Литвинов Геннадий Васильевич учитель химии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «1- Федоровская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы Лазарева Ильи Семеновича» Саракташского района Оренбургской области Наименование предмета: химия Класс: 9 УМК: учебник химия 9 класс Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Москва «Русское слово» 2012. Уровень обучения: базовый Тема урока: Практическая работа №2. Изучение свойств соляной кислоты. «Галогены» Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 4 Место урока в системе уроков: 21 Цель урока: сформировать навыки решения экспериментальных задач и планирования эксперимента; закрепить знания о свойствах соляной кислоты; совершенствовать умения обращаться с кислотами; научить способам распознания соляной кислоты и ее солей; формировать навыки работы с реактивами, составлять уравнения реакций, наблюдать и делать выводы. Задачи урока: Образовательные: изучить способы получения и химические свойства соединений галогенов на примере соляной кислоты; Получить соляную кислоту, исследовать её свойства. Доказать, что полученный раствор - соляная кислота. Провести инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами с нагревательными приборами, со щелочами Развивающие: развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать; развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации; развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации; Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и связей; продолжить формирование научного мировоззрения; Тип урока: урок – урок комплексного применения знаний Планируемые результаты: уметь применять полученные теоретические знания о свойствах соляной кислоты в практических работах, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с правилами пользования химической посудой и правилами безопасного обращения с химическими веществами, описывать свойства веществ и наблюдения в ходе эксперимента. Техническое обеспечение урока: компьютер, штатив с пробирками, химические стаканы. Набор реактивов: раствор соляной кислоты, метиловый оранжевый, гранула цинка, медная проволока, сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра. Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, инструктивные карты практической работы (приложение 1), раздаточный материал (инструкция № 2 «Техника безопасности при работе с кислотами»). Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный этап Создание благоприятного эмоционального настроя Приветствие. Готовность к уроку. Визуальный контроль. Приветствие. 2 Мотивация учебной деятельности учащихся Стимулирование познавательной деятельности обучающихся для формулирования темы и целей урока. Материал на партах. Эта работа выполняется также индивидуально. Что я знаю о соляной кислоте. (2-3мин) Заполняют таблицу. азделить учащихся на группы «кислота», «соли», «оксиды» Делятся по группам Вопрос. Как вы считаете хлороводород и соляная кислота это одно вещество? Если да, то почему? Тогда почему существует два названия? По какой причине. Если ответят правильно. Молодцы. «Правильный ответ мы получим посмотрев опыт «Растворение хлороводорода» (видеоролик) (1 мин)Посмотрев опыт Вопросы: Какой ответ вы получили? Правильно Соляная кислота - раствор хлороводорода. Почему возник фонтан? Совершенно верно - давление газа понижается, становиться ниже атмосферного. Учащиеся заполняют таблицу 3 Актуализация знаний и умений (проверка знаний учащихся) Проверка знаний о галогенах 1- Проверка домашнего задания. Учитель проверяет домашнее задания (устно) и проводит беседу, на протяжении которой проверяются знания о свойствах соляной кислоты. - Инструктаж по ТБ. Учащиеся называют правила техники безопасности при проведении практических работ. Учитель напоминает основные правила ТБ (при работе с кислотами и щелочами и др.). 4 Первичное усвоение новых знаний Опыт 1. В пробирку налейте 1 мл соляной кислоты и добавьте 1-2 капли м/о. Какие изменения с раствором происходят? Опыт 2. В две пробирке налейте по 1 мл соляной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу цинка, а во вторую – медную проволоку. Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, протекающих между соляной кислотой и указанными металлами. Опыт 3. К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте раствор соляной кислоты. Как объяснить образование в пробирке раствора синего цвета? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Опыт 4. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте раствор карбоната натрия. Как объяснить выделение газа при данном взаимодействии? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Опыт 5. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Напишите уравнения в молекулярном и ионном видах и ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту Отчет о работе учащиеся оформляют виде таблицы. Что сделали (название опыта, описание хода опыта) Что наблюдали (уравнения в молекулярном и ионном видах и признаки реакций) Вывод 5 Первичная проверка понимания Выявление уровня усвоения материала Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. 1)Ответьте на предложенные вопросы: Для чего необходимо изучать правила ТБ? Какие виды лабораторного оборудования вы сегодня изучили? Какие особенности строения пламени вы узнали на уроке? Как можно применять эти знания в повседневной жизни? Обсуждают в парах результаты заполнения таблицы. Заполняется таблица со слов учащихся. 6 Первичное закрепление Почему необходимы правила по технике безопасности при работе в кабинете химии? Какие правила вы смогли бы предложить своим товарищам? Предлагает просмотр презентации по теме урока Инструктирует учащихся об оформлении работы в тетради и использовании инструктивной карты Оформляют работу в тетради согласно инструктивной карте, заполняют таблицу, используя увиденное и услышанное на уроке и материал учебника. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Разъяснение домашнего задания Повторить П.13-16 упр. 3 на стр.79 8 Рефлексия Осмысление результатов работы на уроке. Комментирова ние выставлен ных оценок. Что нового вы сегодня узнали на уроке? На все вопросы о соляной кислоте? Какие методы познания мы применили на уроке?
