Петрунин Павел Иванович Учитель химии МОБУ "Каировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Гущина Николая Федоровича" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Уровень обучения: базовый Тема урока: Оксид водорода - вода Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: «Оксид водорода - вода» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Водород и его важнейшие соединения», является пятым по счету уроком Цель урока: Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды в нашем регионе. Задачи урока: Образовательные: Сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, повторить ОВР, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами. Развивающие: Развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся. Воспитательные: Воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного. Тип урока: комбинированный урок Планируемые результаты: - личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; - метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; - предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Техническое обеспечение урока: учебник. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. - Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале». 1. Оцените свою работоспособность на начало урока по 10-ти бальной шкале 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Настроиться на активную творческую работу; разработка плана работы, согласно выбранному девизу. 2 Мотивация учебной деятельности выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности - Ребята на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни – водой, ее свойствами, значением и природными запасами. Чтобы вызвать интерес учащихся, они слушают свойства о воде. «Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, Ни запаха, тебя невозможно описать – - Тобой наслаждаешься, Не ведая, что ты такое Ты не просто необходима для жизни, Ты и есть сама жизнь… Такие стихи написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде. Слушают сообщение, работают с текстом учебника Участвуют в определении темы и цели урока. 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Организует беседу, создает условия для составления плана урока. 1. Распространение воды. 2. строение молекулы воды. 3. Физические и химические свойства воды. 4. Охрана водных ресурсов. Чтобы выяснить строение молекулы воды, давайте вспомним. Внимания ученых вода удостоилась более 200 лет назад, когда Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье доказали, что она – не простой элемент, как полагали средневековые алхимики, а молекула, построенная из двух видов атомов – водорода и кислорода. Записывают тему урока. Предлагают план изучения темы. Слушают исторические факты. 4 Постановка учебной задачи Постановка целей учебной деятельности Сообщает тему урока и просит учеников сформулировать цель урока. Формулируют цели изучения нового материала 5 Освоение нового учебного материала Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Класс работает в группах (по 3 человека) по заданиям. На выполнение заданий каждой группе отводится 10минут, после чего, каждая группа обменивается подготовленной информацией (время выступления 2 минуты, обсуждение - 1 минута). В случае затруднений обращаются к учителю. 1 группа Строение и свойства молекулы воды. 1.Ознакомившись с презентацией, дайте характеристику молекулы воды. 2. Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение. 2группа Виды химической связи 1.Ознакомившись с презентацией, выполните задание: 2. Какой вид химических связей характерен для молекулы воды? 3. Куда смещаются электроны? В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью. На какие группы делятся изученные нами вещества по отношению к воде. По карточке с перечнем веществ, распределите по группам, пользуясь таблицей растворимости. 4. Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение на 5 минут. 3 группа Химические свойства воды 1. Что образуется при реакции: - кислотного оксида с водой? - основного оксида с водой? - запишите уравнения реакций - назовите тип реакций. 2. Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение. 4 группа Окислительно-восстановительные свойства воды. 1. - какие оксиды не взаимодействуют с водой? - изменяется ли степень окисления в этих реакциях? Вода реагирует не только с активными металлами, но и с менее активными при определенных условиях, т.е. при нагревании. Но в некоторых случаях вода проявляет восстановительные свойства. Запишите уравнение, расставьте степень окисления. 2F2 + 2H2O = 4HF + O2 2. Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение. Отчёты группы о проделанной работе. Мы помним из курса биологии, что жизнь на нашей планете зародилась в воде, поэтому от состояния и качества воды, зависит наша жизнь. Человечество потребляет огромное количество пресной воды и, прежде всего для питья. Природная вода не бывает совершенно чистой, она содержит примеси. Чтобы очистить питьевую воду от примесей ее очищают, обеззараживают. И только потом мы ее используем для своих нужд. А человечеству с каждым годом требуется все больше и больше чистой и пресной воды. Ставится проблема: - Испытывает ли человечество нехватку в чистой пресной воде? - Как нужно относиться к водным ресурсам? Выполняют задания и отчитываются Слушают, выделяют главное, оформляют опорный конспект (задают вопросы, уточняют) Определение проблемы 6 Закрепление учебного материала Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Вернемся к цели нашего урока: изучить свойства воды, строение молекулы воды, значение и экологические проблемы. Сегодня мы должны были узнать свойства, какое строение и значение имеет вода для живых организмов и выяснить причины экологической проблемы, связанные с загрязнением воды. Для закрепления учебного материала, проведем тест. Слушают, выделяют главное, оформляют опорный конспект (задают вопросы, уточняют) 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. - Для того, чтобы вы могли разобраться в химических, физических свойствах воды и ее структуре, вам необходимо изучить §12. При выполнении задания вы должны обратить внимание на следующие моменты: - схема строения воды; -вода как окислитель. После изучения параграфа выполнить задания в тетради №4,7. Творческое задание: 1) подготовить рефераты, сообщения о воде; 2) выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края. Записывают домашнее задание 8 Рефлексия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. - Что вы сегодня узнали нового? - Какая сегодня перед нами ставилась цель? - Добились ли мы ее? – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? – Что мы выяснили? - Каким навыкам работы на уроке мы приобрели? - Где мы их можем использовать? – Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Рефлексия Каждый ученик на полях тетради ставит один из знаков: «Все понял» «Понял, но не все» «Не понял» листках бумаги, полученных в начале урока. «Ребята, как вы себя сейчас чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале». - У кого показатель стал ниже, поднимите руку? На одинаковой отметке? Выше? (подвести итог) Отвечают на вопросы, делают выводы о том, чему научились, что предстоит усовершенствовать и др.,
Автор(ы): Петрунин П. И.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx