Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок № 22 Решение задач на избыток ( недостаток )

Текст урока

  • Конспект

     Ишкуватова Мавлида Рифовна 
    учитель химии 
    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение 
    "Воздвиженская средняя общеобразовательная школа"  
    Саракташского района Оренбургской области
    
    Название предмета: химия
    Класс: 9
    УМК (название учебника, автор, год издания): Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С.  Химия 9 класс. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный):базовый
    Тема урока: Решение расчетных задач на избыток ( недостаток ) реагентов .
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 5 урок
    Цель урока:
    Образовательная: обеспечить усвоение основных понятий, умение решать задачи на избыток и недостаток реагентов.
    Развивающая: Развить у учащихся в ходе урока способность решать задачи, пользоваться ПСХЭ, таблицей растворимости.
    Воспитательная: осуществлять нравственное воспитание, формировать уважение к науке как части культуры общества.
    Задачи урока: изучить алгоритм решения задачи на избыток и недостаток реагентов.
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Планируемые результаты (требования к уровню подготовки):  Уметь составлять уравнения химических  реакций и  умения решать расчетные задачи на избыток ( недостаток ) реагентов. 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) 1.Программа по химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 88
    2. Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С.  Химия 9 класс. – М.: ООО  «ТИД «Русское слово – РС», 2012. – 256 с.
    3.Сборник самостоятельных работ по химии: 9 класс. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Краснодар. Советская Кубань, 2012.– 112 с.
    4. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012 – 100 с.
    5. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. – Москва ООО «Издательство Оникс»: 2004 –   80 с.
    6.Химия в таблицах. М., 2000.
    
    Содержание  урока усвоения нового знания
    №
    Этапы урока
    Дидактическая задача
    Содержание
    
    
    
    Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
    Деятельность учащихся (с указанием форм работы)
    1
    Организационный момент 
    Подготовить учащихся к работе на уроке психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.
    
    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
       Готовность класса к   работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
     
     
    
    2
    Мотивация учебной деятельности 
    выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
    Проверяет готовность обучающихся к уроку, проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой
    Эпиграф урока : Работай денно и нощно: не дано легких путей от земли к звездам ( Сенека)  
    
    Обсуждают высказывание  ,выдвигают свои предположения.
     Определяют личную  значимость изучаемого материала для себя: 
    
    3
    Актуализация знаний и умений
    (Проверка знаний учащихся)
     Выявление степени усвоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи
    Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов:
    1. Что такое избыток?
    2. Что такое недостаток?
    Итак,  ребята как вы думаете какая тема нашего урока?
    Мы будем решать задачи на избыток и недостаток.
    
    Ребята отвечают на вопросы , формулируют тему урока , ставят цели и задачи для своей  деятельности на уроке.
    4
    Первичное усвоение новых знаний
    Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
    Познакомимся с алгоритмом решения задач на избыток и недостаток.
    Алгоритм
    1. Записать условие задачи
    2. Написать уравнение реакции
    3. Найти по уравнению реакции количество вещества, относительную молекулярную массу, молярную массу, массу, объем для тех веществ, которые указаны в условии задачи.
    4. Найти количество вещества, реагирующих соединений и продуктов реакции в соответствии с условиями задачи.
    5. Вычислить, какое вещество дано в избытке.
    6. Вычислить массу, объем, количество вещества по тому веществу, которое дано в недостатке.
    7. Записать ответ.
    
    Работа с учебником стр. 80-81
    5
    Первичная проверка понимания
    Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач
    
    Задача 1.На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.
    
     У доски решает задачу один ученик 
    Дано:
    m(K2O) = 47 г,
    m(HNO3) = 40 г.
    Найти:    m(КNO3).
    Решение
    Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:
    Mr(K2O) = 2Ar(K) + 1Ar(O) = 2•39 + 1•16 = 94,
    Mr(HNO3) = 1Ar(H) + 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•1 + 1•14 + 3•16 = 63,
    Mr(KNO3) = 1Ar(K) + 1Ar(N) + 3Ar(O) = 1•39 + 1•14 + 3•16 = 101.
    Для удобства расчета за х1 примем массу НNО3 и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке.
    K2O +2 HNO3= 2KNO3+H2O
    47/94 = х1/126, х1 = 63 г.
    Следовательно, азотная кислота дана в недостатке, т. к. по условию ее 40 г, а по расчету необходимо 63 г, поэтому расчет ведем по HNO3:
    40/126 = х/202, х = 64 г.
    Ответ:. m(КNO3) = 64 г.
    6
    Первичное закрепление
    Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач
    Работа учащихся в парах  Решение задач по вариантам .
    В 1 На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия.
    В2. На раствор, содержащий 53 г карбоната натрия, подействовали раствором, содержащим 49 г серной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли.
    
    
    В1. Дано:
    m(Al) = 36 г,
    m(S) = 64 г.
    Найти:    m(Al2S3).
    Решение
    Примем массу Al за х1 и найдем, какое из веществ, вступивших в реакцию, дано в избытке, какое – в недостатке.
    2Al+3S=Al2S3
    х1/54 = 64/96, х1 = 36 г.
    В данном случае вещества, вступившие в реакцию, взяты в стехиометрических количествах, поэтому расчет можно вести по любому из них:
    64/96 = х/150, х = 100 г.
    Ответ. m(Al2S3) = 100 г.
    В.2 Дано:
    m(Na2CO3) = 53 г,
    m(H2SO4) = 49 г.
    Найти: m(Na2SO4).
    Решение
    Рассчитаем относительные молекулярные массы интересующих нас веществ:
    Mr(Na2CO3) = 2Ar(Na) + 1Ar(C) + 3Ar(O) = 2•23 + 1•12 + 3•16 = 106.
    Mr(H2SO4) = 2Ar(H) + 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•1 + 1•32 + 4•16 = 98.
    Mr(Na2SO4) = 2Ar(Na) + 1Ar(S) + 4Ar(O) = 2•23 + 1•32 + 4•16 = 142.
    Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2
    Примем за х1 массу cерной кислоты, чтобы узнать, какое вещество дано в избытке, какое – в недостатке.
    53/106 = х1/98, х1 = 49 г.
    В данном случае оба вещества взяты в стехиометрических количествах, поэтому расчет можно вести по любому из них:
    49/98 = х/142, х = 71 г.
    Ответ. m(Na2SO4) = 71 г.
    7
    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
    Стр.80-81 прочитать ,  выучить формулы 
    Задача №1,2 стр. 81 
    Инструкции по решению задач 
    8
    Рефлексия
    Анализ учащимися результатов своей учебной деятельности.
    Я научился решать типовые расчетные задачи 
    У меня есть еще затруднения при решении типовых задач 
    Я не смог решить задачу, мне требуется помощь. 
    
    
     

    Автор(ы): Ишкуватова М. Р.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx