Друщенко Нина Михайловна учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №3» Саракташский район Название предмета Химия Класс 9 УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил. Уровень обучения базовый Тема урока Кислород. Озон. Аллотропия Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2 часа Место урока в системе уроков по теме 1урок Цель урока: Изучить и систематизировать знания по теме «Кислород. Озон». Задачи урока Образовательные: 1. Охарактеризовать кислород по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. 2. Познакомить со способами получения и свойствами кислорода и озона. 3.Сформировать понятия: «аллотропия» и «аллотропные видоизменения» кислорода. 4.Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение к природе. 2. Реализовать экологическое воспитание, решая проблему сохранения кислорода на нашей планете. Развивающие: 1. Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к предмету. 2. Продолжить формирование умений работать в темпе. Тип урока: усвоения новых знаний Планируемые результаты Учащиеся должны знать: Историю открытия кислорода, важнейшие области применения. Понятия «аллотропия», «аллотропные видоизменения». Аллотропные видоизменения кислорода. Состав и применение воздуха. Учащиеся должны уметь: характеризовать элемент на основе положения в ПСХЭ и особенности строения атома, распознавать кислород; составлять уравнения реакций, отражающих способы его получения в лаборатории и химические свойства; раскрывать причинно-следственную зависимость между физическими свойствами кислорода и способами его собирания Техническое обеспечение урока: учебники, лабораторное оборудование и реактивы Содержание урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. 2. Актуализация знаний учащихся. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Предлагает ответить на вопрос: Дана схема строения атома: +8) ) 2 6 О каком химическом элементе идёт речь? Тема урока: Кислород. Озон. Аллотропия Предлагает обозначить цель урока. Отвечают. 2.Изучение нового материала Организует работу Предлагает: План 1.Характеристика положения элемента в ПСХЭ Д.И Менделеева. 2.Строение атома. Возможные степени окисления элемента. 3.Характеристика простого вещества. Получение. 4.Физические свойства. Нахождение в природе. 5.Химические свойства. 6.Применение. Сообщает: Высшая с.о. не равна номеру группы, а составляет+2. Низшая с.о. равна -2. Объяснение этому свойству кислорода можно найти в его электронном строении. Так как название «кислород» имеет и химический элемент, и простое вещество, вы должны научиться различать эти понятия Задание: Определите, в каких фразах о кислороде говорится как о простом веществе, а в каких — как о химическом элементе. Фразы Э В 1. Многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. 2. Кислород необходим для дыхания. 3. Относительная атомная масса кислорода равна 16. 4. Кислород был открыт английским ученым Джозефом Пристли. 5. При обычных условиях кислород — газ без цвета, вкуса и запаха. 6.Кислород образуется в процессе фотосинтеза. 7. В атмосфере Земли примерно 21% кислорода (по объему). 8. Кислород поддерживает горение. В: По какому принципу вы отличали химический элемент от простого вещества? - простое вещество обладает какими-либо свойствами (цвет, вкус и т.п.), химический элемент входит в состав веществ (простых и сложных). Сообщает: Получение кислорода В промышленности, а также для медицинских нужд кислород получают в больших объёмах из воздуха. Для этого воздух сначала сжижают при сильном охлаждении, а затем жидкий воздух подвергают испарению. Азот воздуха имеет температуру кипения ниже (- 196 оС), чем температура кипения кислорода. Поэтому азот улетучивается раньше кислорода, а кислород остаётся в жидком состоянии и его собирают. Хранят жидкий кислород в стальных баллонах под давлением 15 МПа. В лаборатории кислород получают при нагревании веществ, которые легко разлагаются с выделением кислорода. Разложение перманганата калия Демонстрирует опыт «Разложение перманганата калия при нагревании» 2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2 Полученный кислород можно собрать двумя способами, которые основаны на свойствах кислорода. Первый способ – вытеснение воздуха. Второй способ – вытеснение воды. Основан он на малой растворимости кислорода в воде. Чтобы убедиться, что сосуд наполнился кислородом, подносят тлеющую лучинку. Если в сосуде кислород, то лучинка вспыхивает и горит ярким пламенем. В: О каком свойстве кислорода вы узнали? – (Кислород поддерживает горение) Предлагает составить схему «получение кислорода», использовав материал учебника стр94-95 Вводит понятие «аллотропия», «аллотропные видоизменения». Предлагает составить таблицу, используя материал учебника стр 93-10 Организует работу по углублению понятия «реакция окисления» на примере реакции горения сложных веществ. Предлагает расставить коэффициенты в уравнениях горения метана и сероводорода. Предлагает обсудить вопрос: в чём заключается сходство процессов горения простых и сложных веществ? По плану дают характеристику: 1.Название элемента. Химический знак. 2.Положение элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева: порядковый номер, номер периода, номер группы (с указанием подгруппы) 3.Химическая природа элемента (металл, неметалл). 4.Степень окисления элемента и формула его высшего оксида, гидроксида. Характер их свойств 5.Низшая с.о. для неметаллов и формула его летучего водородного соединения Выполняют задание. Осуществляют самопроверку. Самооценка. Наблюдают за ходом демонстрационного эксперимента Составляют схему «получение кислорода». Записывают в тетради. Заполняют таблицу свойства кислород озон агрегатное состояние цвет запах растворимость в воде токсичность химические свойства Обсуждают результаты работы. Корректируют ответы одноклассников У доски расставляют коэффициенты в уравнениях реакций (2 уч-ся) Остальные выполняют задание в тетради. Корректируют выполнение задания. Обсуждают сходство процессов горения простых и сложных веществ. 3. Закрепление учебного материала Предлагает выполнить тест: 1.Аллотропными видоизменениями являются: а) фосфор и азот; б) азот и кислород; в) озон и кислород; г) азот и озон. 2.Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение Солнца; б) разрушает вирусы и бактерии, попадающие в атмосферу; в) предохраняет поверхность Земли от перегрева; г) необходим для окисления вредных примесей, попадающих в атмосферу. 3.Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: а) 10 л и 60 л; б) 78 л и 21 л; в) 56 л и 25 л; г) 90 л и 10 л. . 4.К переменным составным частям воздуха относятся: а) инертные газы; б) азот и кислород; в) примеси; г) углекислый газ и водяные пары. 5.В отличие от кислорода озон реагирует с: а) магнием; б) иодидом калия; в) фосфором; г) оксидом серы(IV). Выполняют тест. Осуществляют взаимопроверку. Планируемый ответ. 1.Аллотропными видоизменениями являются: в) озон и кислород; 2.Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается в том, что он: а) задерживает ультрафиолетовое излучение; 3.Объем каждого газа: азота и кислорода – в 100 л воздуха составляет: б) 78 л и 21 л. 4.К переменным составным частям воздуха относятся: г) углекислый газ и водяные пары. 5 б) 4. Рефлексия 1.На уроке я работал активно/пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен 3.Материал урока мне был понятен/не понятен 4.Домашнее задание мне кажется интересным/неинтересным Подводит итог урока. Отвечают 5.Домашнее задание Учитель организует объяснение выполнения домашнего задания. 1) П 20-21 учебника, №2стр98,№3стр101 2)Подготовить сообщение о применении кислорода.
Автор(ы): Друщенко Н. М.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc