Литвинов Геннадий Васильевич учитель химии Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «1- Федоровская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера ордена Славы Лазарева Ильи Семеновича» Саракташского района Оренбургской области Наименование предмета: химия Класс: 9 УМК: учебник химия 9 класс Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Москва «Русское слово» 2012. Уровень обучения: базовый Тема урока: Фтор, бром, йод Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 4 Место урока в системе уроков:20 Цель урока: изучить получение, применение и свойства фтора, брома, иода. Задачи урока: Образовательная: ознакомить обучающихся с действие на организм фтора, брома, иода и их соединений. Сформировать умение распознавать иод, бромид- и иодид-ионы в растворах. Охарактеризовать области применения этих галогенов. Развивающая: Развивать умение применять знания на практике. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Развивать приемов наблюдения. Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Тип урока: комбинированный Планируемые результаты: Обучающиеся систематизировали и углубили знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики. Сформировали понятие о физических и химических свойствах галогенов. Техническое обеспечение урока: компьютер, иодид калия, хлорная вода, бромид натрия, крахмал, разбавленный раствор иода, нитрат серебра. Дополнительные методическое и дидактическое обеспечение урока: таблица «ПСХЭ Д.И.Менделеева», таблица «Галогены». Содержание урока усвоения нового знания: Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный этап Создание благоприятного эмоционального настроя Приветствие. Готовность к уроку. Визуальный контроль. Приветствие. 2 Мотивация учебной деятельности учащихся Стимулирование познавательной деятельности обучающихся для формулирования темы и целей урока. Ребята, как вы считаете, полезен ли фтор для наших зубов? Слышали ли вы выражение “врач прописал мне пить бром”? Что это означает? Ответ: фтор – необходимый микроэлемент, в небольших дозах полезен для зубов, ногтей, костей, волос, но в больших дозах – это яд, имеющей обратное действие. Лекарство от бессонницы, успокоительное содержит бромид натрия. 3 Актуализация знаний и умений (проверка знаний учащихся) Проверка знаний о галогенах Фронтальный опрос: 1) Как меняется цвет лакмуса в растворе соляной кислоты? 2) Какова растворимость хлороводорода в воде? 3) Как в промышленности получают хлор, хлороводород? 4) Какие физические свойства хлора и хлороводорода похожи? 5) Как получить хлор и хлороводород в лаборатории? 6) Упражнение на соответствие (работа в парах): Cl2 + Na ZnCl2 Cl2 + Ca NaCl + I2 Cl2 + Fe NaCl Cl2 + Cu SbCl3 Cl2 + Zn KСl + I2 Cl2 + Au FeCl3 Cl2 + P CuCl2 Cl2 + Sb HCl + HClO Cl2 + KI реакция невозможна Cl2 + NaI PCl5 Cl2 + NaF CaCl2 Cl2 + H2O реакция невозможна Cl2 + H2 AuCl3 Cl2 + O2 HCl 7) Задача: Сколько граммов соли получится при действии 65 граммов цинка на избыток соляной кислоты? (Решаем вместе с образцом у доски) 8) Написать уравнения реакции согласно схеме: Ответы: Красный 500 л на 1 л воды.Хлор получают электролизом водного раствора или расплава хлорида натрия; хлороводород сжиганием водорода в хлоре. Это газы хорошо растворимые в воде, водные растворы которых имеют кислую среду, оба газа тяжелее воздуха, имеют резкий запах. В лаборатории хлор получаю действием концентрированной соляной кислоты на сильные окислители оксид марганца (IV), перманганат калия 4 HCl +2MnO2 —> MnCl2 + Cl2 + 2H2O; хлороводород получают нагреванием хлорида калия с концентрированной серной кислотой H2SO4. Смесь этих веществ реагирует уже при комнатном температуре, но при этом образуется гидросульфат калия: КCl + H2SO4—> КHSO4 + НС1. При сильном нагревании получается сульфат калия 2КCl + H2SO4—>К2SО4 + 2НС1 Ответ: Zn + 2HCl = ZnCl2 +H2 n(Zn)=65г/65 г/моль = 1 моль, n(ZnCl2) = 1 моль, m(ZnCl2) = 136 г Ответ:2HCl + Zn —> H2 + ZnCl2, H2 + Cl2 —> 2HCl, 2HCl + CuO —> CuCl2+ H2O, CuCl2 + Zn —> Cu + ZnCl2, HCl + NaOH—> NaCl + H2O 4 Первичное усвоение новых знаний Систематизация и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики 5. Изучение нового материала и первичное закрепление. История открытия галогенов: 1886 г. Мауссан (Франция) фторос (греч.) – разрушающий – реагирует со всеми веществами активно со взрывом или воспламенением (выражение “гори оно все синим пламенем” относится к реакции 2F2 + 2H2O = 4HF + O2) 1826 г. Балар (Франция) бромос (греч.) – зловонный – запах простого вещества Br2 1811 г. Куртуа (Франция) иодес (греч.) – фиолетовый – цвет паров иода I2 Свойства галогенов: самый активный неметалл окислитель – F2 F2 > Cl2 > Br2 > I2 Допишите реакции, зная, что предыдущий галоген вытесняет следующий а) Сl2 + KBr = б) Сl2 + LiI = в) Br2 + KI = г) Br2 + KCl = Действие на организм: разрушает зубы, ногти, приводит к ломкости костей, хотя в небольших количествах фтор, бром и иод – важные микроэлементы для животных и растений. СаF2 входит в состав зубной эмали, поступает фтор с питьевой водой и пищей. Но избыток фторидов действует более разрушающе на эмаль, чем недостаток. Применение: фреоны CCl2F2, смазочные материалы термостойкие, тефлон. Бром образует подобно хлору бромную воду, но бром менее активен, бурая вонючая жидкость, токсична, Применение:необходим для синтеза красителей и лекарств содержащих NaBr (бессонница, расстройства нервной системы), для получения черно-белой фотографии 2AgBr = (свет) 2Ag + Br2 Иод менее активен, чем бром, не растворим и не реагирует с водой, черно-фиолетовый кристаллы, легко возгоняется (эксперимент – возгонка иода при нагревании) Применение:спиртовая настойка иода – антисептик, кровоостанавливающее средство, необходим для функционирования щитовидной железы, содержится в воде и воздухе морском, луке, рыбе и креветках. Йодированная соль – это NaCl + NaBr. Избыток вызывает отравление, раздражает кожу. Качественные реакции – действие раствора нитрата серебра AgNO3 Галогенопроизводные соли серебра выпадают в осадок. Пользуясь таблицей растворимости определите цвет осадков разных галогенопроизводных солей В присутствии иода – простого вещества – крахмал синеет. Лабораторный опыт 1.Распознавание хлорид-, бромид-, иодид- ионов в растворах.Налейте в одну пробирку немного раствора хлорида натрия, в другую бромида натрия, в третью – иодида калия. Отметьте, что все растворы прозрачны и бесцветны. - Затем в каждую пробирку добавьте по капле раствора нитрата серебра (или свинца). Демонстрация различной растворимости иода в воде, водном растворе иодида калия и бензоле. Лабораторный опыт 2. Распознавание иода. К раствору иодида калия прилейте хлорную воду, затем добавьте несколько капель раствора крахмала. Что вы наблюдаете? Ответ: реакция г) невозможна. Ответ учащихся: AgI – желтый осадок AgBr – бледно-желтый AgCl – белый творожистый осадок Фторид серебра растворим. Учащиеся пишут уравнения реакций. Делают вывод, какой ион является реактивом на соответствующий галогенид-ион. 5 Первичная проверка понимания Выявление уровня усвоения материала Учащиеся кладут перед собой готовые сигнальные карты со знаками химических элементов – фтор, хлор, бром, йод. Учитель читает вопрос, ученики поднимают карточку того химического элемента, для которого справедливо данное утверждение. - название этого элемента в переводе с греческого означает «фиолетовый» - единственный неметалл, находящийся при о.у. в жидком состоянии - какой из галогенов не обладает окислительно-восстановительной двойственностью? - входит в состав зеленого пигмента растений - за получение этого элемента ученый был удостоен Нобелевской премии - недостаток его в организме вызывает «зобную болезнь» - содержится в морской капусте - его название переводится как «разрушающий» - его водный раствор применяют для дезинфекции помещений - недостаток вызывает кариес, а избыток разрушение зубов - его открыли раньше любого другого галогена - этот галоген открыл кот - его ионы, соединяясь с ионами серебра, дают осадок желтоватого цвета - входит в состав желудочного сока - в нем горит вода йод бром фтор хлор фтор йод бром, йод фтор хлор фтор хлор, 1774, К.Шееле йод бром хлор фтор 6 Первичное закрепление Что узнали нового для себя? Фтор, бром, иод – необходимые микроэлементы, в больших количествах являются разрушающими веществами, ядами. Для галогенов характеры свойства типичных неметаллов, используют для синтеза красителей, лекарств, термостойких смазочных материалов. 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Разъяснение домашнего задания П.13 упр.3 на стр.64 8 Рефлексия Осмысление результатов работы на уроке. Комментирова ние выставлен ных оценок. На все вопросы о галогенах мы получили ответ? Какие методы познания мы применили на уроке? Выставление оценок за урок по результатам работы.
Автор(ы): Литвинов Г. В.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.rtf