Друщенко Нина Михайловна
учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №3»
Саракташский район
Название предмета Химия
Класс 9
УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил.
Уровень обучения базовый
Тема урока Кислород. Озон. Аллотропия
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 часа
Место урока в системе уроков по теме 1урок
Цель урока: Изучить и систематизировать знания по теме «Кислород. Озон».
Задачи урока
Образовательные:
1. Охарактеризовать кислород по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
2. Познакомить со способами получения и свойствами кислорода и озона.
3.Сформировать понятия: «аллотропия» и «аллотропные видоизменения» кислорода.
4.Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Реализовать экологическое воспитание, решая проблему сохранения кислорода на нашей планете.
Развивающие:
1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к предмету.
2. Продолжить формирование умений работать в темпе.
Тип урока: усвоения новых знаний
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
Историю открытия кислорода, важнейшие области применения.
Понятия «аллотропия», «аллотропные видоизменения». Аллотропные видоизменения кислорода.
Состав и применение воздуха.
Учащиеся должны уметь: характеризовать элемент на основе положения в ПСХЭ и особенности строения атома, распознавать кислород; составлять уравнения реакций, отражающих способы его получения в лаборатории и химические свойства; раскрывать причинно-следственную зависимость между физическими свойствами кислорода и способами его собирания
Техническое обеспечение урока: учебники, лабораторное оборудование и реактивы
Содержание урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока.
2. Актуализация знаний учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предлагает ответить на вопрос:
Дана схема строения атома: +8) )
2 6
О каком химическом элементе идёт речь?
Тема урока: Кислород. Озон. Аллотропия
Предлагает обозначить цель урока.
Отвечают.
2.Изучение нового материала
Организует работу
Предлагает:
План
1.Характеристика положения элемента в ПСХЭ Д.И Менделеева.
2.Строение атома. Возможные степени окисления элемента.
3.Характеристика простого вещества. Получение.
4.Физические свойства. Нахождение в природе.
5.Химические свойства.
6.Применение.
Сообщает:
Высшая с.о. не равна номеру группы, а составляет+2. Низшая с.о. равна -2.
Объяснение этому свойству кислорода можно найти в его электронном строении.
Так как название «кислород» имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия
Задание: Определите, в каких фразах о кислороде говорится как о простом веществе, а в каких — как о химическом элементе.
Фразы
Э
В
1. Многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород.
2. Кислород необходим для дыхания.
3. Относительная атомная масса кислорода равна 16.
4. Кислород был открыт английским ученым Джозефом Пристли.
5. При обычных условиях кислород — газ без цвета, вкуса и запаха.
6.Кислород образуется в процессе фотосинтеза.
7. В атмосфере Земли примерно 21% кислорода (по объему).
8. Кислород поддерживает горение.
В: По какому принципу вы отличали химический элемент от простого вещества?
- простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных).
Сообщает:
Получение кислорода
В промышленности, а также для медицинских нужд кислород получают в больших объёмах из воздуха. Для этого воздух сначала сжижают при сильном охлаждении, а затем жидкий воздух подвергают испарению. Азот воздуха имеет температуру кипения ниже (- 196 оС), чем температура кипения кислорода. Поэтому азот улетучивается раньше кислорода, а кислород остаётся в жидком состоянии и его собирают. Хранят жидкий кислород в стальных баллонах под давлением 15 МПа.
В лаборатории кислород получают при нагревании веществ, которые легко разлагаются с выделением кислорода.
Разложение перманганата калия
Демонстрирует опыт
«Разложение перманганата калия при нагревании»
2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2
Полученный кислород можно собрать двумя способами, которые основаны на свойствах кислорода.
Первый способ – вытеснение воздуха.
Второй способ – вытеснение воды. Основан он на малой растворимости кислорода в воде.
Чтобы убедиться, что сосуд наполнился кислородом, подносят тлеющую лучинку. Если в сосуде кислород, то лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем.
В: О каком свойстве кислорода вы узнали? – (Кислород поддерживает горение)
Предлагает составить схему «получение кислорода», использовав материал учебника стр94-95
Вводит понятие «аллотропия», «аллотропные видоизменения».
Предлагает составить таблицу, используя материал учебника стр 93-10
Организует работу по углублению понятия «реакция окисления» на примере реакции горения сложных веществ.
Предлагает расставить коэффициенты в уравнениях горения метана и сероводорода.
Предлагает обсудить вопрос: в чём заключается сходство процессов горения простых и сложных веществ?
По плану дают характеристику:
1.Название элемента. Химический знак.
2.Положение элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева:
порядковый номер, номер периода, номер группы (с указанием подгруппы)
3.Химическая природа элемента (металл, неметалл).
4.Степень окисления элемента и формула его высшего оксида, гидроксида. Характер их свойств
5.Низшая с.о. для неметаллов и формула его летучего водородного соединения
Выполняют задание.
Осуществляют самопроверку. Самооценка.
Наблюдают за ходом демонстрационного эксперимента
Составляют схему «получение кислорода».
Записывают в тетради.
Заполняют таблицу
свойства
кислород
озон
агрегатное состояние
цвет
запах
растворимость в воде
токсичность
химические свойства
Обсуждают результаты работы.
Корректируют ответы одноклассников
У доски расставляют коэффициенты в уравнениях реакций (2 уч-ся)
Остальные выполняют задание в тетради.
Корректируют выполнение задания.
Обсуждают сходство процессов горения простых и сложных веществ.
3. Закрепление учебного материала
Предлагает выполнить тест:
1.Аллотропными видоизменениями являются:
а) фосфор и азот;
б) азот и кислород;
в) озон и кислород;
г) азот и озон.
2.Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он:
а) задерживает ультрафиолетовое излучение Солнца;
б) разрушает вирусы и бактерии, попадающие в атмосферу;
в) предохраняет поверхность Земли от перегрева;
г) необходим для окисления вредных примесей, попадающих в атмосферу.
3.Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет:
а) 10 л и 60 л;
б) 78 л и 21 л;
в) 56 л и 25 л;
г) 90 л и 10 л.
.
4.К переменным составным частям воздуха относятся:
а) инертные газы;
б) азот и кислород;
в) примеси;
г) углекислый газ и водяные пары.
5.В отличие от кислорода озон реагирует с:
а) магнием;
б) иодидом калия;
в) фосфором;
г) оксидом серы(IV).
Выполняют тест.
Осуществляют взаимопроверку.
Планируемый ответ.
1.Аллотропными видоизменениями являются: в) озон и кислород;
2.Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение;
3.Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: б) 78 л и 21 л.
4.К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары.
5 б)
4. Рефлексия
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.Материал урока мне был понятен/не понятен
4.Домашнее задание мне кажется интересным/неинтересным
Подводит итог урока.
Отвечают
5.Домашнее задание
Учитель организует объяснение выполнения домашнего задания.
1) П 20-21 учебника, №2стр98,№3стр101
2)Подготовить сообщение о применении кислорода.
Автор(ы): Друщенко Н. М.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc