Ишкуватова Мавлида Рифовна учитель химии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: химия Класс: 9 УМК (название учебника, автор, год издания): Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с. Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный):базовый Тема урока: Решение расчетных задач на избыток ( недостаток ) реагентов . Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час Место урока в системе уроков по теме: 5 урок Цель урока: Образовательная: обеспечить усвоение основных понятий, умение решать задачи на избыток и недостаток реагентов. Развивающая: Развить у учащихся в ходе урока способность решать задачи, пользоваться ПСХЭ, таблицей растворимости. Воспитательная: осуществлять нравственное воспитание, формировать уважение к науке как части культуры общества. Задачи урока: изучить алгоритм решения задачи на избыток и недостаток реагентов. Тип урока: урок изучения нового материала. Планируемые результаты (требования к уровню подготовки): Уметь составлять уравнения химических реакций и умения решать расчетные задачи на избыток ( недостаток ) реагентов. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) 1.Программа по химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 88 2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с. 3.Сборник самостоятельных работ по химии: 9 класс. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Краснодар. Советская Кубань, 2012.– 112 с. 4. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 – 100 с. 5. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Москва ООО «Издательство Оникс»: 2004 – 80 с. 6.Химия в таблицах. М., 2000. Содержание урока усвоения нового знания № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку Готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся. 2 Мотивация учебной деятельности выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой Эпиграф урока : Работай денно и нощно: не дано легких путей от земли к звездам ( Сенека) Обсуждают высказывание ,выдвигают свои предположения. Определяют личную значимость изучаемого материала для себя: 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов: 1. Что такое избыток? 2. Что такое недостаток? Итак, ребята как вы думаете какая тема нашего урока? Мы будем решать задачи на избыток и недостаток. Ребята отвечают на вопросы , формулируют тему урока , ставят цели и задачи для своей деятельности на уроке. 4 Первичное усвоение новых знаний Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Познакомимся с алгоритмом решения задач на избыток и недостаток. Алгоритм 1. Записать условие задачи 2. Написать уравнение реакции 3. Найти по уравнению реакции количество вещества, относительную молекулярную массу, молярную массу, массу, объем для тех веществ, которые указаны в условии задачи. 4. Найти количество вещества, реагирующих соединений и продуктов реакции в соответствии с условиями задачи. 5. Вычислить, какое вещество дано в избытке. 6. Вычислить массу, объем, количество вещества по тому веществу, которое дано в недостатке. 7. Записать ответ. Работа с учебником стр. 80-81 5 Первичная проверка понимания Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач Задача 1.На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия. У доски решает задачу один ученик Дано: m(K2O) = 47 г, m(HNO3) = 40 г. Найти: m(КNO3). Решение Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ: Mr(K2O) = 2Ar(K) + 1Ar(O) = 2•39 + 1•16 = 94, Mr(HNO3) = 1Ar(H) + 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•1 + 1•14 + 3•16 = 63, Mr(KNO3) = 1Ar(K) + 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•39 + 1•14 + 3•16 = 101. Для удобства расчета за х1 примем массу НNО3 и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке. K2O +2 HNO3= 2KNO3+H2O 47/94 = х1/126, х1 = 63 г. Следовательно, азотная кислота дана в недостатке, т. к. по условию ее 40 г, а по расчету необходимо 63 г, поэтому расчет ведем по HNO3: 40/126 = х/202, х = 64 г. Ответ:. m(КNO3) = 64 г. 6 Первичное закрепление Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач Работа учащихся в парах Решение задач по вариантам . В 1 На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия. В2. На раствор, содержащий 53 г карбоната натрия, подействовали раствором, содержащим 49 г серной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли. В1. Дано: m(Al) = 36 г, m(S) = 64 г. Найти: m(Al2S3). Решение Примем массу Al за х1 и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке. 2Al+3S=Al2S3 х1/54 = 64/96, х1 = 36 г. В данном случае вещества, вступившие в реакцию, взяты в стехиометрических количествах, поэтому расчет можно вести по любому из них: 64/96 = х/150, х = 100 г. Ответ. m(Al2S3) = 100 г. В.2 Дано: m(Na2CO3) = 53 г, m(H2SO4) = 49 г. Найти: m(Na2SO4). Решение Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ: Mr(Na2CO3) = 2Ar(Na) + 1Ar(C) + 3Ar(O) = 2•23 + 1•12 + 3•16 = 106. Mr(H2SO4) = 2Ar(H) + 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98. Mr(Na2SO4) = 2Ar(Na) + 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•23 + 1•32 + 4•16 = 142. Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2 Примем за х1 массу cерной кислоты, чтобы узнать, какое вещество дано в избытке, какое – в недостатке. 53/106 = х1/98, х1 = 49 г. В данном случае оба вещества взяты в стехиометрических количествах, поэтому расчет можно вести по любому из них: 49/98 = х/142, х = 71 г. Ответ. m(Na2SO4) = 71 г. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения Стр.80-81 прочитать , выучить формулы Задача №1,2 стр. 81 Инструкции по решению задач 8 Рефлексия Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности. Я научился решать типовые расчетные задачи У меня есть еще затруднения при решении типовых задач Я не смог решить задачу, мне требуется помощь.
Автор(ы): Ишкуватова М. Р.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx