Логинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Конспект урока I Орг. момент Приветствие учителя, проверка готовности к уроку II Мотивация Учитель: Ребята, представьте на миг, что на нашей планете исчерпались запасы нефти, каменного угля. Предположите, какая угроза нависла бы над человечеством или ничего страшного не произошло бы? (ответы учащихся) III Актуализация знаний и умений Учитель: Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, прочитайте названия веществ и посчитайте, сколько веществ вам знакомо, хотя бы понаслышке? Вопросы: Сколько знакомых вам веществ хотя бы понаслышке вы нашли в таблице? Отметьте их знаком "+" Метан Хлорметан Этан Пропан Бутан Пентан Изобутан Изооктан Циклопропан Циклобутан Тефлон Хлороформ Фреоны Этилен Полиэтилен Полихлорвинил Бутадиен Ацетилен Бензол Гексахлоран Толуол Хлорбензол Тринитротолуол Нафталин Стирол Фенол Метиловый спирт Глицерин Ацетон Уксусная кислота Аскорбиновая кислота Муравьиная кислота Щавелевая кислота Бензойная кислота Нитроглицерин Лавсан Капрон Глицин Учитель: Почему такие разные вещества оказались в одном списке? В виде каких полезных ископаемых встречаются углеводороды в природе? Ученики: Они имеют отношение к нефти и природному газу, либо содержатся в них, либо получены из нефти и газа. Учитель: Нефть и газ мы относим к природным источникам углеводородов. (записывают тему урока в тетрадь). IV Первичное усвоение новых знаний Учитель: Ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Почему на протяжении веков люди стараются открыть месторождения нефти и газа, овладеть рынками их сбыта, нередко вступая в конфликты? 2. Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества? (ответы учащихся) Учитель: Для ответов на эти вопросы мы по ходу урока часто будем обращаться к презентации и к сообщениям ребят. Поэтому внимательно смотрите, слушайте и записывайте основные тезисы. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, как образовались нефть, газы, каменный уголь? Я хочу вам немного расширить ваше представление об их происхождении. Предлагаю вам поработать в группах. Перед вами лежит информационный лист "Происхождение нефти, природного газа, каменного угля". Знаком "+" отметьте на полях ту информацию, которая вам была известна "знаю", знаком "-" ту, информацию, которая была вам не известна до сегодняшнего урока и знаком "?" ту информацию, которую хотел бы узнать по подробнее. Выступление учащихся. (На доске перечень вопросов, на которые должны ответить учащиеся после выступления. По ходу выступления учащиеся записывают в тетрадь ответы на вопросы) Сообщение учащегося: Природный газ (Вопросы и таблица - на интерактивной доске) 1. Что такое природный газ? 2. Какие газы входят в его состав? CH4 С2H6 C3H8 C4H10 СО2, N2 и др. газы 80-95 0,5-4,0 0,2-1,5 0,1-1,0 2-13 3. Как используется природный газ? 4. Важнейшие месторождения природного газа Российской Федерации (учащийся показывает на карте ) 5. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Сообщение учащегося: Попутный нефтяной газ (Вопросы и таблица - на интерактивной доске) 1. Где встречается попутный нефтяной газ? 2. Каков его состав? 3. Какие фракции выделяют из попутного нефтяного газа? 4. Как используются эти фракций? Фракции попутного нефтяного газа: 1. Сухой газ - метан, этан (применяют как топливо); 2. Пропан-бутановая смесь (применяют как топливо); 3. Газовый бензин - пентан и выше (применяют как добавка к бензину). Газовые месторождения России: Западная Сибирь (Уренгой, Заполярье); Волго-Уральский бассейн (Оренбург, Вуктыльск) Сообщение учащегося: Нефть и продукты её переработки. (Вопросы и таблица - на интерактивной доске) 1. Важнейшие месторождения нефти в Российской Федерации (учащийся показывает на карте) Нефтяные месторождения России: Западная Сибирь, Пермь, Баку. 2. Состав нефти и её физические свойства. 3. Каковы продукты перегонки нефти и их применение? Демонстрация коллекции нефти и нефтепродуктов 4. Как утечки нефти при её добыче и транспортировке влияют на состояние окружающей среды? Примеры последних сообщений из средств массовой информации о катастрофах, связанных с разливами нефти. Сообщение учащегося: Каменный уголь и продукты его переработки (Вопросы и таблица - на интерактивной доске) 1. Как используется каменный уголь? 2. Важнейшие месторождения природного газа Российской Федерации (учащийся показывает на карте) 3. Только ли как топливо используется каменный уголь? IV Закрепление Фронтальный опрос. 1 .От чего зависит состав природных горючих ископаемых? 2.Почему бытовой природный газ имеет запах? 3. Назовите основное применение нефти, газа и каменного угля? 4. Какие ещё источники энергии вы знаете? 5. Назовите основные области применения углеводородов (заполнение схемы) 6. Почему нефть называют «чёрным золотом»? 7. Каковы «побочные эффекты» переработки природных источников углеводородов? 8. Какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы обезопасить свой дом от взрыва бытового газа? Выполнение теста. 1. Основной компонент природного газа: а) этан; б) бутан; в) метан. 2. Сопровождающим нефть является: а) конденсат; б) попутный газ; в) вода. 3. Основной тип переработки природного газа: а) получение синтез-газа; б) как топливо; в) получение ацетилена. 4. Экономически и экологически выгодное топливо: а) каменный уголь; б) природный газ; в) торф. 5. Перегонка нефти основана: а) на разных температурах кипения составляющих компонентов; б) на разности плотности составляющих компонентов; в) на различной растворимости составляющих компонентов. 6. Попутные нефтяные газы в основном ценны своей частью: а) этан; б) метан; в) пропан-бутан. Взаимопроверка теста. Комментированное выставление оценок в журнал. V Домашнее задание п. 51 1. Составить схему областей применения важнейших продуктов, получаемых из природных источников углеводородов. 2. Составить кроссворд "Природные источники углеводородов" VI Рефлексия Учитель: в заключение нашего урока ответьте на вопросы, выразите свое мнение Что Вам удалось запомнить в процессе урока? Все ли Вам было понятно? Что из материалов урока Вам показалось интересным? Что из материалов урока Вам показалось новым? Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшей жизни? Был ли этот урок полезным для Вас? Остались ли у Вас вопросы к учителю, нерешенные проблемы?
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docЛогинова Юлия Рафиковна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1 имени 70-летия Победы в Великой Отечественной войне» Саракташский район Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ и их применение (Бытовая химическая грамотность). Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Данная тема является 4 в разделе "Органические вещества" после формирования первоначальных сведений об органических веществах, алканах и алкенах. Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным, попутным газами, нефтью и каменным углем; рассмотреть теории их происхождения и значение для общества. Задачи. 1. Образовательная. Познакомить учащихся с природными источниками углеводородов: природным, попутным газами, нефтью и каменным углем. Рассмотреть теории их происхождения. Показать учащимся, что природный и попутный нефтяной газы, каменный уголь являются не только топливом, но и источником сырья химической промышленности. 2. Развивающая. Развитие логического мышления путём постановки проблемных вопросов и осуществления межпредметных связей: с географией, физикой. 3. Воспитательная. Вызвать у учащихся живой отклик на проблемы охраны природы, вызванные неразумной разработкой месторождений нефти и газа и их переработкой. Тип урока: усвоения новых знаний Планируемые результаты: Предметные результаты: объяснять: природные источники углеводородов, сущность процессов переработки нефти, значение нефти и продуктов её переработки для экономики страны Логические: выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; Регулятивные: Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя Коммуникативные: выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Техническое обеспечение урока: Компьютер, проектор (для выступлений учащихся) Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: информационный лист "Происхождение нефти, природного газа, каменного угля", подготовленные заранее сообщения учащихся № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке Приветствует учащихся, настраивает на работу учащихся Приветствуют учителя, настраиваются на работу 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Ребята, представьте на миг, что на нашей планете исчерпались запасы нефти, каменного угля. Предположите, какая угроза нависла бы над человечеством или ничего страшного не произошло бы? Отвечают на вопросы беседы 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи Дает задание классу: прочитайте названия веществ и посчитайте, сколько веществ вам знакомо, хотя бы понаслышке? Вопросы: Сколько знакомых вам веществ хотя бы понаслышке вы нашли в таблице? Отметьте их знаком "+" Метан Хлорметан Этан Пропан Бутан Пентан Изобутан Изооктан Циклопропан Циклобутан Тефлон Хлороформ Фреоны Этилен Полиэтилен Полихлорвинил Бутадиен Ацетилен Бензол Гексахлоран Толуол Хлорбензол Тринитротолуол Нафталин Стирол Фенол Метиловый спирт Глицерин Ацетон Уксусная кислота Аскорбиновая кислота Муравьиная кислота Щавелевая кислота Бензойная кислота Нитроглицерин Лавсан Капрон Глицин Почему такие разные вещества оказались в одном списке? В виде каких полезных ископаемых встречаются углеводороды в природе? Нефть и газ мы относим к природным источникам углеводородов. Выполняют задание Отвечают на вопрос: Они имеют отношение к нефти и природному газу, либо содержатся в них, либо получены из нефти и газа. Записывают тему урока в тетрадь 4 Первичное усвоение новых знаний Освоение новых знаний и умений Проводит беседу: 1. Почему на протяжении веков люди стараются открыть месторождения нефти и газа, овладеть рынками их сбыта, нередко вступая в конфликты? 2. Почему запасы углеводородного сырья определяют экономический потенциал и мощь страны, а по уровню их переработки можно судить об уровне цивилизации общества? Происхождение нефти, природного газа, каменного угля Предлагает работу в группах: Перед вами лежит информационный лист (Приложение) "Происхождение нефти, природного газа, каменного угля". Знаком "+" отметьте на полях ту информацию, которая вам была известна "знаю", знаком "-" ту, информацию, которая была вам не известна до сегодняшнего урока и знаком "?" ту информацию, которую хотел бы узнать по подробнее. Выступление учащихся. На доске перечень вопросов, на которые должны ответить учащиеся после выступления. Сообщение учащегося: Природный газ (Вопросы - на интерактивной доске) 1. Что такое природный газ? 2. Какие газы входят в его состав? 3. Как используется природный газ? 4. Важнейшие месторождения природного газа Российской Федерации (учащийся показывает на карте ) 5. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Сообщение учащегося: Попутный нефтяной газ (Вопросы - на интерактивной доске) 1. Где встречается попутный нефтяной газ? 2. Каков его состав? 3. Какие фракции выделяют из попутного нефтяного газа? 4. Как используются эти фракций? Сообщение учащегося: Нефть и продукты её переработки. (Вопросы и таблица - на интерактивной доске) 1. Важнейшие месторождения нефти в Российской Федерации (учащийся показывает на карте) 2. Состав нефти и её физические свойства. 3. Каковы продукты перегонки нефти и их применение? 4. Как утечки нефти при её добыче и транспортировке влияют на состояние окружающей среды? Примеры последних сообщений из средств массовой информации о катастрофах, связанных с разливами нефти. Сообщение учащегося: Каменный уголь и продукты его переработки (Вопросы и таблица - на интерактивной доске) 1. Как используется каменный уголь? 2. Важнейшие месторождения природного газа Российской Федерации 3. Только ли как топливо используется каменный уголь? Отвечают на вопросы беседы Работают в группах Озвучивают результаты совей работы Учащиеся заранее готовят свои сообщения по плану Учащиеся записывают в тетради основные тезисы 5 Первичная проверка понимания Установить, усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы. Следит за работой класса и ответами учащихся При необходимости устраняет обнаруженные пробелы По окончании выступления учащиеся отвечают на поставленные вопросы 6 Первичное закрепление Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач Фронтальный опрос. 1 .От чего зависит состав природных горючих ископаемых? 2. Почему бытовой природный газ имеет запах? 3. Назовите основное применение нефти, газа и каменного угля? 4. Какие ещё источники энергии вы знаете? 5. Назовите основные области применения углеводородов (заполнение схемы) 6. Почему нефть называют «чёрным золотом»? 7. Каковы «побочные эффекты» переработки природных источников углеводородов? 8. Какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы обезопасить свой дом от взрыва бытового газа? Предлагает выполнить тест Комментированное выставление оценок в журнал. Отвечают на вопросы Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение Записывают домашнее задание 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Просит ответить на вопросы, выразить свое мнение Что Вам удалось запомнить в процессе урока? Все ли Вам было понятно? Что из материалов урока Вам показалось интересным? Что из материалов урока Вам показалось новым? Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшей жизни? Был ли этот урок полезным для Вас? Остались ли у Вас вопросы к учителю, нерешенные проблемы? Делают выводы, отвечают на вопросы, выражают свое мнение об уроке
Автор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Технологическая карта.docxАвтор(ы): Логинова Ю. Р.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx