Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок № 35. Оксиды азота

Текст урока

  • Конспект

     Шустов Вячеслав Александрович 
    учитель химии 
    МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная  
    школа имени Героя Советского Союза Супонина   
    Дмитрия Владимировича»
    Саракташский район
    Название предмета: Химия 
    Класс: 9
    УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Оксиды азота
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Тема " Оксиды азота " является четвертой в изучении подгруппы азота.
    Цель урока: формирование знаний о оксидах азота, способах получения, физических, химических свойствах и применении оксидов азота.
    Задачи:
    Образовательная: изучить свойства оксидов азота, повторить классификацию и основные свойства оксидов, повторить основные свойства аммиака и закрепить характерные свойства солей аммония.
    Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы. 
    Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости  привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды.создание комфортности присутствия на уроке,воспитание эстетического отношения к предмету,воспитание отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющимися  или приобретенными знаниями.
    Тип урока: усвоения новых знаний
    Планируемые результаты: 
    Предметные: Уметь описывать физические свойства оксидов азота, знать химические свойства оксидов азота, уметь составлять уравнения реакций с участием оксидов азота.
    Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку.
    Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и мультимедийный проектор, таблицы для заполнения (приложение 1), презентация  (приложение 2)
    Конспект урока
    1.Организационный момент.
    Приветствие учеников
    2. Проверка знаний
    Фронтальная беседа  (Слайд 1)
    1.С каким химическим элементом и простым веществом вы сейчас знакомитесь?
    2.Какие соединения этого элемента вы уже изучили?
    3.С каким из этих соединений вы часто сталкиваетесь в жизни?
    4.Для каких целей его используем и на каких свойствах этого вещества оно основано?
    5. Какой концентрации раствор нашатырного спирта? Бывает ли раствор аммиака другой концентрации?
    6.Решите задачу (Слайд 2):
    1)Сколько воды необходимо добавить к 100г. 25% раствора аммиака, чтобы получить 10% раствор аммиака?
    2)К 100г. 25% раствора аммиака добавили 400г. воды. Какова массовая доля аммиака во вновь полученном растворе?
    3)Определите массу аммиака в 100г. 25% раствора аммиака.
    7. (Слайд 3) В двух пробирках находятся соли необходимо узнать в какой из пробирок находится соль аммония? Как это сделать?
    2.Мотивационный этап.
    Любуясь пейзажами родной природы, у нас улучшается настроение, мы радуемся жизни. И мы совсем не вспоминаем о том, что происхождению и продолжению жизни на планете мы обязаны одному из главных биогенных элементов – азоту.
    	Ученые доказали, что ежегодно из атмосферы с дождевой водой в почву попадает около 7 кг азота на гектар. Но мы с вами знаем, что азот плохо растворяется в воде. В каком же виде азот попадает в почву из атмосферы? 
    Ответ учеников: в виде растворенных оксидов азота, азотной кислоты и его солей. 
    Учитель: Из каких химических элементов образуются оксиды азота?
    Ответ учеников: Из кислорода и азота – оксиды.
    Учитель:  Правильно. Следовательно, как будет сформулирована тема нашего урока?
    Ответ учеников:  «Оксиды азота» 
    (Слайд 4: Тема урока: Оксиды азота). 
    Учитель: Нам предстоит рассмотреть проблему получения  оксидов азота.
    (Слайд 5: Проблемный вопрос)
    Как вы думаете, какие цели и задачи можно сформулировать по этой проблеме? О чем мы будем говорить? Что нам необходимо знать об этих веществах?
    (Слайд 6: Цели и задачи)
    Предполагаемые  ответы учеников: Какие бывают оксиды азота, как они получаются? Где они применяются? 
    
    Учитель: Вы уже много знаете об оксидах и их свойствах попробуйте выполнить следующие задания.
    Слайд 7 с заданием:
    1) Третий лишний
            1.    N2O3       NO2       NH3
            2.    N2O        NO         N2O5
    2)Игра крестики-нолики (Слайд 8 с заданием)
    Отметьте  крестиком правильно составленные формулы оксидов азота
    
    
    
    
    Слайд с проверкой
    3. Изучение нового материала  (Слайд 10, 11).
    Азот образует оксиды, в которых проявляет степени окисления от +1 до +5:  
    +1             +2              +3                 +4              +5
    N2O           NO            N2O3                NO2           N2O5 
    
     N2O – оксид азота(I)        Несолеобразующие оксиды, т.к. не                 
     NO – оксид азота(II)        взаимодействуют при обычных условиях с             
                                                кислотами и щелочами с образованием солей.           
    N2O3 – оксид азота(III)                     
    NO2 – окcид азота(IV)                Кислотные оксиды
    N2O5 – азотный ангидрид
    
    Наиболее важные из тех 5 оксидов азота являются оксид азота-2 и оксид азота-4
    Задание: Заполните таблицу «сравнительная характеристика оксидов азота».
    (Слайд 12)
    
    Признаки 
    NO 
    Mr(NO)= 30 
    NO2 
    Mr (NO2)= 46 
    1.Агрегатное состояние,температура плавления и кипения 
    
    
    2.Цвет 
    
    
    3.Токсичность для организма 
    
    
    4.Отношение к воде 
    
    
    5.Кислотно-основные свойства 
    
    
    6.Окислительно-восстановительные свойства 
    
    
    7.Особые свойства 
    
    
    8.Получение 
    а) промышленности 
    б) лаборатории 
    
    
    9. Применение 
    
    
    Ответ (Слайд 17):
    Признаки 
    NO 
    Mr(NO)= 30 
    NO2 
    Mr (NO2)= 46 
    1.Агрегатное состояние,температура плавления и кипения 
    газ 
    tпл.= -1640С 
    tкип.=-1520С 
    газ 
    tпл=-110C. 
    tкип= +210C. 
    2.Цвет 
    без цвета, без  запаха 
    бурый с резким запахом 
    3.Токсичность для организма 
    токсичен 
    очень ядовит 
    4.Отношение к воде 
    малорастворим 
    взаимодействует образует HNO3 и HNO2 
    5.Кислотно-основные свойства 
    несолеобразующий 
     кислотный 
    6.Окислительно-восстановительные свойства 
    окислитель 
    восстановитель 
     сильный 
     окислитель 
    7.Особые свойства 
    Легко окисляется 
    2NO+O2=2NO2 
    реакция димеризации 
    NO2            N2O4 
    8.Получение 
    а) промышленности 
    б) лаборатории 
                       Pt 
    4NH3 +5O2→4NO+6H2O                                                
                30000C 
    N2+O   →  2NO 
    температура электрической дуги 
    Cu+4HNO3 (конц.)   →       
     →Cu(NO3)2+2NO2+ 2Н2O 
    9. Применение 
    замедление цепных реакций 
    производство   HNO3 
    
    4. Подведение итогов работы на уроке
    Оценки за урок.
    
    5.Домашнее задание (слайд 18):  п.29. Сообщение на тему «Очистка выхлопных газов автотранспорта».
    6.Рефлексия. 
    - Выполнили ли мы цели и задачи урока?
    - Что вы узнали о кислородных соединениях азота? 
    - Какие вопросы показались вам трудными?
    
    
    
     

    Автор(ы): Шустов В. А.

    Скачать: Химия 9кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку