Столбоушкина Ольга Алексеевна учитель химии и биологии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Гавриловская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: химия Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания): Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный):базовый Тема урока: Оксид серы (VI). Серная кислота. Химизм промышленного способа получения серной кислоты. Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 Место урока в системе уроков по теме: 5урок Цель урока: Общеобразовательные :Создать условия для ознакомления учащихся с физическими свойствами оксида серы(VI) и серной кислоты. Систематизировать и углубить знания о химических свойствах этих соединений, отметить различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты, охарактеризовать области ее применения и способов получения. Сформировать знания о правилах разбавления концентрированной серной кислоты водой. Уметь распознавать сульфат-ион. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами. Развиваюшие :уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ. Формировать умения сравнивать при изучении свойств оксида серы и серной кислоты. Уметь применять дополнительный материал из информационных источников, компьютерных технологий, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивать умения работать в парах при самоанализе. Воспитывающие: развивать духовно - нравственные качества, воспитывать умение организовывать свой учебный труд, соблюдать правила ТБ, правила работы в классном коллективе, на рабочем месте, Воспитывать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Задачи урока: изучить 1Физические и химические свойства оксида серы(VI) и серной кислоты. 2.Окислительные свойства разбавленной серной кислоты за счет атома водорода в степени окисления +1, концентрированной — за счет атома серы в максимальной степени окисления. 3.Взаимодействие с металлами, расположенными в ряду активности до водорода и после водорода (медь, серебро, ртуть). 4. Правила смешивания концентрированной серной кислоты с водой. Гигроскопические свойства серной кислоты. 5. Действие концентрированной серной кислоты на организм. 6. Качественная реакция на сульфат-ион. 7.Применение серной кислоты. Тип урока урок изучения нового материала. Планируемые результаты (требования к уровню подготовки): Знать свойства оксида серы(VI) и серной кислоты, область применения и способы получения серной кислоты. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты сточки зрения ОВР. Техническое обеспечение урока: химические стаканы, пробирки, стеклянная палочка, мерная ложечка, химический стакан (высокий), компьютер учителя, проектор, мультимедийный экран Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) 1.Программа по химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 88 2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 256 с. 3.Сборник самостоятельных работ по химии: 9 класс. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Краснодар. Советская Кубань, 2012.– 112 с. 4. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 – 100 с. 5. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Москва ООО «Издательство Оникс»: 2004 – 80 с. 6.Химия в таблицах. М., 2000. Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку Готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. 2 Мотивация учебной деятельности Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой Постановка проблемного вопроса. Гипотеза к обсуждению : Согласно Библии, Содом и Гоморра - древние города в районе Мёртвого моря по мнению греческого географа Страбона были уничтожены дождём из серной кислоты ПрезентацияСлайд № 2 Обсуждают гипотезу ,выдвигают свои предположения. Определяют личную значимость изучаемого материала для себя: зная свойства оксида серы(VI) и серной кислоты, можно прогнозировать их использование и практическое применение 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи На прошлом уроке мы изучили оксид серы(IV) и сернистую кислоту, их физические и химические свойства. Устный опрос. Вопросы ( флипчарт №1)ПрезентацияСлайд № 3 Графический диктант«Сернистый газ, сернистая кислота»: да «+», нет «-» ( флипчарт №2) ПрезентацияСлайд № 4, работа в парах, проводится на листочках, по окончании работы проверку проводит сосед по парте Презентация .Слайд № 5(ответы на графический диктант «Сернистый газ, сернистая кислота» критерии оценки: нет ошибок — 5; одна-две ошибки — 4; три-четыре ошибки — 3. Отвечают на вопросы. Выполняют графический диктант Работа в парах, проводится на листочках, по окончании работы проверку проводит сосед по парт Проверить работы друг у друга, поставить оценки самостоятельно. 4 Первичное усвоение новых знаний Постановка целей учебной деятельности. Освоение новых знаний и умений Химическая загадка:(слайд 6) 3.1 Оксид серы (VI) - SO3 (серный ангидрид) Физические свойства Химические свойства Подтверждают ли рассмотренные свойства оксида серы(VI) гипотезу урока?ПрезентацияСлайд № 6 Вопрос учащимся: Как по вашему мнению, возможно ли подтверждение гипотезы Страбона с точки зрения рассмотренных свойств оксида серы(VI)? Давайте теперь подробно рассмотрим физические и химические свойства серной кислоты. 3.2 СЕРНАЯ КИСЛОТА - H2SO4 Физические свойства Химические свойства Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты несколько различаются Химические свойства разбавленной серной кислоты H2SO4 - сильная двухосновная кислота, водный раствор изменяет окраску индикаторов (лакмус и универсальный индикатор краснеют) Диссоциация протекает ступенчато: H2SO4→ H+ + HSO4- (первая ступень, образуется гидросульфат – ион) HSO4- → H+ + SO42- (вторая ступень, образуется сульфат – ион) H2SO4 образует два ряда солей - средние (сульфаты) и кислые (гидросульфаты). Взаимодействие с металлами: Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами: Взаимодействие с основаниями: Качественная реакция на сульфат-ион: Образование белого осадка BaSO4 (нерастворимого в кислотах) используется для идентификации серной кислоты и растворимых сульфатов. Ион бария реактив на сульфат –ион. BaCl2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2HCl Ba2+ + SO42- → BaSO4↓ 3.3Химические свойства концентрированной серной кислоты Демонстрация: Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром.ПрезентацияСлайд №: 7 Учитель выполняет следующий опыт: к сахарной пудре приливает концентрированную серную кислоту, перемешивает всю массу. Наблюдаем, что сахар чернеет (обугливается), а получившийся уголь частично окисляется в оксид углерода (IV). Выделяющиеся газообразные продукты вспучивают всю массу, которая выходит из стакана. C12H22O11 = 12C + 11H2O Серная кислота хорошо растворяется в воде.Помните! При разбавлении концентрированной серной кислоты необходимо вливать кислоту тонкой струйкой в воду, а не наоборот! Видео "Разбавление серной кислоты водой" 4 Применение серной кислоты Презентация Слайд № 8 Применение солей серной кислоты (слайд 11) Производство серной кислоты (слайд 12) Отвечают на вопрос. Работа в парах .Изучение физических и химических свойств оксида серы . .с.109 Работа в парах .Изучение физических и химических свойств серной кислоты. .с.110 Записывают уравнения реакций в тетрадь. Отвечают на вопрос. Работа в группах по заданиям. 1-я группа. 2-я группа. 3-я группа. 4-я группа. Наблюдают .Делают выводы. Записывают уравнение в тетрадь. Работа с учебником с.113-114 самостоятельно. Просмотр слайдов . Делают вывод о применении серной кислоты. Записывают в тетради стадии производства серной кислоты. 5 Первичная проверка понимания Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Выводы: (слайд 13) Объясняет выполнение теста. Делают выводы. Выполняют тест. 6 Первичное закрепление Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач Задания для закрепления 1. Осуществите превращения по схеме: 1) Zn -> ZnSO4 -> Zn(OH)2 -> ZnSO4 -> BaSO4 2) S -> SO2 -> SO3 -> H 2SO4 -> K 2SO4 2. Лабораторный опыт №8 Качественная реакция на сульфат-ион Записывают цепочку превращений по вариантам. 1-й 2-й Выполняют опыт. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения Изучить §25, задания 1-4письменно. Творческое задание: напишите сказку, сочинение, стихотворение о серной кислоте. Записывают дом.задание прослушивают инструктаж по его выполнению 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности. Объяснение задания. Приложение 3. Отвечают на вопросы. Приложение 1 Тест. . Элемент находится в 3 периоде и имеет 6 электронов на внешнем энергетическом уровне. Формула его высшего гидроксида: а) Н2SО3 б) Н2SО4 в) Н2S г) Н2SеО4 2. С разбавленной серной кислотой могут реагировать оба вещества: а) медь и гидроксид меди (11) б) железо и гидроксид железа (111) в) углерод и оксид углерода (1V) г) серебро и оксид серебра 3. Суммы коэффициентов в молекулярном и сокращенном ионном уравнении реакции разбавленной серной кислоты с цинком соответственно равны: а) 5 и 4 б) 5 и 5 в) 4 и 4 г) 4 и 5 4. С помощью какого иона можно обнаружить сульфат-ион а) Н+ б) ОН¯ в) Ва2+ г) Аg+ 5. При взаимодействии серной кислоты и цинка образуются следующие вещества: а) сульфит цинка и водород б) сульфат цинка и водород в) сульфат цинка и вода г) сульфат цинка, вода, водород Приложение 2 . Лабораторный опыт №8 Качественная реакция на сульфат-ион Повторение правил техники безопасности при работе в химическом кабинете Инструктивная карточка для проведения лабораторного опыта находятся в учебнике стр. 114 Алгоритм выполнения работы: 1. В три пробирки налейте по 1 см3 растворов сульфата натрия, хлорида натрия и нитрата натрия. 2. В каждую из пробирок добавили по несколько капель хлорида бария. 3. Что наблюдаете? Наблюдение запишите в тетради. Объясните наблюдаемое. 4. Составьте сокращённое ионно- молекулярное уравнения реакции. 5. В выводе отметьте, что является реактивом на сульфат-ион SO42- 6. После выполнения работы тетради с лабораторным опытом сдаются на проверку Приложение 3. (Распечатывается заранее на каждого учащегося) Вопросы к ученику Дата ___________________ Класс ______________________ Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы: № п/п Вопросы Ответы 1 Какова была тема урока? 2 Какая цель стояла перед тобой на уроке? 3 Каков вывод урока? 4 Как работали на уроке твои одноклассники? 5 Как работал ты на уроке? 6 Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке?
Автор(ы): Столбоушкина О. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx