Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №33 Аммиак. Соли аммония

Текст урока

  • Конспект

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    Конспект урока
    I Орг. момент
    II Мотивация
    	Учитель: Ребята, сейчас у нас зима, на улице снежок... А я мечтаю о лете, жаркой погоде... А вы хотите, чтоб настали теплые дни, пойти со своей семьей на речку в жаркий день? (ответы учащихся)
    Ученики: Конечно хотим.
    Учитель: Но чем опасно длительное нахождение под солнцем в жаркую погоду? 
    Ученики: Человек может потерять сознание
    Учитель: Как мы можем помочь ему? (ответы учащихся)
    Ученики: Дать понюхать нашатырный спирт
    Учитель: Правильно. А что такое нашатырный спирт, из какого вещества его получают? (ответы учащихся)
    Ученики: Из аммиака.
    Учитель: Запишем число и тему урока в тетрадь "Аммиак. Соли аммония"
    III Проверка домашнего задания
    	Но прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, проверим домашнее задание и послушаем выступление учащихся с сообщениями на тему "Применение азота", "Круговорот азота в природе".
    IV Постановка учебной задачи
    	Обратимся к истории, которая произошла во время второй мировой войны. Английский крейсер вёл преследование повреждённого в бою немецкого эсминца (многоцелевой быстроходный боевой корабль для борьбы). Цель была почти достигнута, когда между кораблями появилось облако белого дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушающий запах, раздражающий горло и лёгкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака дыма. После было обнаружено, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
    Учитель: Как вы думаете, какое вещество выпустили немецкие солдаты? (ответы учащихся). Правильно, ребята, немецкие войска применили химическое оружие, выпустив аммиак. А почему пострадали металлические части корабля? Какими свойствами обладает аммиак? (ответы учащихся)
    Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как получают аммиак, какими свойствами он обладает, а также узнаем как можно распознать соли аммония. 
    V Освоение нового ученого материала
    Учитель: Аммиак получают в промышленности и в лаборатории (делят лист на две части и записывают промышленный и лабораторный способ получения аммиака)
    В промышленности
    В лаборатории
                    Fe,t,p
    N2 + 3H2 	  2NH3 + Q
    (Дайте характеристику данной реакции по различным признакам)
    
    
    2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 + 2H2O
    (Составьте ионно-молекулярное уравнение реакции)
    Работая в паре, охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану:
    1. Агрегатное состояние
    2. Цвет
    3. Вкус
    4. Запах
    5. Растворимость в воде
    6. Плотность
    Учитель: Попробуем выяснить, какое строение имеет молекула аммиака.
    Как вы уже знаете, на внешнем энергетическом уровне атомы азота содержат пять электронов, из которых три электрона - неспаренные. Именно они и участвуют в формировании трех ковалентных связей с тремя атомами водорода при образовании молекулы аммиака NH3.
    Запишите схему в тетради
    
    Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота.
    За счет неподеленной электронной пары атома азота образуется еще одна (четвертая) ковалентная связь с ионом водорода. При присоединении иона водорода к молекуле аммиака образуется ион аммония NH4+:
    NH3 + H+ = NH4+
    Валентность атома азота в ионе аммония изменилась (IV), а степень окисления осталась без изменений (-3). Все четыре связи в ионе аммония равноценны.
     Химические свойства аммиака:
    Изучите в парах опорный конспект о химических свойствах аммиака и выполните следующее задание: расставьте коэффициенты МЭБ в реакции горения и каталитического окисления аммиака. Сделайте вывод о кислотно - основных свойствах аммиака.
    Соли аммония
    Учитель: Я предлагаю работу в группах, чтобы изучить качественную реакцию на ион аммония. Перед вами лежит инструкция по выполнению работы, внимательно изучите, помните о правилах ТБ.
    Инструкция.
    Изучите текст учебника с.126-127 и ответьте на вопросы:
    1. Каков состав солей аммония?
    2. Как распознать ион аммония? 
    3. Проделайте лабораторный опыт, использую текст учебника на с.128
    Применение аммиака
    Учитель: составьте в парах связанный рассказ о применении аммиака, используя следующие тезисы
    Холодильные установки
    удобрения
     медицина
    в быту (при пайке, для нейтрализации кислот, как хорошее средство для тушения огня), 
    получение азотной кислоты и её солей
    VI Закрепление учебного материала
    Дифференцированное задание для учащихся
    Низкий уровень.
    Атом азота имеет валентность IV и степень окисления -3 в соединении состава:
    а) NO2;    б) NH3;     в) HNO3;     г) NH4Cl
    Базовый уровень
    1. Степень окисления атома азота увеличивается в ряду:
    а) NO, NH3, N2O                       в) N2O5, N2, K3N
    б) N2O3, NO2, NO                     г) NH3, N2, NO
    Высокий уровень
    Аммиак реагирует с каждым веществом ряда:
    а) CaCl2, NaOH, H2O                      в) H2O, HNO3, CuO
    б) Cl2, H2SO4, Mg                           г) O2, CaO, Na2SO4
    Напишите уравнения реакций веществ этого ряда с аммиаком.
    Проверка упражнений, комментированное выставление отметок за урок.
    VII Домашнее задание
    п. 28 упр.№4,5. Подготовить сообщение "Применение аммиака"
    VIII Рефлексия
    Учитель.  В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню.
    1) Сегодня я узнал ………
    2) Я удивился ………
    3) Я хотел бы ………
    4) Сегодня у меня получилось.........
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc
  • Технологическая карта

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Аммиак. Соли аммония.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Тема "Амиак. Соли аммония" является второй в изучении подгруппы азота, после изучения темы "Азот"
    Цель урока: изучить строение молекулы и свойства аммиака.
    Задачи:
    - раскрыть сущность образования химической связи в молекуле аммиака и иона аммония;
    - рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком, способы получения аммиака.
    - продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы.
    Тип урока: комбинированный
    Планируемые результаты: 
    Предметные:
    Умения характеризовать аммиак (состав, строение, получение, физические и химические свойства);
    объяснять механизм образования четвертой ковалентной связи атома азота
    объяснять основные свойства (обусловленные наличием в молекуле неподелённой электронной пары) и восстановительные свойства (вызванные минимальной степенью окисления азота) аммиака;
    записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства аммиака и солей аммония;
    распознавать соли аммония
    Метапредметные:
    Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования.
    Личностные УУД: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата.
    Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
    Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи.
    Личностные:
    творческое отношение к учебному труду.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, опорный конспект (Приложение1), инструкция к выполнению лабораторного опыта          (Приложение 2)
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя                      (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся                   (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся
    Приветствуют учителя, настраиваются на работу
    2
    Мотивация учебной деятельности
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Ребята, сейчас у нас зима, на улице снежок... А я мечтаю о лете, жаркой погоде... А вы хотите, чтоб настали теплые дни, пойти со своей семьей на речку в жаркий день? 
    Но чем опасно длительное нахождение под солнцем в жаркую погоду? 
    Как мы можем помочь ему? 
    А что такое нашатырный спирт, из какого вещества его получают? 
    Просит записать тему в тетрадь
    Учащиеся отвечают на вопросы 
    
    Человек может потерять сознание 
    Дать понюхать нашатырный спирт 
    
    Из аммиака.
    
    3
    Проверка домашнего задания
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Предлагает проверить домашнее задание
    Выполняют домашнее задание
    Выступают с сообщениями "Применение азота", "Круговорот азота в природе"
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности.
    Обратимся к истории, которая произошла во время второй мировой войны. Английский крейсер вёл преследование повреждённого в бою немецкого эсминца (многоцелевой быстроходный боевой корабль для борьбы). Цель была почти достигнута, когда между кораблями появилось облако белого дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушающий запах, раздражающий горло и лёгкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака дыма. После было обнаружено, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
    Задает вопросы: Как вы думаете, какое вещество выпустили немецкие солдаты? 
    А почему пострадали металлические части корабля? Какими свойствами обладает аммиак? 
    Учитель при необходимости корректирует цели и задачи урока
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся отвечают на вопросы беседы
    Формулируют цели и задачи урока
    5
    Освоение нового учебного материала
    Освоение новых знаний и умений
    Получение аммиака
    Аммиак получают в промышленности и в лаборатории 
    
    Для промышленного способа получения просит дать характеристику реакции по различным признакам; для лабораторного способа просит составить ионно-молекулярное уравнение реакции
    Физические свойства аммиака
    Предлагает работу в парах: охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану:
    1. Агрегатное состояние
    2. Цвет
    3. Вкус
    4. Запах
    5. Растворимость в воде
    6. Плотность
    Предлагает выяснить, какое строение имеет молекула аммиака.
    Химические свойства аммиака:
    Работа в парах: предлагает изучить опорный конспект о химических свойствах аммиака и выполнить задание: расставить коэффициенты МЭБ в реакции горения и каталитического окисления аммиака. Сделать вывод о кислотно - основных свойствах аммиака.
    Соли аммония
    Организует работу в группах (Приложение2): предлагает изучить качественную реакцию на ион аммония. 
    Проводит инструктаж по правилам ТБ
    Дает рекомендации к выполнению опыта
    Перед вами лежит инструкция по выполнению работы, внимательно изучите, помните о правилах ТБ.
    Применение аммиака
    Организует парную работу: просит составить связанный рассказ о применении аммиака, используя следующие тезисы (на доске)
    Холодильные установки
    удобрения
     медицина
    в быту (при пайке, для нейтрализации кислот, как хорошее средство для тушения огня), 
    получение азотной кислоты и её солей
    Делят лист на две половины. На одной половине записывают промышленный способ получения аммиака, на другой - лабораторный
    В промышленности
    В лаборатории
                    Fe,t,p
    N2+ 3H2 	2NH3 + Q
    
    
    2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 + 2H2O
    
    Учащиеся выполняют работу в парах
    
    
    Учащиеся делают записи в тетрадях
    Учащиеся работают в парах, выполняют задание.
    Делают вывод о том, что аммиак обладает основными свойствами
    
    Объединяются в группы, выбирают капитана, который будет следить за правильностью выполнения опыта.
    Читают инструкцию по выполнению опыта
    Выполняют опыт
    
    
    
    
    Составляют рассказ о применении аммиака
    
    6
    Закрепление учебного материала
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые
    необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
    Дает дифференцированное задание для учащихся
    Низкий уровень.
    Атом азота имеет валентность IV и степень окисления -3 в соединении состава:
    а) NO2;    б) NH3;     в) HNO3;     г) NH4Cl
    Базовый уровень
    1. Степень окисления атома азота увеличивается в ряду:
    а) NO, NH3, N2O                       в) N2O5, N2, K3N
    б) N2O3, NO2, NO                     г) NH3, N2, NO
    Высокий уровень
    Аммиак реагирует с каждым веществом ряда:
    а) CaCl2, NaOH, H2O                      в) H2O, HNO3, CuO
    б) Cl2, H2SO4, Mg                           г) O2, CaO, Na2SO4
    Напишите уравнения реакций веществ этого ряда с аммиаком.
    Проверка упражнений, комментированное выставление отметок за урок.
    Выполняют задание по степени трудности 
    Осуществляют самопроверку
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока
    Сообщает домашнее задание, комментирует методику его выполнения
    Записывают домашнее задание в тетрадь
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Просит поделиться своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню.
    1) Сегодня я узнал ………
    2) Я удивился ………
    3) Я хотел бы ………
    4) Сегодня у меня получилось.........
    Делятся впечатлениями об уроке, делают выводы
    
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docx

Задания к уроку