правилах ТБ.
Инструкция.
Изучите текст учебника с.126-127 и ответьте на вопросы:
1. Каков состав солей аммония?
2. Как распознать ион аммония?
3. Проделайте лабораторный опыт, использую текст учебника на с.128
Применение аммиака
Учитель: составьте в парах связанный рассказ о применении аммиака, используя следующие тезисы
Холодильные установки
удобрения
медицина
в быту (при пайке, для нейтрализации кислот, как хорошее средство для тушения огня),
получение азотной кислоты и её солей
VI Закрепление учебного материала
Дифференцированное задание для учащихся
Низкий уровень.
Атом азота имеет валентность IV и степень окисления -3 в соединении состава:
а) NO2; б) NH3; в) HNO3; г) NH4Cl
Базовый уровень
1. Степень окисления атома азота увеличивается в ряду:
а) NO, NH3, N2O в) N2O5, N2, K3N
б) N2O3, NO2, NO г) NH3, N2, NO
Высокий уровень
Аммиак реагирует с каждым веществом ряда:
а) CaCl2, NaOH, H2O в) H2O, HNO3, CuO
б) Cl2, H2SO4, Mg г) O2, CaO, Na2SO4
Напишите уравнения реакций веществ этого ряда с аммиаком.
Проверка упражнений, комментированное выставление отметок за урок.
VII Домашнее задание
п. 28 упр.№4,5. Подготовить сообщение "Применение аммиака"
VIII Рефлексия
Учитель. В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню.
1) Сегодня я узнал ………
2) Я удивился ………
3) Я хотел бы ………
4) Сегодня у меня получилось.........
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc Логинова Юлия Рафиковна
учитель химии
МОБУ «Саракташская средняя
общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
Саракташский район
Название предмета: Химия
Класс: 9
УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Аммиак. Соли аммония.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: Тема "Амиак. Соли аммония" является второй в изучении подгруппы азота, после изучения темы "Азот"
Цель урока: изучить строение молекулы и свойства аммиака.
Задачи:
- раскрыть сущность образования химической связи в молекуле аммиака и иона аммония;
- рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком, способы получения аммиака.
- продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
Умения характеризовать аммиак (состав, строение, получение, физические и химические свойства);
объяснять механизм образования четвертой ковалентной связи атома азота
объяснять основные свойства (обусловленные наличием в молекуле неподелённой электронной пары) и восстановительные свойства (вызванные минимальной степенью окисления азота) аммиака;
записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства аммиака и солей аммония;
распознавать соли аммония
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
Личностные УУД: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата.
Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи.
Личностные:
творческое отношение к учебному труду.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, опорный конспект (Приложение1), инструкция к выполнению лабораторного опыта (Приложение 2)
№
Этапы урока
Дидактическая задача
Содержание
Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
1
Организационный момент
Подготовить учащихся к работе на уроке
Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
2
Мотивация учебной деятельности
Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
Ребята, сейчас у нас зима, на улице снежок... А я мечтаю о лете, жаркой погоде... А вы хотите, чтоб настали теплые дни, пойти со своей семьей на речку в жаркий день?
Но чем опасно длительное нахождение под солнцем в жаркую погоду?
Как мы можем помочь ему?
А что такое нашатырный спирт, из какого вещества его получают?
Просит записать тему в тетрадь
Учащиеся отвечают на вопросы
Человек может потерять сознание
Дать понюхать нашатырный спирт
Из аммиака.
3
Проверка домашнего задания
Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
Предлагает проверить домашнее задание
Выполняют домашнее задание
Выступают с сообщениями "Применение азота", "Круговорот азота в природе"
4
Постановка учебной задачи
Постановка целей учебной деятельности.
Обратимся к истории, которая произошла во время второй мировой войны. Английский крейсер вёл преследование повреждённого в бою немецкого эсминца (многоцелевой быстроходный боевой корабль для борьбы). Цель была почти достигнута, когда между кораблями появилось облако белого дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушающий запах, раздражающий горло и лёгкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака дыма. После было обнаружено, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
Задает вопросы: Как вы думаете, какое вещество выпустили немецкие солдаты?
А почему пострадали металлические части корабля? Какими свойствами обладает аммиак?
Учитель при необходимости корректирует цели и задачи урока
Учащиеся отвечают на вопросы беседы
Формулируют цели и задачи урока
5
Освоение нового учебного материала
Освоение новых знаний и умений
Получение аммиака
Аммиак получают в промышленности и в лаборатории
Для промышленного способа получения просит дать характеристику реакции по различным признакам; для лабораторного способа просит составить ионно-молекулярное уравнение реакции
Физические свойства аммиака
Предлагает работу в парах: охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану:
1. Агрегатное состояние
2. Цвет
3. Вкус
4. Запах
5. Растворимость в воде
6. Плотность
Предлагает выяснить, какое строение имеет молекула аммиака.
Химические свойства аммиака:
Работа в парах: предлагает изучить опорный конспект о химических свойствах аммиака и выполнить задание: расставить коэффициенты МЭБ в реакции горения и каталитического окисления аммиака. Сделать вывод о кислотно - основных свойствах аммиака.
Соли аммония
Организует работу в группах (Приложение2): предлагает изучить качественную реакцию на ион аммония.
Проводит инструктаж по правилам ТБ
Дает рекомендации к выполнению опыта
Перед вами лежит инструкция по выполнению работы, внимательно изучите, помните о правилах ТБ.
Применение аммиака
Организует парную работу: просит составить связанный рассказ о применении аммиака, используя следующие тезисы (на доске)
Холодильные установки
удобрения
медицина
в быту (при пайке, для нейтрализации кислот, как хорошее средство для тушения огня),
получение азотной кислоты и её солей
Делят лист на две половины. На одной половине записывают промышленный способ получения аммиака, на другой - лабораторный
В промышленности
В лаборатории
Fe,t,p
N2+ 3H2 2NH3 + Q
2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 + 2H2O
Учащиеся выполняют работу в парах
Учащиеся делают записи в тетрадях
Учащиеся работают в парах, выполняют задание.
Делают вывод о том, что аммиак обладает основными свойствами
Объединяются в группы, выбирают капитана, который будет следить за правильностью выполнения опыта.
Читают инструкцию по выполнению опыта
Выполняют опыт
Составляют рассказ о применении аммиака
6
Закрепление учебного материала
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые
необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Дает дифференцированное задание для учащихся
Низкий уровень.
Атом азота имеет валентность IV и степень окисления -3 в соединении состава:
а) NO2; б) NH3; в) HNO3; г) NH4Cl
Базовый уровень
1. Степень окисления атома азота увеличивается в ряду:
а) NO, NH3, N2O в) N2O5, N2, K3N
б) N2O3, NO2, NO г) NH3, N2, NO
Высокий уровень
Аммиак реагирует с каждым веществом ряда:
а) CaCl2, NaOH, H2O в) H2O, HNO3, CuO
б) Cl2, H2SO4, Mg г) O2, CaO, Na2SO4
Напишите уравнения реакций веществ этого ряда с аммиаком.
Проверка упражнений, комментированное выставление отметок за урок.
Выполняют задание по степени трудности
Осуществляют самопроверку
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
Сообщает домашнее задание, комментирует методику его выполнения
Записывают домашнее задание в тетрадь
8
Рефлексия
Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
Просит поделиться своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню.
1) Сегодня я узнал ………
2) Я удивился ………
3) Я хотел бы ………
4) Сегодня у меня получилось.........
Делятся впечатлениями об уроке, делают выводы
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docxАвтор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docx