Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №3 Окислительно-восстановительные реакции

Текст урока

  • Конспект

     Адушкина Любовь Петровна 
    Учитель химии 
    МОБУ Васильевская СОШ
    Саракташский район
    
    ТЕМА 1. ОКИСЛИТЕЛЬНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕКЦИИ
    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
    «Понятие об окислительно-восстановительных реакциях»
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК : И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, «Химия. 9 класс», 2013 г.
    Уровень обучения: базовый
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место уроков в системе уроков по теме: урок №3 является первым в системе изучения раздела «Окислительно-восстановительные реакции»
    Цели урока:
    обучающие: опираясь на знания учащихся, полученных при изучения химии в 8 классе вспомнить типы химических реакций;
    познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления; систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;
    развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.
    воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу
    Тип урока: усвоения новых знаний
    Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
    Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.
    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь определять окислительно-восстановительные реакции от других типов типов химических реакций, определять степень окисления химических элементов; знать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”, «окислительно-восстановительная реакция».
    Оборудование   урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева,  мультимедиа проектор, презентация к уроку, приложение 1.
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1.
    Организационный  момент
    Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности
    включения в учебный процесс.
    Приветствие учащихся. 
    Приветствуют учителя, готовность к уроку.
    2. 
    Мотивация и актуализация учебной деятельности
    Подготовка учащихся
    к работе, ввести в деловой ритм Опираясь на знания учащихся, полученные при изучении курса химии 8 класса вспомнить  основные типы химических реакций химических  реакций, понятие «степень окисления»;
    
    Фронтальный опрос. 
    Ребята, давайте вместе с вами вспомним ранее изученные признаки классификации химических реакций
    Слайд1
    
    1.Назовите типы химических реакций:
    - по числу и составу реагирующих веществ
    - по агрегатному состоянию 
    - по направлению
    - по использованию катализатора
    - по тепловому эффекту.
    Работа у доски
    Задание 1. Записать уравнения реакций горения угля и разложения карбоната кальция, охарактеризовать реакции  по всем известным классификациям
    
    
    Для того, что определить еще один признак классификации химических реакций необходимо расставить степень окисления элементов в реакциях.
    Вспомнить понятие: что такое степень окисления?
    
    
    Итак, ребята мы сегодня с вами на укоре познакомимся с ещё одним типом химических реакций, которые называются  Окислительно- восстановительные реакции
    Слайд 2
    Устные ответы:
    -называют известные признаки классификации химических реакций;
    - работа со слайдом 1
    - называют типы химических реакций
    
    
    
    
    
    2 учащихся работают у доски, остальные на местах
    
    
    
    
    
    Дают определение степени окисления элемента 
    (условный заряд, который приобретают атомы отдавая или принимая электроны).
     Определяют чем различаются эти две реакции
    
     Записывают в тетрадь тему урока
    3
    Первичное усвоение новых знаний
    Получение новой информации. 
    
    Познакомить учащихся с новым признаком классификации химических 
     Какова цель урока? Какую проблему мы попытаемся решить?
    Слайд 3 Проблема урока
    (реакции, идущие с изменением степени окисления, как они протекают, в чем их особенности)
    Одна из задач химии – предсказать, какие вещества получатся в той или иной реакции. Чтобы ответить на этот вопрос для ОВР, надо знать:
    - Какие вещества называются окислителями, а какие – восстановителями;
    - Как может меняться степень окисления окислителя и восстановителя в результате реакции.
          -  Какие процессы проходят с восстановителями и окислителями
    Обращаемся к нашему уравнению: горение угля:
    Слайд 4 
     
    Слайд 6 ОВР в природе
    Формулируют цель урока.
    Дают определение, какие реакции называются  окислительно – восстановительными.
    Сравнивают свои определения с определением в учебнике стр 6
    
    Отвечают на вопросы, дисскутируют, анализируют, доказывают, отстаивают  свое мнение
    
    
    
    
    
    
    
    Работа с текстом учебника стр 6-7
    процесс окисления 
    процесс восстановление
    окислитель
    восстановитель
    4
    Первичное закрепление знаний
    Применение ранее полученных знаний и закрепление нового материала
    Рассмотрим пример окислительно-восстановительной реакции.
     2Н2 0 + O20 = 2Н+12O-2
     Почему данная реакция является окислительно-восстановительной? 
    Работа с терминами:
    - окисление
    - восстановление
    - процесс восстановления
    - процесс окисления
    - ОВР
    
    Работа у доски и на местах:
    определяют  тип реакции по разным классификациям. 
    Проверяют.
    Слайд 7
    
    
    Учащиеся дают определения терминам
    Слайд 8 для проверки 
    
    Приложение 1
    Выполнение тестовых заданий по вариантам
    
    5
    Информация 
    о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    
    Слайд 9
    Инструктаж по выполнению письменных заданий
    Записывают в дневник
    Параграф 1, задания №1,2 стр 8, термины по теме
    6
    Итог урока
    
    Оценка деятельности обучающихся
    Самооценка деятельности
    7
    Рефлексия
    Проверить умение обучающихся  самостоятельно оценивать свою деятельность
    Слайд 10 
    Закончите фразу: 
    
    Я узнал…….
    Я научился……
    Меня удивило…
    Мне понравилось…..
    У меня получилось……
    
    Подводят итоги, выражают свое мнение
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1.
    Тестовое задание
    №
    I вариант
    II вариант
    1
    К окислительно-восстановительным реакциям не относится реакция, представленная схемой:
    А) N2  + 3Н2  = 2NН3 
    Б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑
    В)MgCO3 = MgO + CO2 ↑
    Г) 2CuO = 2Cu + O2↑
    К окислительно-восстановительным реакциям относится реакция, представленная схемой:
    А) H2O + CaO = Ca(OH)2
    Б) H2O + N2O5 = 2HNO3
    В) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2
    Г) CuO + H2 = Cu + H2O
    2
    В каком соединении степени окисления элементов равны -3 и +1
    А)  NF3                Б) Cl2O3
    В) NH3              Г) AlCl3
    В каком соединении степени окисления элементов равны +3 и -2
    А)  NF3                Б) Cl2O3
    В) NH3              Г) AlCl3
    3
    Схема Na0 →Na+1  отражает процесс:
    А) Окисления
    Б) Восстановления
    В) Нейтрализации 
    Г) Диссоциации  
    Схема Сl0 → Сl-1  отражает процесс:
    А) Окисления
    Б) Восстановления
    В) Нейтрализации 
    Г) Диссоциации  
    4
    Восстановительные свойства простых веществ, образованных элементами второго периода, с увеличением заряда ядра:
    А) Уменьшаются  
    Б) Усиливаются 
    В) Изменяются периодически
    Г) Не изменяются
     Окислительные свойства простых веществ, образованных элементами седьмой группы, главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
    А) Уменьшаются  
    Б) Усиливаются 
    В) Изменяются периодически
    Г) Не изменяются
    Ответ:
    
    1
    2
    3
    4
    Вариант___
    
    
    
    
    
    Проверил: ______________________________________________ оценка ______________
    
     

    Автор(ы): Адушкина Л. П.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку