Адушкина Любовь Петровна
Учитель химии
МОБУ Васильевская СОШ
Саракташский район
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена»
Название предмета: химия
Класс: 9
УМК : И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, «Химия. 9 класс», 2013 г.
Уровень обучения: базовый
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место уроков в системе уроков по теме: урок № 1 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена»
Цели урока:
Обучающая — повторение, углубление и обобщение знаний об основных классах неорганических соединенийи реакциях ионного обмена.
Развивающая – развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитывающая — формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Тип урока: повторение, углубление и обобщение знаний.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные классы неорганических соединений, уметь по химическим формулам распределять вещества по классам, знать основные термины темы: оксиды, основания, кислоты, соли, реакции ионного обмена; уметь составлять молекулярное уравнение полное и краткое ионные уравнения реакций.
Оборудование урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, карточки с заданиями, приложения к уроку
Содержание урока
№ п/п
Этапы урока
Дидактическая задача
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе
Приветствие учащихся.
Данный урок является первым уроком в учебном году, поэтому необходимо провести:
-инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете химии;
На доске записана тема урока: «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена»
Учитель. Ребята, посмотрите на тему нашего урока и сформулируйте цель урока (обобщаем все сказанное учащимися)
Учитель. Итак, сегодня будем повторять и обобщать знания о важнейших классах неорганических соединений и реакциях ионного обмена, полученные вами при изучении курса химии 8 класса
Приветствуют учителя
Повторяют ТБ и правила поведения в кабинете химии.
Высказывают свои предположения о цели урока.
Формулируют цель урока
2.
Мотивация учебной деятельности:
Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс
Устный опрос:
1)Какие классы неорганических веществ вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли)
2) Дайте определения, какие вещества называются:
- оксидами
-основаниями
- кислотами
- солями
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос
Задания для учащихся
Карточка 1. Распределите вещества по классам.
СaCl2; BaO; Fe(OH)2; H2SO4; HNO3; CaO; CO2; Ca(OH)2; ZnSO4; H2SiO3; NaOH; KNO3.
3.
Актуализация знаний и умений
Выяснить понимание основных вопросов темы, связанных с особенностями состава каждого класса неорганических соединений
Организует работу учащихся по группам
Ученики должны записать следующие уравнения реакции.
1 группа:
1). 2Cu + O2 → 2CuO;
2). CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O;
3). CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NаCl;
2 группа:
1). 2Pb + O2 → 2PbO;
2). PbO + 2HCl → PbCl2 + H2O;
3). PbCl2 + 2NaOH → Pb(OH)2 + 2NaCl;
3 группа:
1). 4P + O2 → 2P2O5;
2). P2O5 + 3H2O → 2H3PO4;
3). 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 + 3H2O; или
2H3PO4 + 3Ca → Ca3(PO4)2 + 3H2;
Работа в группах
Карточка 2:
1.Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочки превращений.
1 группа
Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2
2 группа
Рb → PbO → PbCl2 → Pb(OH)2
3 группа
Р → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2
2. Среди составленных реакций найти реакцию ионного обмена, составить полные и краткое ионные уравнения и указать признак реакции.
Затем ребята сверяют свои ответы с правильными, т.е. проводится самопроверка знаний.
4.
Обобщение и систематизация знаний
Проверить умение на практике использовать полученные знания
Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний
Выполняют тесты (приложение 1)
5.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Осознание и осмысление учебного материала.
Организует взаимопроверка выполнения тестовых заданий и коррекция знаний
Ответы: 1.2); 2.3); 3.3); 4.1); 5.3); 6.2); 7.4); 8.3); 9.3); 10.2).
Взаимопроверка выполнения тестовых заданий и коррекция знаний
6.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Изучить и оформить практическую работу № 1 стр 238.
В тетрадях для практических работ: номер практической работы, тема, цель, оборудование и реактивы.
Записывают д/з
7.
Рефлексия
Проверить умение обучающихся самостоятельно оценивать свою деятельность
Создает условия для оценки деятельности на уроке
Оценивают свою деятельность на уроке.
Приложение 2 (на листочках ребята анализируют работу на уроке)
1. На уроке я работал (активно/пассивно)
2.Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)
3. Урок для меня показался (коротким/длинным)
4.За урок я ( не устал/устал)
5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже)
6. Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/бесполезен,
интересен/скучен)
8.
Итог урока
Выставляются оценки за урок и оценка комментируется учителем
Учащиеся совместно с учителем выставляют оценки и комментируют их
Автор(ы): Адушкина Л. П.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Адушкина Л. П.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.docx