Шустов Вячеслав Александрович учитель химии МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Супонина Дмитрия Владимировича» Саракташский район Название предмета: Химия Класс: 9 УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012 Уровень обучения: базовый Тема урока: Оксиды азота Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Тема " Оксиды азота " является четвертой в изучении подгруппы азота. Цель урока: формирование знаний о оксидах азота, способах получения, физических, химических свойствах и применении оксидов азота. Задачи: Образовательная: изучить свойства оксидов азота, повторить классификацию и основные свойства оксидов, повторить основные свойства аммиака и закрепить характерные свойства солей аммония. Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды.создание комфортности присутствия на уроке,воспитание эстетического отношения к предмету,воспитание отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющимися или приобретенными знаниями. Тип урока: усвоения новых знаний Планируемые результаты: Предметные: Уметь описывать физические свойства оксидов азота, знать химические свойства оксидов азота, уметь составлять уравнения реакций с участием оксидов азота. Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку. Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и мультимедийный проектор, таблицы для заполнения (приложение 1), презентация (приложение 2) Конспект урока 1.Организационный момент. Приветствие учеников 2. Проверка знаний Фронтальная беседа (Слайд 1) 1.С каким химическим элементом и простым веществом вы сейчас знакомитесь? 2.Какие соединения этого элемента вы уже изучили? 3.С каким из этих соединений вы часто сталкиваетесь в жизни? 4.Для каких целей его используем и на каких свойствах этого вещества оно основано? 5. Какой концентрации раствор нашатырного спирта? Бывает ли раствор аммиака другой концентрации? 6.Решите задачу (Слайд 2): 1)Сколько воды необходимо добавить к 100г. 25% раствора аммиака, чтобы получить 10% раствор аммиака? 2)К 100г. 25% раствора аммиака добавили 400г. воды. Какова массовая доля аммиака во вновь полученном растворе? 3)Определите массу аммиака в 100г. 25% раствора аммиака. 7. (Слайд 3) В двух пробирках находятся соли необходимо узнать в какой из пробирок находится соль аммония? Как это сделать? 2.Мотивационный этап. Любуясь пейзажами родной природы, у нас улучшается настроение, мы радуемся жизни. И мы совсем не вспоминаем о том, что происхождению и продолжению жизни на планете мы обязаны одному из главных биогенных элементов – азоту. Ученые доказали, что ежегодно из атмосферы с дождевой водой в почву попадает около 7 кг азота на гектар. Но мы с вами знаем, что азот плохо растворяется в воде. В каком же виде азот попадает в почву из атмосферы? Ответ учеников: в виде растворенных оксидов азота, азотной кислоты и его солей. Учитель: Из каких химических элементов образуются оксиды азота? Ответ учеников: Из кислорода и азота – оксиды. Учитель: Правильно. Следовательно, как будет сформулирована тема нашего урока? Ответ учеников: «Оксиды азота» (Слайд 4: Тема урока: Оксиды азота). Учитель: Нам предстоит рассмотреть проблему получения оксидов азота. (Слайд 5: Проблемный вопрос) Как вы думаете, какие цели и задачи можно сформулировать по этой проблеме? О чем мы будем говорить? Что нам необходимо знать об этих веществах? (Слайд 6: Цели и задачи) Предполагаемые ответы учеников: Какие бывают оксиды азота, как они получаются? Где они применяются? Учитель: Вы уже много знаете об оксидах и их свойствах попробуйте выполнить следующие задания. Слайд 7 с заданием: 1) Третий лишний 1. N2O3 NO2 NH3 2. N2O NO N2O5 2)Игра крестики-нолики (Слайд 8 с заданием) Отметьте крестиком правильно составленные формулы оксидов азота Слайд с проверкой 3. Изучение нового материала (Слайд 10, 11). Азот образует оксиды, в которых проявляет степени окисления от +1 до +5: +1 +2 +3 +4 +5 N2O NO N2O3 NO2 N2O5 N2O – оксид азота(I) Несолеобразующие оксиды, т.к. не NO – оксид азота(II) взаимодействуют при обычных условиях с кислотами и щелочами с образованием солей. N2O3 – оксид азота(III) NO2 – окcид азота(IV) Кислотные оксиды N2O5 – азотный ангидрид Наиболее важные из тех 5 оксидов азота являются оксид азота-2 и оксид азота-4 Задание: Заполните таблицу «сравнительная характеристика оксидов азота». (Слайд 12) Признаки NO Mr(NO)= 30 NO2 Mr (NO2)= 46 1.Агрегатное состояние,температура плавления и кипения 2.Цвет 3.Токсичность для организма 4.Отношение к воде 5.Кислотно-основные свойства 6.Окислительно-восстановительные свойства 7.Особые свойства 8.Получение а) промышленности б) лаборатории 9. Применение Ответ (Слайд 17): Признаки NO Mr(NO)= 30 NO2 Mr (NO2)= 46 1.Агрегатное состояние,температура плавления и кипения газ tпл.= -1640С tкип.=-1520С газ tпл=-110C. tкип= +210C. 2.Цвет без цвета, без запаха бурый с резким запахом 3.Токсичность для организма токсичен очень ядовит 4.Отношение к воде малорастворим взаимодействует образует HNO3 и HNO2 5.Кислотно-основные свойства несолеобразующий кислотный 6.Окислительно-восстановительные свойства окислитель восстановитель сильный окислитель 7.Особые свойства Легко окисляется 2NO+O2=2NO2 реакция димеризации NO2 N2O4 8.Получение а) промышленности б) лаборатории Pt 4NH3 +5O2→4NO+6H2O 30000C N2+O → 2NO температура электрической дуги Cu+4HNO3 (конц.) → →Cu(NO3)2+2NO2+ 2Н2O 9. Применение замедление цепных реакций производство HNO3 4. Подведение итогов работы на уроке Оценки за урок. 5.Домашнее задание (слайд 18): п.29. Сообщение на тему «Очистка выхлопных газов автотранспорта». 6.Рефлексия. - Выполнили ли мы цели и задачи урока? - Что вы узнали о кислородных соединениях азота? - Какие вопросы показались вам трудными?
Автор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx