Ишкуватова Мавлида Рифовна
учитель химии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Воздвиженская средняя общеобразовательная школа"
Саракташского района Оренбургской области
Название предмета Химия
Класс 9
УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил.
Уровень обучения базовый
Тема урока Систематизация и обобщение по теме «Водород и его важнейшие соединения»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
Место урока в системе уроков по теме 5 урок
Цели урока:
- формирование ключевых компетенций (обобщать, систематизировать, думать, анализировать и критически оценивать информацию, адаптироваться);
- развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда.
Задачи:
Общеобразовательные:
- Знать общие физические и химические свойства водорода и его соединений;
- уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства водорода и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде.
Развивающие:
-развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха;
-умение давать самооценку деятельности на уроке;
-ставить цели самообразовательной деятельности;
-создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности ;
-умение пользоваться справочной литературой.
Воспитательные:
-создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;
-воспитание воли и настойчивости для достижения конкретных результатов.
Планируемые результаты:
Каждый ученик должен знать общие физические и химические свойства водорода и его соединений, уметь писать уравнения химических реакций, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (комбинированный)
Техническое обеспечение урока: учебники, ПСХЭ Д.И.Менделеева, карточки
Содержание урока систематизации и обобщения знаний и умений:
№
Этапы урока
Дидактическая задача
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Приветствие учащихся .
Приветствие учителя .
2
Мотивация учебной деятельности
выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
Цель урока и тема урока формируется вместе с учащимися .
Эпиграф «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их.
( Сенека младший )
Учащиеся воспринимают информацию, планируют свою деятельность.
3
Актуализация знаний и умений
выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи.
1.Работа по карточке. (4 человека) у доски. На местах учащиеся выполняют данные задания по группам
( класс делится на 4 группы) .
Из класса два ученика решают расчетные задачи на закон Авогадро и относительную плотность газов.
Задача1. Цинк массой 6,5 грамм растворили в соляной кислоте. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа.
Задача 2. Рассчитайте плотность по водороду следующих газов : а) азота , б) хлороводорода, в) водяных паров
1.Работают с текстом карточки. Проверяют вместе с учащимися класса .
2.Ответ у доски
2.1 Нахождение в природе и получение водорода
2.2 Химические свойства водорода . Водород – окислитель и восстановитель
2.3 Химические свойства воды .
2.4 Характеристика водорода по положению в ПСХЭ и водорода как простое вещество.
Два ученика выходят к доске и решают задачу
4
Обобщение и систематизация знаний
Подготовка к написанию химического диктанта
Химический диктант:
1) Самый распространенный элемент в космосе…….
2) Хорошо или плохо растворим в воде.
3) Газ легче или тяжелее воздуха
4) Водород собирают методом вытеснения ……; пробирка расположена …….
5) Водород с кислородом воздуха образует ……...
6) С активными металлами образует ……..
7) Водород является ……… при взаимодействии с оксидами металлов.
8) Водород может проявлять степень окисления……..
9) В химической промышленности водород используют для синтеза …….
10) водород используют как …….
Пишут ответы вместо пробелов и взаимопроверка. (Эталон ответа приводится на доске или на слайде )
Химический диктант ответы
1) Самый распространенный элемент в космосе.
2) Хорошо растворим в воде.
3) Газ легче воздуха.
4) Водород собирают методом вытеснения воздуха; пробирка расположена вниз дном.
5) Водород с кислородом воздуха образует взрывчатую смесь.
6) С активными металлами образует гидриды.
7) Водород является окислителем при взаимодействии с оксидами металлов.
8) Водород может проявлять степень окисления +1, -1 .
9) В химической промышленности водород используют для синтеза аммиака (NH3).
10) водород используют как топливо.
5
Применение знаний и умений в новой ситуации
Заполните правую часть уравнений реакций, определите, где водород восстановитель, где – окислитель
( у доски три ученика данные задания выполняют на обратной стороне доски)
H2 + O2 =
H2 + S =
H2 + Cl2 =
H2 + К =
H2 + Ca =
H2 + WO3+ =
2.Осуществить превращения, указав условия
Fe Н2 H2O NaOH Cu(OH)2
NH3
Заполняют правую часть уравнений реакций. Проверяют
2H20 + O2 0= 2H2+O-2
в- ль
H20 + S0 = H2+ S-2
в- ль
H20 + Cl20 =2H+Cl-
в- ль
H20 + 2K0 = 2K+H-
ок- ль
H20 + Ca 0=Ca+2H2-
ок- ль
3H20 + W+6O3 -2=3H2+O-2 + W0
в- ль
2. за каждое правильно написанное уравнение 1 балл
6
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Тест Вариант 1
1. Водород получается при взаимодействии:
1) Cu + HCL→
2) Cu + H2O→
3) Mg + H2SO4 →
4) S + NaOH→
2. Укажите валентность фосфора в водородном соединении:
1) I 2) II 3) III 4) IV
3. Простым веществом является:
1)вода 2) водород 3) соляная кислота 4) воздух
4. Водород не реагирует с :
1) N2 2) S 3) O2 4)HCL
5. Химические свойства водорода используются при:
1) получение сверхнизких температур;
2) наполнение шаров – зондов;
3) получения металлов из их оксидов;
4) отводе теплоты в электрических машинах.
Тест. Вариант -2
1. Водород в лаборатории получают взаимодействием:
1) Fe + H2O→
2) CO + H2O→
3) SO2 +H2O→
4) Zn + HCL →
2. Водород реагирует:
1) только с простыми веществами;
2) с простыми и сложными веществами;
3) только со сложными веществами;
4) только с неметаллами.
3.Водород проявляет окислительные свойства с:
1) активными металлами;
2) оксидами металлов;
3) кислородом;
4) хлором.
4. В промышленности водород получают при взаимодействии:
1)Na+H2O→ 2) CH4+H2O→
3)Zn+H2SO4→ 4) Ca+H2O→
5.Гремучий газ это:
1) V(H2) и 2V(O2)
2) 2V(H2) и 2V(O2)
3)2V(H2) 1V(O2)
4) 1V(H2) и 1V(O2)
Учащиеся выполняют тесты и самопроверка ответов по таблице
1
2
3
4
5
В-1
3
3
2
4
3
В-2
4
2
1
2
3
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подготовиться к контрольной работе по теме ОВР Водород .Вода
Выполнить задания: №2 стр. 44, №3 стр. 50 №4 стр. 41
8
Рефлексия
Самоанализ полученных знаний
Приложение. Самоанализ полученных знаний по теме: «Водород».
Что о водороде не знаю или забыл(а).
Поставь знак – или галочку
Что нового узнал(а) о водороде и воде
Я это уже узнал (а) на прошлом уроке !
Строение атома водорода.
Содержание водорода в природе.
Физические свойства водорода.
Химические свойства водорода и воды
Получение водорода: а)в лаборатории,
б)в промышленности
Проверка водорода на чистоту
Применение водорода и воды
Водород как топливо
Вода как растворитель
Автор(ы): Ишкуватова М. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx