Шустов Вячеслав Александрович учитель химии МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Супонина Дмитрия Владимировича» Саракташский район Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Тема " Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями" является седьмой в изучении подгруппы азота. Цель урока: формирование знаний о круговороте азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями, способах получения, физических, химических свойствах и применении; продолжать формирование у учащихся представления о веществах и их использовании в жизни человека, развивать практические умения и навыки при работе с этими веществами, умения работать с книгой, записывать химические уравнения. Задачи: Образовательная: знакомство с основными видами удобрений, их составом, названиями, физическими и химическими свойствами, способами получения, распознавания, значением для растений; показать необходимость внесения минеральных удобрений с целью восстановления плодородия почвы и повышения урожайности; формировать умения оформлять результаты исследования, делать выводы; учить школьников использовать знания в быту. Развивающая: знакомство с основными видами удобрений, их составом, названиями, физическими и химическими свойствами, способами получения, распознавания, значением для растений;. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды; создание комфортности присутствия на уроке; воспитание эстетического отношения к предмету; воспитание отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющимися или приобретенными знаниями. Тип урока: усвоения новых знаний Планируемые результаты: Предметные: Рассмотреть нахождение азота и фосфора в природе, их биологическую роль, круговорот в природе. Метапредметные: Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации. Личностные: Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и проектор, карточки для работы у доски (приложение 1), презентация (приложение 2, 3), дополнительный материал к уроку (приложение 4, 5, 6, 7, 8). Содержание урока № Этапы урока Дидактическая задача Содержание Деятельность учителя (с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии) Деятельность учащихся (с указанием форм работы) 1 Организационный момент создать условия для быстрого включения учащихся в деловой ритм, воспитания интереса к предмету. Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися. Приветствуют учителя, настраиваются на работу 2 Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся) Обеспечить понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала. Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремился во все времена - получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или поле крупного агрохолдинга. Поскольку мы будем говорить о веществах, необходимых растению, вспомните: - Какие вещества входят в состав растений? - Какие органические вещества вам известны? - Какие неорганические вещества содержатся в организме растений? - Из каких элементов состоят все упомянутые вещества? -Какие же химические элементы наиболее часто встречаются в растениях? Учащиеся отвечают на вопросы 3 Мотивация учебной деятельности Обеспечить восприятие, осмысления и первичное запоминание изучаемого материала. Также в больших количествах в растениях содержатся сера, калий, кальций и магний. Эти девять химических элементов, которые нужны растению в больших количествах, называют макроэлементами. Такие элементы, как железо, марганец, медь, цинк, хром и некоторые другие, нужны растению в небольших количествах. Их называют микроэлементами. - Откуда растения получают необходимые им элементы? - Откуда в растение поступает углерод? - Откуда растение может брать кислород и водород? - Что является источником азота для растений? Учащиеся отвечают на вопросы 4 Изучение нового материала. Подвести учащихся к пониманию цели исследования; получить знания о составе и классификации минеральных удобрений Учащиеся читают доклады, анализируют схемы, изучают таблицы. 5 Закрепление изученного материала Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач. Предлагает решить задачи практического характера Учащиеся решают задачи. Делают записи в тетрадях 6 Формулирование выводов по результатам работы. Установить, усвоили ли или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы. Следит за работой класса и ответами учащихся При необходимости устраняет обнаруженные пробелы Выясняет число учащихся, правильно ответивших на вопросы Выставляет отметки в журнал 7 Подведение итогов урока, решение задач в новой ситуации. Предлагает ответить на вопросы теста. Осуществляют взаимопроверку в парах. Обсуждают результаты. 8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. Сообщает домашнее задание, разъясняет его выполнение Записывают домашнее задание 9 Рефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации, взаимодействия с учителем и учащимися. Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! Всем добра и успехов! " Учащиеся подводят итоги урока, высказывают мнение о том, что нового они узнали на уроке. Конспект урока Круговорот азота и фосфора в природе. Знакомство с минеральными удобрениями. «Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и близких. А если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте еще, и тогда придет успех» Д.И.Менделеев Ход урока І. Организационный этап. Приветствие, организация внимания учащихся, мотивация их деятельности, формулирование темы и задач урока в сотрудничестве с учащимися. Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и начать урок. Вы знакомы с Периодическим законом и Периодической системой химических элементов великого русского химика Д.И.Менделеева, открытие которых оценивается в мире как научный подвиг. А сегодня, на уроке вы познакомитесь еще с одним направлением деятельности великого ученого. ІІ. Актуализация знаний. Учитель. Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремился во все времена - получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или поле крупного агрохолдинга. «Мозговой штурм» (слайд 3, 4) Поскольку мы будем говорить о веществах, необходимых растению, вспомните: - Какие вещества входят в состав растений? (Ответ учащихся: Органические и неорганические вещества). - Какие органические вещества вам известны? (Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.) - Какие неорганические вещества содержатся в организме растений? (Вода и минеральные соли) - Из каких элементов состоят все упомянутые вещества? (В состав белков входят углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера; в состав жиров и углеводов — углерод, кислород, водород. Нуклеиновые кислоты состоят из углерода, кислорода, водорода, азота, фосфора. В составе воды есть кислород и водород. В растениях содержатся соли фосфорной и азотной кислот, они удерживают катионы калия, кальция, магния, железа, марганца, меди, цинка и многие другие.) -Какие же химические элементы наиболее часто встречаются в растениях? (Углерод, кислород, водород, азот, фосфор.) ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Учитель. Также в больших количествах в растениях содержатся сера, калий, кальций и магний. Эти девять химических элементов, которые нужны растению в больших количествах, называют макроэлементами. Такие элементы, как железо, марганец, медь, цинк, хром и некоторые другие, нужны растению в небольших количествах. Их называют микроэлементами. «Мозговой штурм»(Слайд 5, 6) - Откуда растения получают необходимые им элементы? (Из почвы и воздуха) - Откуда в растение поступает углерод? (Из углекислого газа воздуха, а также из почвенного углекислого газа.) - Откуда растение может брать кислород и водород? - Что является источником азота для растений? (Воздух. В нем четыре пятых части азота — больше, чем кислорода.) ІV. Изучение нового материала. «Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение» С. Бернар (Слайд 7) Учитель: Действительно, в воздухе много свободного азота, но растения не способны его усваивать. Это доказал наш соотечественник профессор П. С. Коссович. Многочисленными опытами он установил, что только бобовые растения, имеющие клубеньки с азотфиксирующими бактериями, способны усваивать азот воздуха. Все другие берут его из почвы. Из почвы вещества могут поступать в растение только в растворенном виде. Что из этого следует? (Значит, все необходимые химические элементы должны находиться в почвенном растворе). Между литосферой, гидросферой, атмосферой и живыми организмами Земли постоянно происходит обмен химическими элементами. Этот процесс имеет циклический характер: переместившись из одной сферы в другую, элементы вновь возвращаются в первоначальное состояние. Круговорот элементов имел место в течение всей истории Земли, насчитывающей 4,5 млрд. лет В результате некоторых природных явлений азот и фосфор переходят в доступную для растений форму. Выступления учащихся: 1. Круговорот азота в природе (приложение 2). 2. Круговорот фосфора в природе (приложение 3). Вывод: В природе устанавливается круговорот азота и фосфора, и растения получают достаточное количество их соединений. Но в результате деятельности человека этот круговорот нарушается. И вот незадача - чем лучше был урожай в этом году, тем беднее осталась после него земля и тем хуже урожай можно ожидать в следующем. Так как «истощалась» почва. В середине ХIХ в. немецкий химик Ю. Либих (Слайд 8) писал: «Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает само поле». Он доказывал, что химия может и должна помочь крестьянину вернуть его поле. - Как это можно осуществить? (Расход питательных веществ нужно восполнять, добавляя их в почву путем внесения удобрений). Конечно, вы опять правы. Сейчас это кажется совершенно понятным. Но в то время идея минерального питания Ю. Либиха считалась нелепой, вызывала смех. Как это возможно, чтобы какие- то порошки повысили плодородие почвы? Но многочисленные опыты Либиха и других ученых подтвердили справедливость теории минерального питания растений. Ю. Либих указывал, что если некоторые элементы содержатся в почве в избытке, то калий, фосфор и, как установили позднее, азот необходимо возвращать в почву. Итак, азотом, фосфором почва обедняется больше всего. Значит, именно эти химические элементы нужно вводить в почву в составе удобрений. Учитель. Попытайтесь сформулировать определение минеральных удобрений (Вещества, которые содержат азот, фосфор необходимые для питания растений) Вещества, содержащие три питательных элемента – азот, фосфор, калий – и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, называются минеральными удобрениями. Минеральные удобрения принято классифицировать по двум признакам: 1) по питательному элементу; 2) по числу питательных элементов. По первому признаку выделяют азотные, фосфорные, калийные удобрения, по второму – простые, содержащие один питательный элемент, и комплексные, содержащие два или три питательных элемента (схема слайд 9). Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные. Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой. Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ. Ученики записывают в тетради схему «Классификация минеральных удобрений». Существуют различные удобрения Таблица 1. Минеральные удобрения (приложение 4). Учащиеся знакомятся с таблицей (раздается на каждую парту) - Какие удобрения знаете вы? Какие используете на своем огороде? Учитель. А теперь узнаем, почему растениям необходимы питательные элементы N, Р, K и как они их получают. Выступление ученика (приложение 5). Учитель. Если мы видим, что растения отстают в росте, их листья приобретают грязно-зеленый цвет с фиолетовым оттенком, то мы делаем вывод о нехватке в почве фосфора. Выступление ученика (приложение 6).. Учитель. Получив данные о классификации минеральных удобрений, необходимо исследовать их состав и свойства, научиться распознавать образцы важнейших удобрений; выяснить, какое влияние оказывают минеральные удобрения на питание растений. Учитель. Теперь, когда мы вспомнили основные минеральные удобрения, давайте перейдем к таблице 2, в которой дана характеристика важнейших групп минеральных удобрений с точки зрения их питательной ценности и возможного вредного влияния на живые организмы. Перед каждым из вас лежит эта таблица. Изучим ее. Таблица 2. Биологическая роль важнейших удобрений (слайд 10) Изучив ее, легко прийти к выводу, что самый большой вред экологии и живым организмам наносят именно азотные удобрения. Выступление ученика (приложение 7). V. Закрепление изученного материала: Задание прикладного характера Задание №1 «Незадачливый фермер» (Слайд 11, 12) Поздней осенью, распахав землю, фермер решил, что называется убить двух зайцев сразу: известковать участки с кислой почвой и провести подкормку ее суперфосфатом (все-таки поверил, что без химии не обойтись). Однако весной оказалось, что желаемый эффект не был достигнут. Почему? (Ответ: Са(Н2РО4) 2+ 2Са(ОН) 2 = Са 3(РО4) 2 + 4Н2О) осадок Задание №2 «Опытный сосед» (Слайд 13, 14) Опытный сосед, пожалев молодого фермера, предложил ему исправить ошибку, внеся в почву хорошо растворимое удобрение, содержащее фосфор. Он позабыл его название, но принес аккуратную запись результатов анализа (%): азота – 12,2, водорода – 5,5, фосфора – 27,0, кислорода – 55,6. Что же это за вещество? Дано: Решение: W(N) = 12,2% Отношение элементов в веществе W(Н) = 5,5% N : Н : Р : О = W(Р) = 27,0% 12,2/14 : 5,5/1 : 27,0/31 : 55,6/16 = W(О) = 55,6% 0,87 : 5,5 : 0,87 : 3,47 = ______________ 1 : 6 : 1 : 4 Формула ? NН6 РО4 или NН4 Н2 РО4 Ответ: NН4 Н2 РО4 – дигидроортофосфат аммония Задание №3 «Химическое производство» (Слайд 15, 16). Сегодня химическая промышленность создает новые рецептуры удобрений с улучшенными качествами. Это – суперфосфат, аммофос, сильвинит и другие. Чтобы получить растворимый в почве суперфосфат, восстанавливают углем природный фосфат: Продукт реакции – двойной суперфосфат (Ca(H2PO4)2) так называется из-за процесса, который идет в две стадии, а также он содержит около 50% Р2О5, а простой содержит 20%. Составьте цепочку превращений от природного фосфата до двойного суперфосфата. Запишите уравнения реакций. Ответ : Ca3(PO4)2 P P2O5 H3PO4 Ca(H2PO4)2 1.Ca3(PO4)2 + 5C + 3 SiO2 = 2P + 5CO + 3 CaSiO3 2.4P + 5O2 = 2P2O5 3.P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 4.Ca3(PO4)2 + 4H3PO4 = 3Ca(H2PO4)2 VI. Формулирование выводов по результатам работы. Учитель: Менделеев опытным путем доказал, что даже при неблагоприятных условиях в средней полосе России можно грамотно и выгодно вести дело. И опыты Менделеева не пропали зря. Надо же такому случиться, что в тот год, когда проводил опыты Д.И. Менделеев, родился академик Дмитрий Николаевич Прянишников (1865-1948), химик, биохимик, физиолог растений и агроном широко известен как основоположник химизации отечественного хозяйства, внесший выдающийся вклад в создание и развитие российской промышленности минеральных удобрений VII. Подведение итогов урока, решение задач в новой ситуации. Задание: предлагаю ответить на вопросы теста «Минеральные удобрения», (Приложение 8). Осуществите взаимопроверку в парах. Обсудим результаты. VIII. Домашнее задание: Прочитать § 31, 32. IX. Рефлексия Учитель. Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше» А какими словами обычно заканчиваются русские сказки? Многие армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье-кому? Тому – кто понял». Я уверена, что сегодня с урока вы уходите с яблоками, хотя и виртуальным Спасибо за сотрудничество! Урок окончен! До свидания! Всем добра и успехов!
Автор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.pptxАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 2.pptАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 3.pptxАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 4-8.zip