Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №32 Азот

Текст урока

  • Конспект

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    Конспект урока.
    I. Орг.момент
    Приветствие учителя.
    II Мотивация учебной деятельности
    	Учитель: Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева. И я не сомневаюсь в том, что вас ждут открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже, «понять что либо – значит открыть новое». Урок посвящен одному из самых интересных элементов. 
    	Этот элемент известен с глубокой древности. Этот неметалл в природе находится в свободном состоянии, не поддерживает дыхание и горение, входит в состав всех живых организмов. Ранее существовали многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ, испорченный воздух и др. В настоящее время его название в переводе означает "безжизненный". О каком элементе идет речь? (Ответы учащихся)
    Учитель: Какая тема нашего урока?
    Ученики: Азот (записывают тему в тетради)
    Учитель: Что бы вы хотели узнать об азоте? (ответы учащихся)
    III Актуализация знаний и умений
    Учитель: Ребята, предлагаю вспомнить характеристику элемента по его положению в ПС и выполнить работу в парах. 
    Характеристика химического элемента по положению в ПС:
    1. Азот - элемент …… группы, …………… подгруппы.
    2. Заряд ядра атома азота равен ………..
    3. В ядре атома азота ………… протонов.
    4. В ядре атома азота ……… нейтронов.
    5. В атоме азота ………..электронов.
    6. Атом азота имеет ………… энергетических уровня.
    7. На внешнем уровне в атоме …………… электронов.
    8. Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна ……………….
    9. Минимальная степень окисления атома в соединениях равна ……………..
    10. Формула высшего оксида.......... Кислотно-основный характер высшего оксида........
    11. Формула высшего гидроксида........ Кислотно-основный характер высшего гидроксида........
    12. Формула летучего водородного соединения..........
    Предполагаемые ответы учащихся
    1. Азот - элемент V группы, главной подгруппы.
    2. Заряд ядра атома азота равен +7
    3. В ядре атома азота 7 протонов.
    4. В ядре атома азота 7 нейтронов.
    5. В атоме азота 7 электронов.
    6. Атом азота имеет 2 энергетических уровня.
    7. На внешнем уровне в атоме 5 электронов.
    8. Максимальная степень окисления атома азота в соединениях равна +5
    9. Минимальная степень окисления атома в соединениях равна -3 .
    10. Формула высшего оксида N2O5. Кислотно-основный характер высшего оксида: кислотный
    11. Формула высшего гидроксида HNO3. Кислотно-основный характер высшего гидроксида: кислотный
    12. Формула летучего водородного соединения: NH3.
    
    IV Первичное усвоение новых знаний
    	Учитель: на уроке я предлагаю вам поработать в группе и самостоятельно найти ответы на поставленные вами вопросы.(Учитель проводит инструктаж, учащиеся выбирают капитана, который будет делать отчет о проделанной работе)
    1 группа: Нахождение азота в природе. Получение азота в лаборатории и промышленности.
    2 группа: Физические свойства азота. Строение молекулы азота.
    3 группа: Химические свойства азота
    По окончании работы в группах капитаны делают отчет о проделанной работе 
    V Первичное закрепление
    Учащиеся выполняют тестовые задания.
    1) Только восстановителем (за счёт атома азота) в химических реакциях может быть веществом, формула которого:
        а) NH3;                   б) N2;                         в) NO2;                          г) НNO3.
    2) Азот проявляет свойства окислителя в химических реакциях с веществом (за счёт атома азота), формула которого:
        а) Li3 N;                 б) NO2;                       в)N2;                             г) НN3.
    3) Вещество, которое не содержит азот:
        а) сульфат аммония;       б) белок;              в)целлюлоза;            г) нитрат натрия.
    4) Азот нельзя получить в результате реакции:
        а) разложения нитрата аммония;                 в) разложения нитрата натрия;            
        б) горения аммиака с кислородом;                   г) оксида меди с аммиаком.
    5) Процессу окисления соответствует схема превращений:
    а) N2 	NH3                                     в) NH3          N2
    б) NO2 	    NO                                   г) NO              N2
    	Школьники осуществляют взаимопроверку. Учитель выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы, подводит итоги урока, выставляет оценки и задаёт домашнее задание.    
    Домашнее задание.
    §27, упр.2,3
    Подготовить сообщение "Применение азота", "Круговорот азота в природе"
    Рефлексия.
        Синквей – это стихотворение, состоящее из пяти строк,  в котором человек выражает своё отношение к какой-либо проблеме.
        Создание синквейна по теме «азот».
       1. Первая строка – понятие – одно ключевое слово (имя существительное).
       2. Вторая строка – два определения (прилагательные), характеризующие данное ключевое слово.
       3. Третья строка – три глагола, характеризующие действия понятия.
       4. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор выражает своё отношение.
       5. Пятая строка – одно слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
    Ответы синквейна:
       1. Азот.
       2. Инертный, бесцветный, газообразный.
       3. Окисляет, восстанавливает, охлаждает.
       4. Является составной частью белковых веществ.
       5. Макроэлемент.
    Д. Хевейн говорил:
    « – Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Сегодня мы попытались создать «портрет азота» из тек фактов, которые были известны, и из новых сведений об этом химическом элементе и простом веществе.
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc
  • Технологическая карта

     Логинова Юлия Рафиковна
    учитель химии 
    МОБУ «Саракташская средняя
    общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне»
    Саракташский район
    
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Азот
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Тема "Азот" является первой в изучении подгруппы азота.
    Цель урока: формирование знаний о строении молекулы, способах получения, физических, химических свойствах и применении азота.
    Задачи:
    Обучающие.
    Рассмотреть строение атома азота, его положение в ПС.
    Изучить физические и химические свойства.
    Развивающие.
    Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
    Воспитывающие.
    Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.
    Тип урока: усвоения новых знаний
    Планируемые результаты: 
    Предметные: Уметь характеризовать азот на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строения атома, описывать физические свойства простого вещества азота и объяснять причину химической инертности молекулы азота, знать химические свойства азота, уметь составлять уравнения реакций с участием азота.
    Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку.
    Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки для работы в парах (приложение 1), карточки для работы в группах (приложение 2)
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя 
    (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся 
    (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке
    Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся
    Приветствуют учителя, настраиваются на работу
    2
    Мотивация учебной деятельности 
    Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева. И я не сомневаюсь в том, что вас ждут открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже, «понять что либо – значит открыть новое». Урок посвящен одному из самых интересных элементов. 
    Этот элемент известен с глубокой древности. Этот неметалл в природе находится в свободном состоянии, не поддерживает дыхание и горение, входит в состав всех живых организмов. Ранее существовали многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ, испорченный воздух и др. В настоящее время его название в переводе означает "безжизненный". 
    О каком элементе идет речь? 
    Какая тема нашего урока?
    Что бы вы хотели узнать об азоте?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся отвечают на вопросы
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
    Ребята, предлагаю вспомнить характеристику элемента по его положению в ПС и выполнить работу в парах (Приложение1) 
    
    Выполняют задание в парах
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Освоение новых знаний и умений
    Предлагает поработать в группе (Приложение2) и самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы вначале урока.
    Проводит инструктаж, дает рекомендации к выполнению работы
    1 группа: Нахождение азота в природе. Получение азота в лаборатории и промышленности.
    2 группа: Физические свойства азота. Строение молекулы азота.
    3 группа: Химические свойства азота
    Учащиеся работают в группе, выбирают капитана, который будет делать отчет о проделанной работе.
    Группы внимательно изучают инструктивные карты
    
    5
    Первичная проверка понимания
    Установить, усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности;
    устранить обнаруженные пробелы.
    Следит за работой класса и ответами учащихся
    При необходимости устраняет обнаруженные пробелы
    
    По окончании работы в группах капитаны делают отчет о проделанной работе 
    Отвечают на поставленные вопросы в инструктивной карте, выполняют задания
    Делают записи в тетрадях
    6
    Первичное закрепление
    Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач.
    Предлагает выполнить тестовое задание Выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы
    Выставляет отметки в журнал
    Учащиеся выполняют тестовые задания.
    Осуществляют взаимопроверку
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
    Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение
    Записывают домашнее задание
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности
    Просит учащихся подвести итоги, составить синквейн по теме "Азот"
    Учащиеся подводят итоги урока, высказывают мнение о том, что нового они узнали на уроке
    Составляют синквейн
    
     

    Автор(ы): Логинова Ю. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docx

Задания к уроку