Петрунин Павел Иванович Учитель химии МОБУ "Каировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Гущина Николая Федоровича" Саракташского района Оренбургской области Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Химия: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Новошинский, Н.С. Новашинская. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. Уровень обучения: базовый Тема урока: Свойства и применения водорода Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: «Свойства и применения водорода» изучается в курсе химии 9 класса, в разделе «Водород и его важнейшие соединения», является вторым по счету. Цель урока: Изучить методы получения водорода, физические и химические свойства, нахождение в природе и применение водорода. Задачи урока: -Сформировать представление понятий водород - химический элемент, водород- простое вещество, познакомить с нахождением водорода в природе -Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; развивать навыки наблюдения, выявления ошибок, решение разно уровневых и посильных заданий - Воспитание положительной мотивации к обучению и культуре поведения, общения и умственного труда Тип урока: комбинированный урок Планируемые результаты: - личностные: формирование: ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; - метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение преобразовывать знаки и символы для решения познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; - предметные: овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать; приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. Техническое обеспечение урока: Учебник, Переодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. - Добрый день, Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Желаю Вам приятного настроения во время работы на уроке. Настроиться на активную творческую работу; разработка плана работы, согласно выбранному девизу. 2 Мотивация учебной деятельности выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности Альтернативный тест «Да-Нет-ка» - Водород означает «кислотырождающий» (нет) - Самый распространенный во Вселенной (да) - Его валентность равна — II (нет) - В лаборатории получают при взаимодействии металлов с кислотами. (да) - Впервые получен Ж. Пристли. (нет) - Легче воздуха в 14,5 раз (да) - Взаимодействует с металлами и неметаллами. (да) - Простое вещество водород имеет формулу Н. (нет) - Восстанавливает металлы из оксидов. (да) - При горении образует много энергии. (да) - Итак, мы с вами вспомнили какими основными свойствами обладает водород , а как вы думаете благодаря этим свойствам где может применяться водород. - Подумайте и предложите свои идеи. Обменяйтесь своими мыслями в парах – представьте свои идеи от каждой пары. Соберем наши идеи в единый КЛАСТЕР Учащиеся отвечают на вопросы Работа в парах. Создание кластера. 3 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Фронтальный опрос: - Охарактеризуйте положение водорода в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. - Почему водород проявляет степень окисления +1 и -1? - Какое простое вещество образует химический элемент водород? - Какова химическая формула простого вещества водорода? - Каков тип химической связи в простом веществе? Учащиеся отвечают на вопросы 4 Постановка учебной задачи Постановка целей учебной деятельности Сообщает тему урока и просит учеников сформулировать цель урока. Формулируют цели изучения нового материала 5 Освоение нового учебного материала Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. По плану изучения нового материала составляют постер. На прошлом уроке мы с вами познакомились с химическим элементов Водород. Это не металл, газ. А какие Ассоциации у вас вызывает слово ГАЗ 1. Группа: Физические свойства водорода Водород – легкий бесцветный газ, без запаха, плотность при н.у. – 0,09 г/л, в 14,5 раз легче воздуха, tкип = -252,8С, tпл = — 259,2С. Водород плохо растворим в воде и органически растворителях, хорошо растворим в некоторых металлах: никеле, палладии, платине. По данным современной космохимии водород является самым распространенным элементом Вселенной. Основная форма существования водорода в космическом пространстве – отдельные атомы. По распространенности на Земле водород занимает 9 место среди всех элементов. Основное количество водорода на Земле находится в связанном состоянии – в составе воды, нефти, природного газа, каменного угля и т.д. В виде простого вещества водород встречается редко – в составе вулканических газов. 2. Группа: Химические свойства простого вещества водорода Водород – очень интересное вещество. Он может легко окисляться – отдавать свои электроны атомам других элементов. Это происходит, когда водород сжигают в кислороде, (O2 + 2H2 = 2H2O, реакция протекает со взрывом, смесь двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучим газом) Учитель: Вот какая история произошла с французским химиком, директором парижского музея науки Пилатом де Розье. Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, учёный решил убедиться, проник ли водород в лёгкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в лёгких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. « Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», - так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни. а также при реакции водорода с галогенами, например с хлором (Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.) С другой стороны водород и сам может отнимать у других атомов электроны – так, как он это делает при встрече с атомами активных металлов, например натрия или кальция. (Na + H2 = 2NaH Ca + H2 = CaH2 Гидриды — солеобразные, твёрдые вещества, легко гидролизуются: CaH2 + 2H2O = Ca(OH)2 + 2H2 ↑ ) Оксиды восстанавливаются до металлов: CuO + H2 = Cu + H2O Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O WO3 + 3H2 = W + 3H2O Активная форма работы вовлекая каждого в процесс отбора информации. Работа в парах. Работа в группе. Сбор и обработка информации, подготовка доклада. Слушают, делают записи в тетради 6 Закрепление учебного материала Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Стратегия «Опрос рикошетом». Перебрасывайте вопросы между учениками в классе, для того чтобы достигнуть повышения степени понимания темы и развить навыки рассуждения. Отвечают на вопросы 7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. П. 8, № 4,6 Записывают домашнее задание 8 Рефлексия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Самооценка индивидуальный лист В конце урока подводим итоги. Суммируем и получаем балл за урок. Если более 10 то оценка отличная за урок Заполняют листы самооценки
Автор(ы): Петрунин П. И.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docx