Автор(ы): Литвинов Г. В.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.rtfДрущенко Нина Михайловна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №3» Саракташский район Название предмета Химия Класс 9 УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил. Уровень обучения базовый Тема урока Практическая работа №2 Изучение свойств соляной кислоты. Галогены Общее количество часов, отведенное на изучение темы 5часов Место урока в системе уроков по теме 5 урок Цель урока: учить применять теоретические знания для решения экспериментальных задач. Задачи урока Образовательная: ознакомить со свойствами соляной кислоты, с качественными реакциями на галогенид-ионы. Развивающая: развитие умения и навыков работы с реактивами, способности анализировать, оформлять результаты. Воспитательная: воспитание интереса в процессе работы, трудолюбия и навыка самостоятельности при выполнении практической работы. Тип урока: урок-практикум Планируемые результаты Учащиеся должны знать: Свойства кислот. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид-ионы Учащиеся должны уметь: Обращаться с лабораторным оборудованием и реактивами; самостоятельно проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасности; исследовать, анализировать, наблюдать явления, происходящие с веществами; описывать проведённый эксперимент и делать выводы по его результатам, составлять отчёт о проведённой практической работе. Техническое обеспечение урока: учебники, лабораторное оборудование и реактивы Содержание урока 1. Организационный момент. Постановка цели урока. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Организует деятельность учащихся по актуализации алгоритма выполнения практической работы. Предлагает: 1)сформулировать цель работы; 2)вспомнить общие правила безопасности в кабинете химии; Формулируют цель практической работы. Озвучивают правила безопасности работы в кабинете химии 2. Выполнение эксперимента Организует деятельность учащихся по подготовке к проведению эксперимента. Предлагает: изучить схему проведения практической работы2 Изучают схему проведения практической работы. Организует деятельность учащихся по выполнению эксперимента. Предлагает: 1)провести эксперимент 2)привести в порядок рабочее место; 3)составить отчёт о проделанной работе Выполняют эксперимент Изучение свойств соляной кислоты. 1)к р-ру соляной кислоты пробирка №1 добавьте 1-2 капли лакмуса и прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до полной нейтрализации кислоты. Напишите уравнение электролитической диссоциации соляной кислоты и сокращённое ионно-молекулярное уравнение реакции нейтрализации. 2)в пробирку №2 положите гранулу цинка. 3)в пробирку№3 положите кусочек меди. Отметьте, что происходит. Составьте уравнение протекающей реакции, коэффициенты расставьте методом электронного баланса. Укажите, какой ион в соляной кислоте выполняет функцию окислителя и с какими металлами реагирует соляная кислота. 4)в пробирку№4добавьте оксид меди(II), осторожно перемешайте и нагрейте. 5)в пробирку№5добавьте немного мела Что наблюдаете? Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций. Охарактеризуйте химические свойства соляной кислоты. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены». 1)докажите опытным путём, что в состав соляной кислоты входят ионы водорода и хлора. 2)определите, не содержит ли выданный вам раствор нитрата натрия примеси хлоридов. 3)определите, в какой из выданных вам трёх пробирок с твёрдыми веществами находятся хлорид натрия, бромид натрия, иодид натрия. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде. Приводят в порядок рабочее место. Составляют отчёт о проведённом исследовании в виде таблицы: Что делал Что наблюдал Выводы Контролирует деятельность учащихся. Подводит итог. 3.Рефлексия. 4.Домашнее задание. Учитель организует объяснение выполнения домашнего задания. 1)Повторить п13-16 учебника. 2)Ознакомиться с дополнительным материалом (по желанию учащегося).
Автор(ы): Друщенко Н. М.
Скачать: Химия 9кл - Урок № 21 Практическая работа№2 Изучение свойств соляной кислоты.Галогены.doc