Петрунин Павел Иванович
Учитель химии
МОБУ "Каировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Гущина Николая Федоровича"
Саракташского района Оренбургской области
Название предмета: Химия
Класс: 9
УМК: Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объем газа»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: «Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объем газа» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Водород и его важнейшие соединения»
Цель урока: Формировать умения решать простейшие расчетные задачи, проводить вычисления по химическим уравнениям массы (объема для газов, числа частиц) по известной массе (объему) одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ; обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом.
Задачи урока:
- Обучать умению проводить расчеты по уравнениям химических реакций, оформлять решение задач, объяснять последовательность действий
- Продолжить формирование коммуникативных умений и навыков учащихся
- Развивать и совершенствовать умения сравнивать и делать выводы
- Прививать культуру общения, развивать умение самостоятельной работы.
- Продолжить развитие умений применения таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение.
- Воспитывать познавательные интересы, стимулировать максимальную активность и самостоятельность поиска информации (вооружение рациональными способами умственной работы).
- Развивать внимательность, воспитывать сосредоточенность
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты:
- личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
- предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Техническое обеспечение урока: учебник.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
Содержание урока
№
Этапы урока
Дидактическая задача
Содержание
Деятельность учителя
(с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
1
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.
- Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
1. Оцените свою работоспособность на начало урока по 10-ти бальной шкале
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Настроиться на активную творческую работу; разработка плана работы, согласно выбранному девизу.
2
Мотивация учебной деятельности
выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
3
Актуализация знаний и умений
(Проверка знаний учащихся)
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
- "снежный ком" - (вспоминаем признаки химической реакции)
- "найди родственников" (распределить уравнения химических реакций по типам)
2KJ+CI2=2KCI +J2
2HqO =2Hg+O2
Zn+2HCI=ZnCI2+H2
H2+I2=2HI
NaOH+HCI=NaCI+H2O
- "третий лишний" - среди каждой тройки уравнений химических реакций найдите те, которые отличаются от 2-х других.
Укажите признак отличия.
C+O2=CO2
NaOH+HCI=NaCI+H2O
Zn+2HCI=ZnCI2+H2
AgNO3+NaCI=NaNO3+AgCI
2Mg+O2=2MgO
4AI+3O2=2AI2O3
H2+I2=2HI
N2+O2=2NO
N2+3H2=2NH3
Выполняют задания учителя
4
Постановка учебной задачи
Постановка целей учебной деятельности
Сообщает тему урока и просит учеников сформулировать цель урока.
Формулируют цели изучения нового материала
5
Освоение нового учебного материала
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Работа в парах – вспоминаем понятия: "относительная молекулярная масса", "молярная масса", "химическое уравнение", "молярный объем", "химическое количество вещества".
Разбираем конкретные примеры Решения расчетных задач из параграфа 11 (алгоритм) и форму записи решений. Первый пример рассматриваем вместе, подробно комментируя все действия. Второй пример (задание №1) – для самостоятельной работы.
Работают в парах
Разбирают совместно с учителем 1 пример, делают записи в тетради. Вторую задачу выполняют самостоятельно.
6
Закрепление учебного материала
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Для закрепления приобретенных навыков учащимся предлагается выполнить упражнения 2 из параграфа 11 учебника.
Выполняют задание учителя, при возникновении затруднений задают вопросы учителю.
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
п. 11, №4
Записывают домашнее задание
8
Рефлексия
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какая сегодня перед нами ставилась цель?
- Добились ли мы ее?
– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?
– Что мы выяснили?
- Каким навыкам работы на уроке мы приобрели?
- Где мы их можем использовать?
– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?
Рефлексия
Каждый ученик на полях тетради ставит один из знаков:
«Все понял»
«Понял, но не все»
«Не понял»
листках бумаги, полученных в начале урока.
«Ребята, как вы себя сейчас чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
- У кого показатель стал ниже, поднимите руку? На одинаковой отметке? Выше? (подвести итог)
Отвечают на вопросы, делают выводы о том, чему научились, что предстоит усовершенствовать и др.,
Автор(ы): Петрунин П. И.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx