Логинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Конспект урока. I. Орг.момент Приветствие учителя. II Мотивация учебной деятельности Учитель: Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева. И я не сомневаюсь в том, что вас ждут открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже, «понять что либо – значит открыть новое». Урок посвящен одному из самых интересных элементов. Этот элемент известен с глубокой древности. Этот неметалл в природе находится в свободном состоянии, не поддерживает дыхание и горение, входит в состав всех живых организмов. Ранее существовали многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ, испорченный воздух и др. В настоящее время его название в переводе означает "безжизненный". О каком элементе идет речь? (Ответы учащихся) Учитель: Какая тема нашего урока? Ученики: Азот (записывают тему в тетради) Учитель: Что бы вы хотели узнать об азоте? (ответы учащихся) III Актуализация знаний и умений Учитель: Ребята, предлагаю вспомнить характеристику элемента по его положению в ПС и выполнить работу в парах. Характеристика химического элемента по положению в ПС: 1. Азот - элемент …… группы, …………… подгруппы. 2. Заряд ядра атома азота равен ……….. 3. В ядре атома азота ………… протонов. 4. В ядре атома азота ……… нейтронов. 5. В атоме азота ………..электронов. 6. Атом азота имеет ………… энергетических уровня. 7. На внешнем уровне в атоме …………… электронов. 8. Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна ………………. 9. Минимальная степень окисления атома в соединениях равна …………….. 10. Формула высшего оксида.......... Кислотно-основный характер высшего оксида........ 11. Формула высшего гидроксида........ Кислотно-основный характер высшего гидроксида........ 12. Формула летучего водородного соединения.......... Предполагаемые ответы учащихся 1. Азот - элемент V группы, главной подгруппы. 2. Заряд ядра атома азота равен +7 3. В ядре атома азота 7 протонов. 4. В ядре атома азота 7 нейтронов. 5. В атоме азота 7 электронов. 6. Атом азота имеет 2 энергетических уровня. 7. На внешнем уровне в атоме 5 электронов. 8. Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна +5 9. Минимальная степень окисления атома в соединениях равна -3 . 10. Формула высшего оксида N2O5. Кислотно-основный характер высшего оксида: кислотный 11. Формула высшего гидроксида HNO3. Кислотно-основный характер высшего гидроксида: кислотный 12. Формула летучего водородного соединения: NH3. IV Первичное усвоение новых знаний Учитель: на уроке я предлагаю вам поработать в группе и самостоятельно найти ответы на поставленные вами вопросы.(Учитель проводит инструктаж, учащиеся выбирают капитана, который будет делать отчет о проделанной работе) 1 группа: Нахождение азота в природе. Получение азота в лаборатории и промышленности. 2 группа: Физические свойства азота. Строение молекулы азота. 3 группа: Химические свойства азота По окончании работы в группах капитаны делают отчет о проделанной работе V Первичное закрепление Учащиеся выполняют тестовые задания. 1) Только восстановителем (за счёт атома азота) в химических реакциях может быть веществом, формула которого: а) NH3; б) N2; в) NO2; г) НNO3. 2) Азот проявляет свойства окислителя в химических реакциях с веществом (за счёт атома азота), формула которого: а) Li3 N; б) NO2; в)N2; г) НN3. 3) Вещество, которое не содержит азот: а) сульфат аммония; б) белок; в)целлюлоза; г) нитрат натрия. 4) Азот нельзя получить в результате реакции: а) разложения нитрата аммония; в) разложения нитрата натрия; б) горения аммиака с кислородом; г) оксида меди с аммиаком. 5) Процессу окисления соответствует схема превращений: а) N2 NH3 в) NH3 N2 б) NO2 NO г) NO N2 Школьники осуществляют взаимопроверку. Учитель выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы, подводит итоги урока, выставляет оценки и задаёт домашнее задание. Домашнее задание. §27, упр.2,3 Подготовить сообщение "Применение азота", "Круговорот азота в природе" Рефлексия. Синквей – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек выражает своё отношение к какой-либо проблеме. Создание синквейна по теме «азот». 1. Первая строка – понятие – одно ключевое слово (имя существительное). 2. Вторая строка – два определения (прилагательные), характеризующие данное ключевое слово. 3. Третья строка – три глагола, характеризующие действия понятия. 4. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор выражает своё отношение. 5. Пятая строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Ответы синквейна: 1. Азот. 2. Инертный, бесцветный, газообразный. 3. Окисляет, восстанавливает, охлаждает. 4. Является составной частью белковых веществ. 5. Макроэлемент. Д. Хевейн говорил: « – Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Сегодня мы попытались создать «портрет азота» из тек фактов, которые были известны, и из новых сведений об этом химическом элементе и простом веществе.
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docЛогинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: Азот Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Тема "Азот" является первой в изучении подгруппы азота. Цель урока: формирование знаний о строении молекулы, способах получения, физических, химических свойствах и применении азота. Задачи: Обучающие. Рассмотреть строение атома азота, его положение в ПС. Изучить физические и химические свойства. Развивающие. Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать. Воспитывающие. Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся. Тип урока: усвоения новых знаний Планируемые результаты: Предметные: Уметь характеризовать азот на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома, описывать физические свойства простого вещества азота и объяснять причину химической инертности молекулы азота, знать химические свойства азота, уметь составлять уравнения реакций с участием азота. Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку. Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки для работы в парах (приложение 1), карточки для работы в группах (приложение 2) № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся Приветствуют учителя, настраиваются на работу 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева. И я не сомневаюсь в том, что вас ждут открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже, «понять что либо – значит открыть новое». Урок посвящен одному из самых интересных элементов. Этот элемент известен с глубокой древности. Этот неметалл в природе находится в свободном состоянии, не поддерживает дыхание и горение, входит в состав всех живых организмов. Ранее существовали многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ, испорченный воздух и др. В настоящее время его название в переводе означает "безжизненный". О каком элементе идет речь? Какая тема нашего урока? Что бы вы хотели узнать об азоте? Учащиеся отвечают на вопросы 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. Ребята, предлагаю вспомнить характеристику элемента по его положению в ПС и выполнить работу в парах (Приложение1) Выполняют задание в парах 4 Первичное усвоение новых знаний Освоение новых знаний и умений Предлагает поработать в группе (Приложение2) и самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы вначале урока. Проводит инструктаж, дает рекомендации к выполнению работы 1 группа: Нахождение азота в природе. Получение азота в лаборатории и промышленности. 2 группа: Физические свойства азота. Строение молекулы азота. 3 группа: Химические свойства азота Учащиеся работают в группе, выбирают капитана, который будет делать отчет о проделанной работе. Группы внимательно изучают инструктивные карты 5 Первичная проверка понимания Установить, усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы. Следит за работой класса и ответами учащихся При необходимости устраняет обнаруженные пробелы По окончании работы в группах капитаны делают отчет о проделанной работе Отвечают на поставленные вопросы в инструктивной карте, выполняют задания Делают записи в тетрадях 6 Первичное закрепление Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. Предлагает выполнить тестовое задание Выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы Выставляет отметки в журнал Учащиеся выполняют тестовые задания. Осуществляют взаимопроверку 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение Записывают домашнее задание 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Просит учащихся подвести итоги, составить синквейн по теме "Азот" Учащиеся подводят итоги урока, высказывают мнение о том, что нового они узнали на уроке Составляют синквейн
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docxАвтор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docx