Ишкуватова Мавлида Рифовна учитель химии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Название предмета Химия Класс 9 УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил. Уровень обучения базовый Тема урока Систематизация и обобщение по теме «Водород и его важнейшие соединения» Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час Место урока в системе уроков по теме 5 урок Цели урока: - формирование ключевых компетенций (обобщать, систематизировать, думать, анализировать и критически оценивать информацию, адаптироваться); - развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда. Задачи: Общеобразовательные: - Знать общие физические и химические свойства водорода и его соединений; - уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства водорода и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде. Развивающие: -развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; -умение давать самооценку деятельности на уроке; -ставить цели самообразовательной деятельности; -создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты своей деятельности ; -умение пользоваться справочной литературой. Воспитательные: -создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям; -воспитание воли и настойчивости для достижения конкретных результатов. Планируемые результаты: Каждый ученик должен знать общие физические и химические свойства водорода и его соединений, уметь писать уравнения химических реакций, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность. Тип урока: обобщение и систематизация знаний (комбинированный) Техническое обеспечение урока: учебники, ПСХЭ Д.И.Менделеева, карточки Содержание урока систематизации и обобщения знаний и умений: № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организационный момент Приветствие учащихся . Приветствие учителя . 2 Мотивация учебной деятельности выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Цель урока и тема урока формируется вместе с учащимися . Эпиграф «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их. ( Сенека младший ) Учащиеся воспринимают информацию, планируют свою деятельность. 3 Актуализация знаний и умений выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. 1.Работа по карточке. (4 человека) у доски. На местах учащиеся выполняют данные задания по группам ( класс делится на 4 группы) . Из класса два ученика решают расчетные задачи на закон Авогадро и относительную плотность газов. Задача1. Цинк массой 6,5 грамм растворили в соляной кислоте. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа. Задача 2. Рассчитайте плотность по водороду следующих газов : а) азота , б) хлороводорода, в) водяных паров 1.Работают с текстом карточки. Проверяют вместе с учащимися класса . 2.Ответ у доски 2.1 Нахождение в природе и получение водорода 2.2 Химические свойства водорода . Водород – окислитель и восстановитель 2.3 Химические свойства воды . 2.4 Характеристика водорода по положению в ПСХЭ и водорода как простое вещество. Два ученика выходят к доске и решают задачу 4 Обобщение и систематизация знаний Подготовка к написанию химического диктанта Химический диктант: 1) Самый распространенный элемент в космосе……. 2) Хорошо или плохо растворим в воде. 3) Газ легче или тяжелее воздуха 4) Водород собирают методом вытеснения ……; пробирка расположена ……. 5) Водород с кислородом воздуха образует ……... 6) С активными металлами образует …….. 7) Водород является ……… при взаимодействии с оксидами металлов. 8) Водород может проявлять степень окисления…….. 9) В химической промышленности водород используют для синтеза ……. 10) водород используют как ……. Пишут ответы вместо пробелов и взаимопроверка. (Эталон ответа приводится на доске или на слайде ) Химический диктант ответы 1) Самый распространенный элемент в космосе. 2) Хорошо растворим в воде. 3) Газ легче воздуха. 4) Водород собирают методом вытеснения воздуха; пробирка расположена вниз дном. 5) Водород с кислородом воздуха образует взрывчатую смесь. 6) С активными металлами образует гидриды. 7) Водород является окислителем при взаимодействии с оксидами металлов. 8) Водород может проявлять степень окисления +1, -1 . 9) В химической промышленности водород используют для синтеза аммиака (NH3). 10) водород используют как топливо. 5 Применение знаний и умений в новой ситуации Заполните правую часть уравнений реакций, определите, где водород восстановитель, где – окислитель ( у доски три ученика данные задания выполняют на обратной стороне доски) H2 + O2 = H2 + S = H2 + Cl2 = H2 + К = H2 + Ca = H2 + WO3+ = 2.Осуществить превращения, указав условия Fe Н2 H2O NaOH Cu(OH)2 NH3 Заполняют правую часть уравнений реакций. Проверяют 2H20 + O2 0= 2H2+O-2 в- ль H20 + S0 = H2+ S-2 в- ль H20 + Cl20 =2H+Cl- в- ль H20 + 2K0 = 2K+H- ок- ль H20 + Ca 0=Ca+2H2- ок- ль 3H20 + W+6O3 -2=3H2+O-2 + W0 в- ль 2. за каждое правильно написанное уравнение 1 балл 6 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Тест Вариант 1 1. Водород получается при взаимодействии: 1) Cu + HCL→ 2) Cu + H2O→ 3) Mg + H2SO4 → 4) S + NaOH→ 2. Укажите валентность фосфора в водородном соединении: 1) I 2) II 3) III 4) IV 3. Простым веществом является: 1)вода 2) водород 3) соляная кислота 4) воздух 4. Водород не реагирует с : 1) N2 2) S 3) O2 4)HCL 5. Химические свойства водорода используются при: 1) получение сверхнизких температур; 2) наполнение шаров – зондов; 3) получения металлов из их оксидов; 4) отводе теплоты в электрических машинах. Тест. Вариант -2 1. Водород в лаборатории получают взаимодействием: 1) Fe + H2O→ 2) CO + H2O→ 3) SO2 +H2O→ 4) Zn + HCL → 2. Водород реагирует: 1) только с простыми веществами; 2) с простыми и сложными веществами; 3) только со сложными веществами; 4) только с неметаллами. 3.Водород проявляет окислительные свойства с: 1) активными металлами; 2) оксидами металлов; 3) кислородом; 4) хлором. 4. В промышленности водород получают при взаимодействии: 1)Na+H2O→ 2) CH4+H2O→ 3)Zn+H2SO4→ 4) Ca+H2O→ 5.Гремучий газ это: 1) V(H2) и 2V(O2) 2) 2V(H2) и 2V(O2) 3)2V(H2) 1V(O2) 4) 1V(H2) и 1V(O2) Учащиеся выполняют тесты и самопроверка ответов по таблице 1 2 3 4 5 В-1 3 3 2 4 3 В-2 4 2 1 2 3 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подготовиться к контрольной работе по теме ОВР Водород .Вода Выполнить задания: №2 стр. 44, №3 стр. 50 №4 стр. 41 8 Рефлексия Самоанализ полученных знаний Приложение. Самоанализ полученных знаний по теме: «Водород». Что о водороде не знаю или забыл(а). Поставь знак – или галочку Что нового узнал(а) о водороде и воде Я это уже узнал (а) на прошлом уроке ! Строение атома водорода. Содержание водорода в природе. Физические свойства водорода. Химические свойства водорода и воды Получение водорода: а)в лаборатории, б)в промышленности Проверка водорода на чистоту Применение водорода и воды Водород как топливо Вода как растворитель
Автор(ы): Ишкуватова М. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx