Шустов Вячеслав Александрович учитель химии МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Супонина Дмитрия Владимировича» Саракташский район Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: Азотная кислота и ее соли. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Тема " Азотная кислота и ее соли" является пятой в изучении подгруппы азота. Цель урока: Повторить и закрепить знания об общих химических свойствах кислот; изучить строение молекулы азотной кислоты, физические и специфические химические свойства азотной кислоты – взаимодействие ее с металлами; познакомить учащихся с промышленным и лабораторным способами получения чистой азотной кислоты. Задачи: Образовательная: изучить свойства азотной кислоты и ее солей, повторить основные свойства кислот и закрепить характерные свойства солей азотной кислоты. Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды. Тип урока: усвоения новых знаний Планируемые результаты: Предметные: Уметь описывать физические свойства азотной кислоты, знать химические свойства азотной кислоты: взаимодействие ее с металлами, уметь составлять уравнения реакций с участием азотной кислоты; лабораторный и промышленный способы получения азотной кислоты. Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку. Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и мультимедийный проектор, презентация (приложение 2) Конспект урока I. Организационный момент II. Повторение. На прошлых уроках мы изучили некоторые соединения азота. Давайте вспомним их. (Это аммиак, соли аммония, оксиды азота.) - Какие оксиды азота являются кислотными? (Оксид азота (III) N2O3 – азотистый ангидрид и оксид азота (V) N2O5 – азотный ангидрид, ему соответствует азотная кислота HNO3.) - Каков качественный и количественный состав азотной кислоты? Учитель пишет на доске формулу азотной кислоты и ученики расставляют степени окисления. Молекула состоит из трех химических элементов: H, N, O – из одного атома водорода, одного атома азота и трех атомов кислорода. III. Физические свойства: Теперь переходим к изучению физических свойств азотной кислоты (Слайд 3). Учащиеся составляют краткое описание физических свойств азотной кислоты. - концентрированная азотная кислота HNO3(60 – 65 %) представляет собой - бесцветная жидкость, «дымящаяся на воздухе», с едким запахом. Концентрированная 100 % - ая HNO3 иногда окрашена в желтоватый цвет, т.к. она летучая и нестойкая, и при комнатной температуре разлагается с выделением оксида азота (IV) или «бурого» газа, именно поэтому ее хранят в бутылках из темного стекла. Учитель на доске пишет уравнение химической реакции разложения азотной кислоты: 4HNO3 →4NO2+2H2O+O2 Азотная кислота гигроскопична, смешивается с водой в любых отношениях. В водных растворах – сильный электролит, при температуре – 41,6 0С затвердевает. На практике применяется 65 % азотная кислота, она не дымит, в отличие от 100 % - ой. IV. Химические свойства Переходим к следующему этапу урока. Азотная кислота – сильный электролит. Следовательно, ей будут присущи все общие свойства кислот. С какими веществами реагируют кислоты? С индикаторами, с основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с солями более слабых и летучих кислот, с металлами. Перед вами общие свойства кислот. Включается мультимедийная установка. Учитель показывает общие химические свойства кислот (Слайд 4, 5). Переходим к специфическим химическим свойствам азотной кислоты. Следует отметить, что азотная кислота, и разбавленная, и концентрированная, при взаимодействии с металлами не выделяет водород, а может выделять различные соединения азота – от аммиака до оксида азота(IV). Включается мультимедийная установка. Учитель показывает слайд о возможных продуктах восстановления азотной кислоты (Слайд 6). Посмотрим на схему. У каждого на столах лежат схемы восстановления азотной кислоты (разбавленной и концентрированной) металлами (Слайд 7,8). На доске записывает уравнения реакций: На основе реакций можно сделать выводы: 1. Раствор азотной кислоты реагирует не только с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, но и с металлами, стоящими после водорода. 2. В реакции с разбавленной HNO3 окислителем металлов является не ион водорода H+, а ион NO3-, у которого окислительные свойства сильнее. 3. Концентрированная азотная кислота также реагирует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов правее водорода. Окислителем металлов в данном случае являются молекулы HNO3 за счет предельно окисленного атома азота . 4. В окислительно-восстановительных реакциях с металлами азотная кислота выступает как сильный окислитель за счет атомов . Поэтому водород не выделяется, продуктами реакции являются соединения азота с более низкой степенью окисления, чем +5, а также соль и вода. Пользуясь схемами восстановления концентрированной и разбавленной азотной кислоты металлами, а также учебником на стр. 127, перейдем к самостоятельной работе по вариантам (Слайд 9). Каждый выполняет свой вариант. Вам предложены карточки – задания. Время работы 5-7 минут. Включается мультимедийная установка. Учитель показывает правильные варианты ответов (Слайд 10, 11). Учащиеся проверяют правильность выполнения задания. IV. Получение азотной кислоты HNO3 В лаборатории азотную кислоту получают взаимодействием калийной или натриевой селитры с концентрированной серной кислотой при нагревании или без нагревания (Слайд 12, 13): В промышленности азотную кислоту получают каталитическим окислением аммиака, синтезированного из азота воздуха: Ученик показывает схему получения азотной кислоты (Слайд 14), а учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь. (Слайд 15) Соли азотной кислоты Me(NO3)n – нитраты «Нитраты» - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4 NO3 называются селитрами. 1) NaNO3 – чилийская селитра 2) KNO3 – индийская селитра 3) Ca(NO3)2 – норвежская селитра - Как вы считаете, почему их так назвали? (потому, что основные залежи минералов – именно в этих местах). Учитель: Однако, что касается нитрата аммония: NH4NO3= N2O + 2H2O (Слайд 16) Качественная реакция на нитрат - ион Предложите каким способом можно определить нитрат- ион в растворе? (учащиеся отмечают, что NO3- ион не образует нерастворимых соединений, реакцией обмена определить нельзя). Вспомните яркое, заметное соединение, которое выделяется из нитрат – иона. Учащиеся отмечают бурый газ NO2 . Проведение качественной реакции: В раствор нитрата добавить серную кислоту до кислой реакции и медь. Смесь слегка подогреть. Выделение бурого газа указывает на наличие нитрат- иона в растворе. NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3 4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Твердые нитраты можно распознать также по вспышке на раскаленном угольке щепоточки кристалликов соли. (демонстрация) Применение нитратов (сообщение ученика с презентацией) (Приложение 2). 1) Нитраты входят в состав горючих смесей. Нитрат калия входит в состав пороха в смеси с углем и серой. 2) Нитрат аммония используют как компонент твердого ракетного топлива. 3) Получение чистых благородных металлов. 4)Минеральные удобрения IV. Заключение На сегодняшнем уроке мы познакомились с составом и строением азотной кислоты. Повторили и закрепили общие свойства кислот на примере азотной кислоты, закрепили свои знания по теории ТЭД, теории строения атома и химической связи. Изучили специфические свойства азотной кислоты, а именно взаимодействие ее с металлами. Познакомились со способами получения азотной кислоты. Далее подводятся итоги, выставляются оценки. Учитель задает домашнее задание по учебнику, задачнику и конспекту. V. Домашнее задание: (Слайд 17) § 30, упр. на стр. 135 учебника; выучить конспект. VI. Рефлексия
Автор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 1.pptАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение 2.pptx