Сулейманов Артур Фаильевич учитель химии и биологии МОБУ "Никитинская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: химия Класс: 9 УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый Тема урока: «Щелочные металлы» Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 11 Место урока в системе уроков по теме: 6 Цель урока: Формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов. Задачи урока: Образовательные. - Дать понятие о свойствах соединений щелочных металлов. Воспитательные. - Проиллюстрировать принцип познаваемости мира, возможность использования информационных технологий для описания и понимания свойств химических веществ и применении данных веществ в жизни человека. - Вырабатывать познавательную активность и интерес к предмету. Развивающие. - Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, прогнозировать, находить и объяснять причинно-следственные связи. - Учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы. - Учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность. Тип урока: Урок изучения нового материала. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И.Менделеева. Техническое обеспечение урока: Оборудование: штатив с пробирками, стакан, стеклянные палочки. Реактивы: соляная кислота, натрий, литий, фенолфталеин Содержание: № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на уроке. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. - приветствие учащихся, проверка отсутствующих; - проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; - организация внимания школьников. - Учащиеся настраиваются на работу. 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности. - Сегодня, ребята мы начнем урока необычно. С отгадыванием ребусов. Отгадай ребусы, какие металлы зашифрованы в данных ребусах. - Литий, натрий, калий. 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной деятельности. - К какой группе относятся эти элементы? - Металлы, входящие в эту группу называют щелочными. - 1А. 4 Первичное усвоение новых знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Учитель: - Исходя из положения элементов в ПС, скажите, что общего в строении их атомов? - На внешнем энергетическом уровне – 1электрон 5 Первичная проверка понимания Выявление качества знаний, установление причин недостатков. Учитель: Составить схемы строения, электронные формулы для Li, Na, K. Что же собой представляют щелочные металлы по физическим свойствам? (демонстрация) (Li, Na, К - металлы серебристо-белого цвета). Литий, натрий, калий, рубидий в свободном состоянии серебристо-белые металлы, цезий имеет золотисто-желтый цвет. Все металлы очень мягкие и пластичные, легко режутся ножом . В кристаллическом состоянии все они имеют кристаллическую решетку с металлическим типом химической связи, что обуславливает их высокую тепло- и электропроводность. Все щелочные металлы имеют небольшую плотность, самый легкий металл – литий, его плотность составляет всего 0,53 г/см3. Металлы имеют достаточно низкие температуры плавления и кипения, причем с увеличением порядкового номера элемента температура плавления металла понижается. Все металлы очень активны, поэтому их хранят в запаянных ампулах, под слоем вазелинового масла или керосина. Характерной для щелочных металлов является окраска, придаваемая каждым из них бесцветному пламени. Na+ - желтый K+ - фиолетовый Li+ -малиновый Rb + - красный Cs+ - фиолетово-синий 1) На воздухе они окислятся. 4Li + O2 = 2 Li 2O 2 Na + O2 = Na 2 О2 2) с галогенами: при соприкосновение щелочных металлов с Вг2 они взаимодействуют В атмосфере F2 и С12 при наличии влаги щелочные металлы воспламеняются; с I2 реагируют только при t. 2 Na + C12 = 2Na C1 3)с водой 2Na + 2Н 2О = 2NaOH+ Н2 2Li + 2Н 2О = 2 Li ОН + Н2 К образовавшимся растворам прилить 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Что же там образовалось? (Щелочь). Почему же металлы 1 группы главной подгруппы называются щелочными? 4) с кислотами Что собой представляют кислоты? А что в них является растворителем? Так с чем же будут, прежде всего, вступать в реакцию щелочные металлы с Н 2О или с кислотой? Посмотрим опыт. В колбу с НС1 прибавляем несколько капель фенолфталеина и добавляем небольшой кусочек Na. Что наблюдаете? 2 Na + 2Н 2О = 2NaOH +Н2 NaОН + HC1 = NaCl+ Н 2О 2Na + 2HC1 = 2NaCl+ Н2 5) c водородом при t, образуя гидриды. 2Na+ Н2 = 2NaН Ученики записывают в тетради. - Растворы окрашиваются в малиновый цвет. - Т.к. при взаимодействии с водой образуются щелочи. - Это растворы. - Вода. - С водой 6 Первичное закрепление Организовать первичное закрепление знаний. Вариант 1. Na -> NaОН -> NaС1 --> Na Вариант 2. К -> КОН -> КС1 --> К. Загадки: 1. Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде, В природе, помните, отныне, Свободным нет его нигде, В солях открыть его возможно Желтеет пламя от него И получить из соли можно Как Дэви получил его. О каком элементе идет речь? (Na) 2. Он энергично вытесняет Из влаги - чистый водород, Его при этом заменяет И вяжет прочно кислород. Тот элемент в растеньях скрыт По фиолетовому цвету Он может быть в солях открыт. О каком элементе идет речь? (К). Ученики работают в карточках. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения. §44, задания 2-3 Записывают домашнее задание. 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности Мне было понятно (не понятно) … Мне было интересно (не интересно), потому что… Сегодня на уроке я узнал (а)… Я хотел (а) бы продолжить изучение вопроса … Ученики отвечают на листочках.
Автор(ы): Сулейманов А. Ф.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx