Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок №1 Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена

Текст урока

  • Конспект

     Адушкина Любовь Петровна 
    Учитель химии 
    МОБУ Васильевская СОШ
    Саракташский район
    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
    «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена»
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК : И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, «Химия. 9 класс», 2013 г.
    Уровень обучения: базовый
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место уроков в системе уроков по теме:  урок № 1 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена»
    Цели урока:
    Обучающая — повторение, углубление и обобщение знаний об основных классах неорганических соединенийи реакциях ионного обмена.
    Развивающая – развитие  «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
    Воспитывающая — формирование  интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
    Тип урока: повторение, углубление и обобщение знаний.
    Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные классы неорганических соединений, уметь по химическим  формулам распределять вещества по классам, знать основные термины темы: оксиды, основания, кислоты, соли, реакции ионного обмена; уметь составлять молекулярное уравнение полное и краткое ионные уравнения реакций.
    Оборудование   урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, карточки с заданиями, приложения к уроку
    
    Содержание урока
    № п/п
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1.
    Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе
    Приветствие учащихся. 
    Данный урок является первым уроком в учебном году, поэтому необходимо провести:
    -инструктаж по ТБ и правилам поведения в кабинете химии;
    На доске записана тема урока: «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена»
    Учитель. Ребята, посмотрите на тему нашего урока и сформулируйте цель  урока (обобщаем все сказанное учащимися)
    Учитель. Итак, сегодня  будем  повторять и обобщать знания  о важнейших классах неорганических соединений и реакциях ионного обмена, полученные вами при изучении курса химии 8 класса
    Приветствуют учителя
    Повторяют ТБ и правила поведения в кабинете химии.
    Высказывают свои предположения о цели урока.
    Формулируют цель урока
    2.
    Мотивация учебной деятельности:
    
    Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности  включения в учебный процесс
    Устный опрос:
    1)Какие классы неорганических веществ вы знаете?  (оксиды, основания, кислоты, соли)
    
    2) Дайте определения, какие вещества называются:
    - оксидами
    -основаниями
    - кислотами
    - солями
    Учащиеся отвечают на поставленный вопрос
    Задания для учащихся
    Карточка  1. Распределите вещества по классам.
    СaCl2; BaO;  Fe(OH)2; H2SO4; HNO3; CaO; CO2; Ca(OH)2; ZnSO4; H2SiO3; NaOH; KNO3.
    
    3.
    Актуализация знаний и умений
    Выяснить понимание основных вопросов темы, связанных с особенностями состава каждого класса неорганических соединений
    Организует работу учащихся по группам
    Ученики должны записать следующие уравнения реакции.
    1 группа:
    1).  2Cu + O2 → 2CuO;
    2). CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O;
    3). CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NаCl;
    2 группа:
    1). 2Pb + O2 → 2PbO;
    2). PbO + 2HCl → PbCl2 + H2O;
    3). PbCl2 + 2NaOH → Pb(OH)2 + 2NaCl;
    3 группа:
    1).  4P + O2 → 2P2O5;
    2). P2O5 + 3H2O → 2H3PO4;
    3). 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 + 3H2O; или
     2H3PO4 + 3Ca → Ca3(PO4)2 + 3H2;
    Работа в группах
    Карточка 2: 
    1.Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочки превращений.   
                1 группа
    Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2
           
                    2 группа
    Рb → PbO → PbCl2 → Pb(OH)2
              3 группа
    Р → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2
    2. Среди составленных реакций найти реакцию ионного обмена, составить полные и краткое ионные уравнения и указать признак реакции.
    Затем  ребята сверяют свои ответы с правильными, т.е. проводится самопроверка знаний.
    
    4.
    Обобщение и систематизация знаний
    Проверить умение на практике использовать полученные знания
    
    Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний
    
    Выполняют тесты (приложение 1)
    5.
    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    Осознание и осмысление учебного материала.
    
    Организует взаимопроверка выполнения тестовых заданий и коррекция знаний
    Ответы: 1.2);  2.3);  3.3);  4.1); 5.3);  6.2); 7.4); 8.3); 9.3); 10.2).
    
    Взаимопроверка выполнения тестовых заданий и коррекция знаний
    6.
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
    
    
    Изучить и оформить практическую работу № 1 стр 238.
    В тетрадях для практических работ: номер практической работы, тема, цель, оборудование и реактивы.
    Записывают д/з
    7. 
    Рефлексия
    Проверить умение обучающихся  самостоятельно оценивать свою деятельность
    Создает условия для оценки деятельности на уроке
    Оценивают свою деятельность на уроке.
    
    Приложение 2 (на листочках ребята анализируют работу на уроке)
    1. На уроке я работал  (активно/пассивно)
    2.Своей работой на уроке я   (доволен/не доволен)
    3. Урок для меня показался    (коротким/длинным)
    4.За урок я  ( не устал/устал)
    5. Мое настроение    (стало лучше/стало хуже)
    6. Материал урока мне был  (понятен/не понятен, полезен/бесполезен, 
    интересен/скучен)
    
    8. 
    Итог урока
    
    Выставляются оценки за урок и оценка комментируется учителем
    Учащиеся совместно с учителем выставляют оценки и комментируют их
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Адушкина Л. П.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку