Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок №19 Хлороводород и соляная кислота

Текст урока

  • Конспект

     Литвинов Геннадий Васильевич
     учитель  химии
    Муниципальное общеобразовательное 
    бюджетное учреждение
    «1- Федоровская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы 
    Лазарева Ильи Семеновича»
    Саракташского района Оренбургской области
    Наименование предмета: химия
    Класс: 9
    УМК: учебник химия 9 класс Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Москва «Русское слово» 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Хлороводород и соляная кислота
    Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 4
    Место урока в системе уроков : 19
    Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы «Хлороводородная  кислота» через использование информационно-коммуникационных технологий 
    Задачи урока: 
    Образовательные: конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в сфере теории электролитической диссоциации на примере хлороводородной кислоты
    Развивающие: 
    Создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания. 
    Способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной) на различных этапах урока. 
    Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру; готовность к выполнению общепринятых норм и правил, высокой работоспособности и организованности; участвовать в формировании позитивного общения «учитель—ученик», «ученик—ученик»
    Тип урока: урок – изучение нового материала
    Планируемые результаты: усвоение знаний о кислотах, развитие умений применять полученные знания при выполнении задач и упражнений;
    умение использовать и строить речевые высказывания 
    умение проводить лабораторные опыты;
    овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, таблица);
    умение анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, прибор для исследования электропроводимости веществ
    Реактивы: HCI    HNO3    H2SO4    CuO    Cu(OH)2      Zn    AgNO3   индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый)
    Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока: таблица «ПСХЭ  Д.И.Менделеева».
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
     Организационный этап
    Создание благоприятного эмоционального настроя
    Приветствие. Готовность к уроку. Визуальный контроль.
    Приветствие.
    2
    Мотивация учебной деятельности учащихся
    Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
    Предлагаю учащимся выполнить задание: 
    В трех пронумерованных пробирках находятся кислоты: соляная, серная, азотная. Как распознать соляную кислоту?
    Предлагаю сформулировать тему урока и задачи
    Многие учащиеся затрудняются выполнить задание, так как не знают свойств кислоты
    Учащиеся формулируют тему  урока – Хлороводородная кислота
    Задачи урока:
    знать: 
    физические и химические свойства свойства кислоты
    качественную реакцию
    способы получения
    Уметь:
    распознавать соляную кислоту
    составлять реакции с участием хлороводородной кислоты 
    3
    Актуализация знаний и умений (проверка знаний учащихся)
    Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
    Урок начинаю с  интересного факта:
    «Известно, что уже в конце XV в. алхимик Василий Валентин и в XVI в. Андреас  Либавий в усердных поисках чудодейственного жизненного эликсира прокаливали в своих странных для нас алхимических приборах поваренную соль с квасцами и купоросами и получили продукт, который описали под названием «кислого спирта».  Для первых исследователей это было совершенно новое вещество, обладавшее свойствами, которые сильно поражали их воображение. Нюхая его, они задыхались и кашляли, «кислый спирт» дымил в воздухе. При пробовании на вкус, он обжигал язык и нёбо, металлы он разъедал, ткани разрушал»
    Вопрос классу: 
    Как вы думаете о каком веществе идет речь?
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопрос
    Это вещество – хлороводородная кислота
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно следственных связей 
    Класс делится на пять групп по 5-6 человек
    Инструктаж работы учащихся в группе 
     (см. маршрутный лист)
    Задание ¹1 Составить характеристику соляной кислоты по: 
    Составу
    Основности
    Растворимости
    Степени электролитической диссоциации
    Летучести 
    Подведем итоги работы
    Демонстрация опыта по изучению электропроводимости хлороводородной кислоты. Опускаем электроды в раствор НСI. Лампочка прибора загорается очень ярко, регистрируя наличие в растворе заряженных частиц.
    Проблемный вопрос: НСI соединение с полярной ковалентной связью. Почему прибор зарегистрировал наличие в растворе ионов?
    Задание ¹2 Физические свойства хлороводородной кислоты. Рассмотрите раствор кислоты и охарактеризуйте ее физические свойства. Объясните почему «кислый спирт» дымил на воздухе (история открытия)?
    
    Задание ¹3      Химические свойства кислоты
    Вопрос классу: обладает ли хлороводородная кислота общими свойствами кислот? 
    Исследовательская  лабораторная работа по изучению химических свойств кислоты. 
     Правила техники безопасности 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Эта реакция является качественной на хлорид ион. Ее используют для распознавания соляной кислоты и ее 
    солей Ag+ + CI- → AgCI↓
    Подведем итоги работы в группах
    
    
    
    
    
    
    
    
    Предлагаю учащимся выполнить задание предложенное в начале урока: 
    В трех пронумерованных пробирках находятся кислоты: соляная, серная, азотная. Как распознать соляную кислоту?
    
    Работа в группах
    
    Группы выполняют одинаковое задание
    
    
    
    
    
    
    Проверка задания по готовому образцу 
    
    
    Группы выполняют одинаковое задание
    Учащиеся дают объяснение, называя основные этапы растворения в воде соединений с ковалентной полярной связью:
    ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;
    гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита;
    ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную);
    диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы.
    
    Учащиеся обсуждают задание в группе и отвечают на вопрос
    Группы выполняют разные задания
    Задание для 1 группы:
    Взаимодействие с основными оксидами
    Проведите реакцию и сделать вывод
                         юCuO + HCI =
    Составьте молекулярное и ионное уравнение
    Задания для 2 группы:
    Взаимодействие с металлами
    Проведите реакцию и сделать вывод
    Zn + HCI =
    Составьте молекулярное и ионное уравнение
    Задания для 3 группы:
    Взаимодействие с основаниями
    Проведите реакцию и сделать вывод
    Cu(OH)2 + HCI =
    Составьте молекулярное и ионное уравнение
    Задания для 4 группы:
    Действие хлороводородной кислоты на индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый.
    Проведите исследование и сделайте вывод
    Задания для 5 группы:
    Взаимодействие с растворами солей
    Проведите реакцию и сделайте вывод:
    AgNO3 + HCI =
    Составьте молекулярное и ионное уравнение
    
    Каждая группа отчитывается о результатах исследовательской работы,	формулирует общие выводы:
    Хлороводородная кислота обладает всеми общими свойствами кислот: вступает в реакцию с металлами (в ЭХР до Н2), с основными оксидами, с основаниями, с растворами солей. Все основные свойства кислот обусловлены наличием в их растворах катионов  водорода Н+
    
    Каждая группа проводит качественную реакцию и распознает хлороводородную кислоту
    
    
    5
    Первичная проверка понимания
    Выявление уровня усвоения материала
    Задание №1 Опишите качественный, количественный состав хлороводорода. Составьте структурную и электронную формулы хлороводорода.  Определите тип связи. Результаты занесите в таблицу. 
    Химическая  формула
    Молярная масса
    Электронная 
    формула
    Структурная формула
    Тип химической связи
    
    
    
    
    Задание №2. Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с пищевой содой:                           HCl+NaHCO3→?   +?   + ?
    Закончите уравнение реакции, составьте полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод о возможности нейтрализации соляной кислоты в желудочном соке пищевой содой.
    Задание №3 Моделируем нейтрализацию кислоты в желудке («лечение» изжоги) – взаимодействие с лекарственными препаратами (альмагель, гевискон, ренни):       Al(OH)3 + HCl→ ? + ?
    Сделайте вывод:  какой  реагент,  более щадящий  для нейтрализации кислоты в желудке.
    Задание №4. Вы случайно проглотили монету, достоинством 1 рубль. Состав сплава: цинк и никель. Что произойдет с монетой в желудке?           Zn + HCl →    ? + ? ;   Ni + HCl→    ? + ?    
    А если монета будет из меди? Cu + HCl  →    ? + ?    Проверка правильности выполнения задания. Обобщение материала.
    Учащиеся заполняют таблицу
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся делают выводы по выполнению заданий 2-4
    6
    Первичное закрепление
    Анализ объектов с целью выделения существенных признаков
    Предлагаю учащимся  задания по изученной теме
    
    
    
    Проверка задания
    С какими веществами вступит в реакцию хлороводородная кислота:
    Mg    CaO    HNO3    Cu    KOH    Na2CO3
    Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций
    Проверяют задание по готовому образцу
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Разъяснение домашнего задания
    П.15 упр. 3-5
    
    8
    Рефлексия
    Оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
    Над какой темой работали?
    Где могут пригодиться эти знания?
    Что было интересным?
    Какие трудности испытывали при изучении темы?
    Оцените свой уровень знаний, психологическое состояние и работу на уроке
    
    
    Отвечают на вопросы учителя
    
     

    Автор(ы): Литвинов Г. В.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.rtf