Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок №14 Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины "молярный объем газа"

Текст урока

  • Конспект

     Петрунин Павел Иванович 
    Учитель химии 
    МОБУ "Каировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
    Гущина Николая Федоровича"
    Саракташского района Оренбургской области
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК:  Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объем газа»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: «Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объем газа» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Водород и его важнейшие соединения»
    Цель урока: Формировать умения решать простейшие расчетные задачи, проводить вычисления по химическим уравнениям массы (объема для газов, числа частиц) по известной массе (объему) одного из вступающих в реакцию или образующихся в результате реакции веществ; обучать учащихся самостоятельной работе, анализу выполненных заданий, самооценке уровня овладения учебным материалом.
    Задачи урока: 
    - Обучать умению проводить расчеты по уравнениям химических реакций, оформлять решение задач, объяснять последовательность действий 
    - Продолжить формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 
    - Развивать и совершенствовать умения сравнивать и делать выводы 
    - Прививать культуру общения, развивать умение самостоятельной работы. 
    - Продолжить развитие умений применения таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение. 
    - Воспитывать познавательные интересы, стимулировать максимальную активность и самостоятельность поиска информации (вооружение рациональными способами умственной работы). 
    - Развивать внимательность, воспитывать сосредоточенность
    Тип урока: комбинированный урок 
    Планируемые результаты: 
    - личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
    - метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
    - предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки  в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
    Техническое обеспечение урока: учебник.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    
    Содержание урока
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
    Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.
    - Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
    1. Оцените свою работоспособность на начало урока по 10-ти бальной шкале
    
    
    1     2     3     4    5    6     7    8     9     10
    Настроиться на активную творческую работу; разработка плана работы, согласно выбранному девизу.
    2
    Мотивация учебной деятельности
    выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
    Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
    - "снежный ком" - (вспоминаем признаки химической реакции)
     - "найди родственников" (распределить уравнения химических реакций по типам) 
    2KJ+CI2=2KCI +J2 
    2HqO =2Hg+O2 
    Zn+2HCI=ZnCI2+H2 
    H2+I2=2HI 
    NaOH+HCI=NaCI+H2O 
    - "третий лишний" - среди каждой тройки уравнений химических реакций найдите те, которые отличаются от 2-х других. 
    Укажите признак отличия. 
    C+O2=CO2   
    NaOH+HCI=NaCI+H2O 
    Zn+2HCI=ZnCI2+H2 
    
    AgNO3+NaCI=NaNO3+AgCI 
    2Mg+O2=2MgO    
    4AI+3O2=2AI2O3 
    
    H2+I2=2HI 
    N2+O2=2NO 
    N2+3H2=2NH3
    Выполняют задания учителя
    4
    Постановка учебной задачи
    Постановка целей учебной деятельности
    Сообщает тему урока и просит учеников сформулировать цель урока. 
    Формулируют цели изучения нового материала
    5
    Освоение нового учебного материала
    Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
    Работа в парах – вспоминаем понятия: "относительная молекулярная масса", "молярная масса", "химическое уравнение", "молярный объем", "химическое количество вещества".
    Разбираем конкретные примеры Решения расчетных задач из параграфа 11 (алгоритм) и форму записи решений. Первый пример рассматриваем вместе, подробно комментируя все действия. Второй пример (задание №1) – для самостоятельной работы. 
    
    Работают в парах
    
    
    
    
    
    Разбирают совместно с учителем 1 пример, делают записи в тетради. Вторую задачу выполняют самостоятельно.
    6
    Закрепление учебного материала
    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
    Для закрепления приобретенных навыков учащимся предлагается выполнить упражнения  2 из параграфа 11 учебника.
    
    
    Выполняют задание учителя, при возникновении затруднений задают вопросы учителю.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
    п. 11, №4
    Записывают домашнее задание
    8
    Рефлексия
    Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
    
    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
    - Что вы сегодня узнали нового?
    - Какая сегодня перед нами ставилась цель?
    - Добились ли мы ее?
    – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? 
    – Что мы выяснили?
    - Каким навыкам работы на уроке мы приобрели?
    - Где мы их можем использовать? 
    – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?
    Рефлексия
    Каждый ученик на полях тетради ставит один из знаков: 
                                  «Все понял»
                                  «Понял, но не все»
                                  «Не понял»
    
    листках  бумаги, полученных в начале урока.
    «Ребята, как вы себя сейчас чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
    - У кого показатель стал ниже, поднимите руку? На одинаковой отметке? Выше? (подвести итог)
    Отвечают на вопросы, делают выводы о том, чему научились, что предстоит усовершенствовать и др.,
    
     

    Автор(ы): Петрунин П. И.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx