Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок № 36. Азотная кислота и ее соли

Текст урока

  • Конспект

     Шустов Вячеслав Александрович 
    учитель химии 
    МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная  
    школа имени Героя Советского Союза Супонина   
    Дмитрия Владимировича»
    Саракташский район
    
    Название предмета: Химия
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Азотная кислота и ее соли.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Тема " Азотная кислота и ее соли" является пятой в изучении подгруппы азота.
    Цель урока: Повторить и закрепить знания об общих химических свойствах кислот; изучить строение молекулы азотной кислоты, физические и специфические химические свойства азотной кислоты – взаимодействие ее с металлами; познакомить учащихся с промышленным и лабораторным способами получения чистой азотной кислоты.
    Задачи:
    Образовательная: изучить свойства азотной кислоты и ее солей, повторить основные свойства кислот и закрепить характерные свойства солей азотной кислоты.
    Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы. 
    Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости  привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды. 
    Тип урока: усвоения новых знаний
    Планируемые результаты: 
    Предметные: Уметь описывать физические свойства азотной кислоты, знать химические свойства азотной кислоты: взаимодействие ее с металлами, уметь составлять уравнения реакций с участием азотной кислоты; лабораторный и промышленный способы получения азотной кислоты.
    Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку.
    Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и мультимедийный проектор, презентация  (приложение 2)
    Конспект урока
    I. Организационный момент
    II.  Повторение.
    На прошлых уроках мы изучили некоторые соединения азота. Давайте вспомним их. (Это аммиак, соли аммония, оксиды азота.)
    - Какие оксиды азота являются кислотными?
    (Оксид азота (III) N2O3 – азотистый ангидрид и оксид азота (V) N2O5 – азотный ангидрид, ему соответствует азотная кислота HNO3.)
    - Каков качественный и количественный состав азотной кислоты?
    Учитель пишет на доске формулу азотной кислоты и ученики расставляют степени окисления. 
     Молекула состоит из трех химических элементов: H, N, O – из одного атома водорода, одного атома азота и трех атомов кислорода.
    
    III. Физические свойства:
    Теперь переходим к изучению физических свойств азотной кислоты (Слайд 3).
    Учащиеся составляют краткое описание физических свойств азотной кислоты.
    - концентрированная азотная кислота HNO3(60 – 65 %) представляет собой - бесцветная жидкость, «дымящаяся на воздухе», с едким запахом. Концентрированная 100 % - ая HNO3 иногда окрашена в желтоватый цвет, т.к. она летучая и нестойкая, и при комнатной температуре разлагается с выделением оксида азота (IV) или «бурого» газа, именно поэтому ее хранят в бутылках из темного стекла.
    Учитель на доске пишет уравнение химической реакции разложения азотной кислоты: 4HNO3 →4NO2+2H2O+O2
    Азотная кислота гигроскопична, смешивается с водой в любых отношениях. В водных растворах – сильный электролит, при температуре – 41,6 0С затвердевает. На практике применяется 65 % азотная кислота, она не дымит, в отличие от 100 % - ой.
    
    IV. Химические свойства
     Переходим к следующему этапу урока. Азотная кислота – сильный электролит. Следовательно, ей будут присущи все общие свойства кислот. С какими веществами реагируют кислоты?
     С индикаторами, с основными и амфотерными оксидами, с основаниями, с солями более слабых и летучих кислот, с металлами.
    Перед вами общие свойства кислот.
    Включается мультимедийная установка. Учитель показывает общие химические свойства кислот (Слайд 4, 5).
     Переходим к специфическим химическим свойствам азотной кислоты. Следует отметить, что азотная кислота, и разбавленная, и концентрированная, при взаимодействии с металлами не выделяет водород, а может выделять различные соединения азота – от аммиака до оксида азота(IV).
    Включается мультимедийная установка. Учитель показывает слайд о возможных продуктах восстановления азотной кислоты (Слайд 6).
     Посмотрим на схему. У каждого на столах лежат схемы восстановления азотной кислоты (разбавленной и концентрированной) металлами (Слайд 7,8).
     
    На доске записывает уравнения реакций:
    На основе реакций можно сделать выводы:
    1. Раствор азотной кислоты реагирует не только с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, но и с металлами, стоящими после водорода.
    2. В реакции с разбавленной HNO3 окислителем металлов является не ион водорода H+, а ион NO3-, у которого окислительные свойства сильнее.
    3. Концентрированная азотная кислота также реагирует с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов правее водорода. Окислителем металлов в данном случае являются молекулы HNO3 за счет предельно окисленного атома азота .
    4. В окислительно-восстановительных реакциях с металлами азотная кислота выступает как сильный окислитель за счет атомов . Поэтому водород не выделяется, продуктами реакции являются соединения азота с более низкой степенью окисления, чем +5, а также соль и вода.
    Пользуясь схемами восстановления концентрированной и разбавленной азотной кислоты металлами, а также учебником на стр. 127, перейдем к самостоятельной работе по вариантам (Слайд 9). Каждый выполняет свой вариант. Вам предложены карточки – задания. Время работы 5-7 минут.
    Включается мультимедийная установка. Учитель показывает правильные варианты ответов (Слайд 10, 11). Учащиеся проверяют правильность выполнения задания.
    IV. Получение азотной кислоты HNO3
    В лаборатории азотную кислоту получают взаимодействием калийной или натриевой селитры с концентрированной серной кислотой при нагревании или без нагревания (Слайд 12, 13):
    
    В промышленности азотную кислоту получают каталитическим окислением аммиака, синтезированного из азота воздуха:
    
    Ученик показывает схему получения азотной кислоты (Слайд 14), а учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.
    (Слайд 15) Соли азотной кислоты Me(NO3)n – нитраты
    «Нитраты» - в переводе с греч. означает “селитра”. КNO3, NaNO3, Са(NO3)2, NН4 NO3   называются селитрами. 
    1) NaNO3 – чилийская селитра
    2) KNO3 – индийская селитра
    3) Ca(NO3)2 – норвежская селитра
    - Как вы считаете, почему их так назвали? (потому, что основные залежи минералов – именно в этих местах).
    Учитель: Однако, что касается нитрата аммония: NH4NO3= N2O + 2H2O
    (Слайд 16) Качественная реакция на нитрат - ион
    Предложите каким способом можно определить нитрат- ион в растворе? (учащиеся отмечают, что NO3- ион не образует нерастворимых соединений, реакцией обмена определить нельзя). Вспомните яркое, заметное соединение, которое выделяется из нитрат – иона. 
    Учащиеся отмечают бурый газ NO2 .   
    Проведение качественной реакции:
    В раствор нитрата добавить серную кислоту до кислой реакции и медь. Смесь слегка подогреть. Выделение бурого газа указывает на наличие нитрат- иона в растворе.
    NaNO3 + H2SO4 = NaHSO4 + HNO3
    4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
    Твердые нитраты можно распознать также по вспышке на раскаленном угольке щепоточки кристалликов соли. (демонстрация)
    Применение нитратов (сообщение ученика с презентацией) (Приложение 2).
    1) Нитраты входят в состав горючих смесей. Нитрат калия входит в состав пороха в смеси с углем и серой.
    2) Нитрат аммония используют как компонент твердого ракетного топлива.
    3) Получение чистых благородных металлов.
    4)Минеральные удобрения		
    IV. Заключение
     На сегодняшнем уроке мы познакомились с составом и строением азотной кислоты. Повторили и закрепили общие свойства кислот на примере азотной кислоты, закрепили свои знания по теории ТЭД, теории строения атома и химической связи. Изучили специфические свойства азотной кислоты, а именно взаимодействие ее с металлами. Познакомились со способами получения азотной кислоты.
    Далее подводятся итоги, выставляются оценки. Учитель задает домашнее задание по учебнику, задачнику и конспекту.
    V. Домашнее задание:  (Слайд 17) § 30, упр. на стр. 135 учебника; выучить конспект.
    VI. Рефлексия  
     

    Автор(ы): Шустов В. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку