Столбоушкина Ольга Алексеевна учитель химии и биологии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Гавриловская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: химия Класс: 9 УМК: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с. Уровень обучения:базовый Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».Практическая работа №3. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1час Место урока в системе уроков по теме: 5 Цель урока: – общеобразовательные:создать условия для проверки знаний учащихся полученных при изучении темы «Подгруппа кислорода» и закрепить их практически с помощью опытов; продолжить формировать умения и навыки работать с лабораторным оборудованием и реактивами соблюдая технику безопасности; – развивающие:уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ. Формировать умения сравнивать при изучении свойств оксида серы и серной кислоты. Уметь применять дополнительный материал из информационных источников, компьютерных технологий, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивать умения работать в парах при самоанализе; – воспитывающие:развивать духовно - нравственные качества, воспитывать умение организовывать свой учебный труд, соблюдать правила ТБ, правила работы в классном коллективе, на рабочем месте; воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Задачи урока: 1. Изучить физические и химические свойства оксида серы(VI) и серной кислоты. 2.Изучить окислительные свойства разбавленной серной кислоты за счет атома водорода в степени окисления +1, концентрированной - за счет атома серы в максимальной степени окисления. 3.Изучить взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода и после водорода (медь, серебро, ртуть). 4. Изучить правила смешивания концентрированной серной кислоты с водой. Гигроскопические свойства серной кислоты. 5. Изучить действие концентрированной серной кислоты на организм. 6. Изучить качественная реакция на сульфат-ион. 7.Изучить применение серной кислоты. Тип урока: урок практикум Планируемые результаты (требования к уровню подготовки): уметь исследовать свойства изучаемых веществ; наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии; делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов. Техническое обеспечение урока: штатив для пробирок, пробирки, набор реактивов: серная кислота, соляная, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с. 2. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 – 100 с. 3.Химия в таблицах. М., 2000. Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку Готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой. Повторение техники безопасности. Сами учащиеся ставят цель урока. 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи Фронтальный опрос по пройденной теме. Повторение техники безопасности. Отвечают на вопросы. Повторяют правила техники безопасности. 4 Постановка учебной задачи Постановка целей учебной деятельности. «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать» Вопрос. Вчера я приготовила для вас практическую работу, приготовила реактивы, вещества, с которыми нужно поработать, все реактивы были подписаны…. А сегодня, я обнаружила, что этикетки отсутствуют, а пробирки просто пронумерованы. Сами учащиеся ставят цель урока. Она такова: практически решить задачи знания по темы «Подгруппа кислорода», соблюдая технику безопасности и оформить работу. Обсуждают порядок работы. Оформляют работу в тетрадь. На столе находится оборудование для практической работы. Один из учащихся перечисляет, называет его, остальные записывают в тетрадь. Далее учащиеся вычерчивают в тетради таблицу такого плана.(приложение 1) 5 Освоение нового учебного материала Освоение новых знаний и умений Прежде, чем приступить к выполнению задач, учитель предоставляет слово учащимся для определения цели к каждому опыту, корректирует и записывают в таблицу цели сразу для 3-х опытов. В таблице в графе «Формула и название вещества» просит одного из учащихся назвать какие вещества будут использованы в работе, остальные записывают в тетрадь Далее выслушивается ход работы учащимися, с дополнением и уточнением с учетом ТБ. По желанию предоставляется возможность выполнения первой задачи под наблюдением учителя. Рассказывается ход работы задачи 4 и затем учащиеся выполняют ее в парах. Работа выполняется в парах. 6 Закрепление учебного материала Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. Оказание помощи индивидуально. Коррекция выполняемой работы. По окончании работы учащиеся оформляют отчет о проделанной работе, т.е.заполняют таблицу. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Повторить п.20-25 Задача 4 с.119. Творческое задание: сообщение по теме Биологическая роль серы. Записывают дом.задание прослушивают инструктаж по его выполнению. 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности. Работа может быть оценена с учетом подготовки к практической работе, выполнения опытов и оформления Обсуждают результаты проделанной работы. Достижение поставленной цели урока. Приложение1. Инструкция, по выполнению практической части Цель опыта Формула и название вещества Что делали, наблюдали, уравнения реакций Выводы II. Выполнение работы. Задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции. Задача 4. Даны три пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Задача 3.Определите ,содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. Вывод: (формулируют самостоятельно) Приложение 2. Цель опыта Формула и название вещества Что делали, наблюдали, уравнения реакции Выводы 1.Доказать, что H2SO4 состоит из H+ и сульфат-ионов H2SO4 – серная кислота, лакмус, BaCl2 – хлорид бария, Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляемлакмус, раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+. Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2, выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы. H2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓+ 2HCl белый 2 H+ + SО42- + Ba2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl- Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ H2SO4 состоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы. 2.Определить вещества в пронумерованных пробирках HCl – соляная кислота, H2SO4 – серная кислота, NaOH- гидроксид натрия, AgNO3 – нитрат серебра Берем пробы из 3х пронумерованных пробирок, т.е. отливаем небольшое количество реактива в чистые пробирки. В эти пробы добавляем лакмус. В 2х пробирках раствор красный, в третьей – синий, значит там, где синий раствор – это щелочь, т.е. NaOH. Допустим это пробирка под № 3. Оставляем ее, т.е. мы ее определили. От оставшихся 2х пробирок вновь берем пробы и в эти пробы добавляем AgNO3, наблюдаем, что в I (допустим) пробирке выпал белый творожистый осадок, значит там находится HCl. HCl + AgNO3 → AgCl↓+ HNO3 белый Н+ +Cl- +Ag+ + NO-3→ AgCl↓ + Н+ + NO-3 Ag+ + Cl- → AgCl↓ К оставшейся пробирке №2 приливаем BaCl2 – выпадает белый осадок, значит там серная кислота. H2SO4 + BaCl2 → BaSo4↓ + 2HCl 2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl- Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ В I пробуйте HCl, т.к. при действии AgNO3 выпадает белый творожистый осадок, во II - H2SO4, т.к. при действии BaCl2 выпал белый осадок, в III пробирке –NaOH, т.к. при добавлении лакмуса раствор стал синим, среда щелочная 3.Определить ,содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. NaCl-поваренная соль, BaCl2- хлорид вария. К водному раствору поваренной соли необходимо прибавить несколько капель хлорида бария Если раствор помутнеет, сульфаты присутствуют.Na2SO4+BaCl2=2NaCl+BaSO4 здесь и дальше стрелочка вниз2Na(+)+SO4(2-)+Ba(2+)+2Cl(-)=2Na(+)+2Cl(-)+BaSO4Ba(2+)+SO4(2-)=BaSO4 если раствор остается прозрачным - сульфатов нет Вывод: На сегодняшнем уроке мы научились решать экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода». Приложение 3 Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Цель: (обучающиеся ставят самостоятельно) Оборудование и реактивы:Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, набор реактивов: серная кислота, соляная, гидроксид натрия, лакмус, хлорид бария, нитрат серебра Отчет о проделанной работе по плану: 1. II. Выполнение работы. Задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты. Написать уравнения реакции. Задача 4. Даны три пробирки с растворами. Определить в какой из них находится соляная кислота, серная кислота и гидроксид натрия. Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Задача 3.Определите ,содержит ли поваренная соль примесь сульфатов. 2.Заполнить таблицу. Цель опыта Формула и название вещества Что делали, наблюдали, уравнения реакций Выводы 3.Вывод: (формулируют самостоятельно) Приложение 4 Правила техники безопасности 1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. 2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой. 3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. 4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей. 5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. 6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. 7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды. 8. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами. 9. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Автор(ы): Столбоушкина О. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx