Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 23 Скорость химической реакции .Условия,влияющие на скорость химических реакций.

Текст урока

  • Конспект

     Друщенко Нина Михайловна
    учитель химии МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №3»
    Саракташский район
    
    Название предмета Химия
    Класс 9 
    УМК Химия. Базовый уровень: учебник для 9 класса / И.И.Новошинский – 7-е изд. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2012. – 256 с.: ил.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Скорость химической реакции. Условия, влияющие на скорость химических реакций»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2часа
    Место урока в системе уроков по теме 1 урок
    Цель урока: Сформировать знания о скорости химических реакций.
    Задачи урока 
    Образовательная: ознакомить учащихся с понятием «скорость химической реакции», с факторами, влияющими на скорость химических реакций. 
    Развивающая: развитие умения обрабатывать и анализировать экспериментальные данные; уметь выяснять взаимосвязь между скоростью химических реакций и внешними факторами; акцентировать внимание учащихся на важности знаний о скорости химической реакции протекающих в быту (коррозия металла, прокисание молока, гниение и др.)
    Воспитательная: продолжить развитие коммуникативных умений в ходе работы.
    Тип урока: усвоение новых знаний
    Планируемые результаты
    Учащиеся должны знать:
    Понятие «скорость химической реакции»
    условия, влияющие на скорость химических реакций
    Учащиеся должны уметь:
    Выявлять зависимость скорости реакций от различных факторов, приводить собственные примеры, иллюстрирующие влияние того или иного фактора на скорость реакции.
    Техническое обеспечение урока: учебники, лабораторное оборудование и реактивы
    Содержание урока
    1. Организационный момент. Постановка целей урока.
     
    2. Актуализация знаний учащихся. 
    Деятельность учителя
    Деятельность обучающихся
    Организует деятельность учащихся по актуализации знаний.
      Начнем наш урок с небольшого эксперимента. Посмотрите на доску (на доске: CuSO4 + Fe → ;       CuCl2 + NaOH →) и скажите, будут ли происходить реакции между данными парами веществ, и какие признаки мы должны при этом увидеть? 
    Проводит   эксперимент
    Произошла ли первая реакция? Произошла ли вторая реакция? Как вы это установили? Запишите ее химическое уравнение.
     Давайте еще раз посмотрим на пробирку. Что наблюдаете теперь? (постепенное изменение окраски и образование красного налета меди на железном гвозде) Запишите химическое уравнение.
    Чем отличаются эти две реакции? (при данной температуре они протекают с разной скоростью) 
    Почему одни реакции происходят быстро, а другие медленно? На этот вопрос вы сможете легко ответить в конце урока, тема которого. «Скорость химической реакции. Условия, влияющие на скорость химических реакций»
    Запишите ее в тетради.
     Вводит понятие «скорость химической реакции», условия, влияющие на скорость химических реакций.
    
    
    
    
    
    Обсуждают
    Формулируют
    Дополняют
    
    
          Перечисляют признаки реакций
    Наблюдают демонстрируемые опыты
    
    
    
    
    
     Записывают химические уравнения.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     Записывают тему урока
    
    Осмысливают понятие
    3.Изучение нового материала 
    Организует работу в группах
    Предлагает:
    вспомнить правила безопасности при работе с реактивами
    
    составить план работы;
    проверить наличие необходимого оборудования
    и реактивов для проведения опытов на рабочем месте;
    выполнить опыты по составленному плану;
    
    
    
    
    привести в порядок рабочее место;
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    составить отчёт о проделанной работе.
    
    
    
    
    
    
    Контролирует деятельность учащихся, при необходимости   оказывает помощь
    
    Озвучивают правила безопасной работы.
    Составляют план работы.
    Проверяют наличие реактивов на рабочем месте
    1. Выполняют   опыты в соответствии с составленным планом
    Группа1
     Опыт Возьмите три пробирки с раствором соляной кислоты (1:1) и одновременно опустите в одну пробирку – гранулу цинка, в другую – гранулу магния, в третью – кусочек железа. Что наблюдаете? Запишите уравнения проведённых реакций, расставьте коэффициенты методом электронного баланса 
     Сделайте вывод о влиянии природы       реагирующих веществ на скорость химической реакции.
    Группа2
    Опыт: В одну пробирку поместите кусочек мела, в другую – измельченный мел. Прилейте в ту и другую пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
    Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионно-молекулярном виде
    
    Группа3
    
    Опыт: Возьмите в одной пробирке раствор соляной кислоты (1:1), а в другой – раствор соляной кислоты (1:4). В обе пробирки одновременно положите по одной грануле цинка. Как влияет концентрация одного из реагирующих веществ на скорость реакции?
    Группа4
     Опыт: В пробирку с оксидом меди (II) налейте соляную кислоту. Что наблюдаете? Подогрейте содержимое пробирки на пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите химическое уравнение
    Группа5
    Опыт: Взаимодействие соляной кислоты с цинком при: а) обычных условиях; б)при нагревании. Что наблюдаете? Запишите химическое уравнение.
    
    Составляют отчёт о проведённом исследовании
    Представляют результаты работы
    На доске записывают уравнения проведённых реакций
    Слушают ответы одноклассников 
    Дополняют   ответы   одноклассников
    Корректируют ответы одноклассников
    Формулируют обобщающие выводы
    
    
    
                4. Закрепление учебного материала
    
    
    Предлагает ответить на вопросы:
    
     Почему угли для приготовления шашлыка измельчаем?
    Почему при пожаре нельзя открывать окна?
    
    Почему суп быстрее сварится, если мясо порезано мелкими кусочками, а не крупными?
    
    Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном.
    
    Почему пищевые продукты сохраняют при низких температурах (погреб, холодильник).
    
    
    Отвечают на вопросы.
    
                      5. Рефлексия
    Организует самоанализ.
    Проанализируйте выполненную работу и оцените ее
    Критерии оценивания:
    1. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, не допустив ошибок – «5»
    2. Самостоятельно описал(а) ход эксперимента, наблюдения, сформулировал(а) выводы и составил(а) уравнения химических реакций, допустив 1-3 ошибки – «4»
    3. Описал(а) ход эксперимента, наблюдения и сформулировала выводы – «3».
    
    Подводит итог урока.
    Осуществляют самоанализ,
    самооценку.
    6.Домашнее задание
    Учитель организует объяснение выполнения домашнего задания.
    1) П 13-16 учебник№1-4стр88.
                2) написать эссе на тему «Химические реакции вокруг нас» (по желанию учащегося)
    
     

    Автор(ы): Друщенко Н. М.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc