Логинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Конспект урока I Орг. момент II Мотивация Учитель: Ребята, сейчас у нас зима, на улице снежок... А я мечтаю о лете, жаркой погоде... А вы хотите, чтоб настали теплые дни, пойти со своей семьей на речку в жаркий день? (ответы учащихся) Ученики: Конечно хотим. Учитель: Но чем опасно длительное нахождение под солнцем в жаркую погоду? Ученики: Человек может потерять сознание Учитель: Как мы можем помочь ему? (ответы учащихся) Ученики: Дать понюхать нашатырный спирт Учитель: Правильно. А что такое нашатырный спирт, из какого вещества его получают? (ответы учащихся) Ученики: Из аммиака. Учитель: Запишем число и тему урока в тетрадь "Аммиак. Соли аммония" III Проверка домашнего задания Но прежде, чем мы перейдем к изучению нового материала, проверим домашнее задание и послушаем выступление учащихся с сообщениями на тему "Применение азота", "Круговорот азота в природе". IV Постановка учебной задачи Обратимся к истории, которая произошла во время второй мировой войны. Английский крейсер вёл преследование повреждённого в бою немецкого эсминца (многоцелевой быстроходный боевой корабль для борьбы). Цель была почти достигнута, когда между кораблями появилось облако белого дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушающий запах, раздражающий горло и лёгкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака дыма. После было обнаружено, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Учитель: Как вы думаете, какое вещество выпустили немецкие солдаты? (ответы учащихся). Правильно, ребята, немецкие войска применили химическое оружие, выпустив аммиак. А почему пострадали металлические части корабля? Какими свойствами обладает аммиак? (ответы учащихся) Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как получают аммиак, какими свойствами он обладает, а также узнаем как можно распознать соли аммония. V Освоение нового ученого материала Учитель: Аммиак получают в промышленности и в лаборатории (делят лист на две части и записывают промышленный и лабораторный способ получения аммиака) В промышленности В лаборатории Fe,t,p N2 + 3H2 2NH3 + Q (Дайте характеристику данной реакции по различным признакам) 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 + 2H2O (Составьте ионно-молекулярное уравнение реакции) Работая в паре, охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану: 1. Агрегатное состояние 2. Цвет 3. Вкус 4. Запах 5. Растворимость в воде 6. Плотность Учитель: Попробуем выяснить, какое строение имеет молекула аммиака. Как вы уже знаете, на внешнем энергетическом уровне атомы азота содержат пять электронов, из которых три электрона - неспаренные. Именно они и участвуют в формировании трех ковалентных связей с тремя атомами водорода при образовании молекулы аммиака NH3. Запишите схему в тетради Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота. За счет неподеленной электронной пары атома азота образуется еще одна (четвертая) ковалентная связь с ионом водорода. При присоединении иона водорода к молекуле аммиака образуется ион аммония NH4+: NH3 + H+ = NH4+ Валентность атома азота в ионе аммония изменилась (IV), а степень окисления осталась без изменений (-3). Все четыре связи в ионе аммония равноценны. Химические свойства аммиака: Изучите в парах опорный конспект о химических свойствах аммиака и выполните следующее задание: расставьте коэффициенты МЭБ в реакции горения и каталитического окисления аммиака. Сделайте вывод о кислотно - основных свойствах аммиака. Соли аммония Учитель: Я предлагаю работу в группах, чтобы изучить качественную реакцию на ион аммония. Перед вами лежит инструкция по выполнению работы, внимательно изучите, помните о правилах ТБ. Инструкция. Изучите текст учебника с.126-127 и ответьте на вопросы: 1. Каков состав солей аммония? 2. Как распознать ион аммония? 3. Проделайте лабораторный опыт, использую текст учебника на с.128 Применение аммиака Учитель: составьте в парах связанный рассказ о применении аммиака, используя следующие тезисы Холодильные установки удобрения медицина в быту (при пайке, для нейтрализации кислот, как хорошее средство для тушения огня), получение азотной кислоты и её солей VI Закрепление учебного материала Дифференцированное задание для учащихся Низкий уровень. Атом азота имеет валентность IV и степень окисления -3 в соединении состава: а) NO2; б) NH3; в) HNO3; г) NH4Cl Базовый уровень 1. Степень окисления атома азота увеличивается в ряду: а) NO, NH3, N2O в) N2O5, N2, K3N б) N2O3, NO2, NO г) NH3, N2, NO Высокий уровень Аммиак реагирует с каждым веществом ряда: а) CaCl2, NaOH, H2O в) H2O, HNO3, CuO б) Cl2, H2SO4, Mg г) O2, CaO, Na2SO4 Напишите уравнения реакций веществ этого ряда с аммиаком. Проверка упражнений, комментированное выставление отметок за урок. VII Домашнее задание п. 28 упр.№4,5. Подготовить сообщение "Применение аммиака" VIII Рефлексия Учитель. В завершении поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню. 1) Сегодня я узнал ……… 2) Я удивился ……… 3) Я хотел бы ……… 4) Сегодня у меня получилось.........
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docЛогинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: Аммиак. Соли аммония. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Тема "Амиак. Соли аммония" является второй в изучении подгруппы азота, после изучения темы "Азот" Цель урока: изучить строение молекулы и свойства аммиака. Задачи: - раскрыть сущность образования химической связи в молекуле аммиака и иона аммония; - рассмотреть особенности химических реакций, протекающие с аммиаком, способы получения аммиака. - продолжить развитие умений анализировать, выделять главное в изучаемом учебном материале, делать выводы. Тип урока: комбинированный Планируемые результаты: Предметные: Умения характеризовать аммиак (состав, строение, получение, физические и химические свойства); объяснять механизм образования четвертой ковалентной связи атома азота объяснять основные свойства (обусловленные наличием в молекуле неподелённой электронной пары) и восстановительные свойства (вызванные минимальной степенью окисления азота) аммиака; записывать уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства аммиака и солей аммония; распознавать соли аммония Метапредметные: Познавательные УУД: умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования. Личностные УУД: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять самоконтроль познавательной деятельности в процессе достижения результата. Регулятивные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Коммуникативные УУД: умение общаться с использованием монологической и диалогической речи. Личностные: творческое отношение к учебному труду. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, опорный конспект (Приложение1), инструкция к выполнению лабораторного опыта (Приложение 2) № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся Приветствуют учителя, настраиваются на работу 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Ребята, сейчас у нас зима, на улице снежок... А я мечтаю о лете, жаркой погоде... А вы хотите, чтоб настали теплые дни, пойти со своей семьей на речку в жаркий день? Но чем опасно длительное нахождение под солнцем в жаркую погоду? Как мы можем помочь ему? А что такое нашатырный спирт, из какого вещества его получают? Просит записать тему в тетрадь Учащиеся отвечают на вопросы Человек может потерять сознание Дать понюхать нашатырный спирт Из аммиака. 3 Проверка домашнего задания Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Предлагает проверить домашнее задание Выполняют домашнее задание Выступают с сообщениями "Применение азота", "Круговорот азота в природе" 4 Постановка учебной задачи Постановка целей учебной деятельности. Обратимся к истории, которая произошла во время второй мировой войны. Английский крейсер вёл преследование повреждённого в бою немецкого эсминца (многоцелевой быстроходный боевой корабль для борьбы). Цель была почти достигнута, когда между кораблями появилось облако белого дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушающий запах, раздражающий горло и лёгкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из облака дыма. После было обнаружено, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Задает вопросы: Как вы думаете, какое вещество выпустили немецкие солдаты? А почему пострадали металлические части корабля? Какими свойствами обладает аммиак? Учитель при необходимости корректирует цели и задачи урока Учащиеся отвечают на вопросы беседы Формулируют цели и задачи урока 5 Освоение нового учебного материала Освоение новых знаний и умений Получение аммиака Аммиак получают в промышленности и в лаборатории Для промышленного способа получения просит дать характеристику реакции по различным признакам; для лабораторного способа просит составить ионно-молекулярное уравнение реакции Физические свойства аммиака Предлагает работу в парах: охарактеризуйте физические свойства аммиака по опорному конспекту (Приложение 1) по плану: 1. Агрегатное состояние 2. Цвет 3. Вкус 4. Запах 5. Растворимость в воде 6. Плотность Предлагает выяснить, какое строение имеет молекула аммиака. Химические свойства аммиака: Работа в парах: предлагает изучить опорный конспект о химических свойствах аммиака и выполнить задание: расставить коэффициенты МЭБ в реакции горения и каталитического окисления аммиака. Сделать вывод о кислотно - основных свойствах аммиака. Соли аммония Организует работу в группах (Приложение2): предлагает изучить качественную реакцию на ион аммония. Проводит инструктаж по правилам ТБ Дает рекомендации к выполнению опыта Перед вами лежит инструкция по выполнению работы, внимательно изучите, помните о правилах ТБ. Применение аммиака Организует парную работу: просит составить связанный рассказ о применении аммиака, используя следующие тезисы (на доске) Холодильные установки удобрения медицина в быту (при пайке, для нейтрализации кислот, как хорошее средство для тушения огня), получение азотной кислоты и её солей Делят лист на две половины. На одной половине записывают промышленный способ получения аммиака, на другой - лабораторный В промышленности В лаборатории Fe,t,p N2+ 3H2 2NH3 + Q 2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2NH3 + 2H2O Учащиеся выполняют работу в парах Учащиеся делают записи в тетрадях Учащиеся работают в парах, выполняют задание. Делают вывод о том, что аммиак обладает основными свойствами Объединяются в группы, выбирают капитана, который будет следить за правильностью выполнения опыта. Читают инструкцию по выполнению опыта Выполняют опыт Составляют рассказ о применении аммиака 6 Закрепление учебного материала Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Дает дифференцированное задание для учащихся Низкий уровень. Атом азота имеет валентность IV и степень окисления -3 в соединении состава: а) NO2; б) NH3; в) HNO3; г) NH4Cl Базовый уровень 1. Степень окисления атома азота увеличивается в ряду: а) NO, NH3, N2O в) N2O5, N2, K3N б) N2O3, NO2, NO г) NH3, N2, NO Высокий уровень Аммиак реагирует с каждым веществом ряда: а) CaCl2, NaOH, H2O в) H2O, HNO3, CuO б) Cl2, H2SO4, Mg г) O2, CaO, Na2SO4 Напишите уравнения реакций веществ этого ряда с аммиаком. Проверка упражнений, комментированное выставление отметок за урок. Выполняют задание по степени трудности Осуществляют самопроверку 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Сообщает домашнее задание, комментирует методику его выполнения Записывают домашнее задание в тетрадь 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Просит поделиться своими впечатлениями об уроке. Закончите предложения, посвящённые сегодняшнему дню. 1) Сегодня я узнал ……… 2) Я удивился ……… 3) Я хотел бы ……… 4) Сегодня у меня получилось......... Делятся впечатлениями об уроке, делают выводы
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docxАвтор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docx