Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета – история
    Класс – 11
    УМК – Н.В. Загладин  «Всеобщая история. ХХ век» (М.: «Русское  слово».-  2011г.
    Уровень обучения – базовый
    Тема урока – «Ускорение научно-технического прогресса и становление 
    глобального информационного общества»
    Место урока в системе уроков по теме – первый урок шестого раздела «Ускорение НТП и становление глобального информационного общества»
    Цель урока – охарактеризовать основные направления научно-технического прогресса; проанализировать основные черты информационного общества; выявить причинно-следственные связи глобализации мировой экономики и определить ее последствия
    
    
    Основн понятия и термины: компьютер, клонированиечеловека,глобальныекомпьютерныесети,Интернет,промышленныероботы,трансплантация,информационноеобщество,информационнаяреволюция,индустрияпроизводствазнаний, системыавтоматическогопроектирования,технологияподготовкииуправленияпроизводством;
    рынокзнаний,технологии«двойногоназначения»,транснациональныекорпорации(ТНС),транснациональныебанки(ТНБ), международноеразделениетруда,транснационализацияструктурнаяперестройкаэкономики, «зоны упадка», интеграции, единые экономические пространства, конкурентное сотрудничество, энерго- и ресурсосберегающие технологии, защита информации.
    
    Задачи урока -  привлечь внимание учащихся к привычным сегодня вещам, появившимся только в XX веке, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для учащихся и пути их достижения (рассказ учителя, самостоятельная работа по учебнику, выступления учащихся).
    Техническое обеспечение урока – мультимедийная установка.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока –http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d71a615-cb2c-4765-be2a-93bcca1a0750/%5BIS11VI_1-01%5D_%5BGA_02%5D.html;
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd5e4a58-89f3-4127-a734-1330543ed403/%5BIS11VI_1-02%5D_%5BGA_01%5D.html.
    Содержание урока
    Ход урока
    План
    1. Технологии новой эпохи
    2. Информационное общество: основные черты
    3. Транснационализация мировой экономики и ее последствия
    I.Изучение нового материала
    I.Технологии новой эпохи
              Слово учителя –  Десятилетия, прошедшие после второй мировой войны, ознаменовались дальнейшим ускорением темпов научно-технического развития. Между двумя мировыми войнами период времени, требующийся для удвоения объема научных знаний, составлял около 24 лет, в 1945-1964гг. – 14 лет, к концу века для разных сфер знаний  он составлял не более 5-7 лет.
    
    Слушаем ранее подготовленные сообщения, сморим подготовленные презентации  и заполняем таблицу 
    Технологии новой эпохи
    Технологии
    Характеристика
    Значение, результат
    
    
    
    
    Тематика сообщений:
    1) Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
    2) Биохимия, генетика, медицина
    3) Электроника и робототехника
    . Выполняют задание (по выбору учащихся – индивидуально или в парах):
    Составьте:
    список из пяти научно-технических достижений, которые изменили мир в лучшую сторону;
    список из пяти научно-технических достижений, которые вы оцениваете негативно.
    II.Информационное общество: основные черты
    Слово учителя -В 1970-е гг. индустриальные страны вступили в этап развития, ведущий
    созданию нового типа общества, которого чаще всего определяют как информационное.
          Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу Маршаллу Маклюэну. По его мнению, в 1950-е г. началась информационная революция в формах передачи информации: печатное слово вытесняется электронными средствами ее распространения.
    В  начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.
         Работа  с фрагментами  исторических  документов  (§ 23,с.201):  из  книги  Джона  Нэсбитта  и  Патриции  Эбурдин  «Что нас ждет в  90-е гг.  Мегатенденции:  год 2000»  (1992  г.);   из  книги  Питера  Друкера  «Новые реальности  в  правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (М.,1994 г. С. 249-250).
    Вопросы  для  обсуждения:
    -В чем авторы  видят роль образования  в современном  обществе?
    -Какие  требования  предъявляет  научно-технический   прогресс к развитию сферы образования?
    -Какие  новые   возможности   открывает   информационное общество перед личностью?
    Итак -  общество,   где  главную   ценность   составляет   информация и знания, обладает огромным потенциалом развития.
    Почему?
    1)в сфере индустрии знаний отсутствуют кризисы производства;
    2) открываются возможности постоянного технологического  совершенствования.
    В конце ХХ в. складывается рынок знаний – запатентованной научно-технической  информации (ноу-хау).
         Производство знаний становится не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капитала.
        Вопросы  для  обсуждения:
    - Какие направления научных исследований оцениваются как опасные для человека?
    -Какое  значение  для  современного общества   имело  создание  компьютеров?	
    - Что такое рынок знаний (информации)? 
    - Почему производство знаний стало очень выгодной сферой вложения капитала?
    
    III. Транснационализация  мировой экономики и ее последствия
     Учитель объясняет аббревиатуры: ТНК -транснациональная   корпорация; 
    ТНБ -транснациональный   банк.
    Содержание  вопроса  излагается  тезисно  в объеме  § 24(с. 202-206).
    -Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов, роста значения ТНК и ТНБ в информационном обществе?
    3 а д а н и е. Сравнить ТНК и ТНБ с монополиями начала ХХ в. Установите различия между ними.
    Слово учителю -  комментирую  последствия  глобализации  мировой экономики.
    •	Переход  контроля  мировой  экономики   к  ТНК   и  ТНБ в 1980-е г. вызвал определенные перемены в ее развитии.
    Например, в мировой торговле  стали  преобладать  продажи не готовой продукции, а узлов и деталей, которыми  обменивались филиалы ТНК.
    •	Деятельность ТНК и ТНБ оказывала неоднозначное влияние на экономическое положение многих государств мира. США, Канада, государства Западной Европы и Австралия становятся центрами разработки научных знаний и производства высокотехнологичной  продукции.
    В этих странах активно развиваются и процветают:
    -военная и авиакосмическая промышленность;
    -электроника  и радиотехника;
    - фармакология;
    -производство медицинского оборудования, композиционных материалов;                                                     
    - разрабатываются нанотехнологии и т. д.
    Развивающие страны - в них перемещаются автомобиле­ и судостроение, металлургия.
         В результате проводимой политики в развитых странах Севера возникли «зоны упадка» - территории, где находились убыточные или прекратившие работу заводы и фабрики (например, американский город Детройт).
         В страны Юга (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия) перемещаются производства  по сборке автомобилей, бытовой техники,  компьютеров, по выплавке стали, алюминия и т. д.
    Проводимая политика стремительно ускоряет развитие мировой  экономики.  На  Севере   растет   производство   знаний. На Юге создаются рабочие места, возникают новые отрасли промышленности.
    Глобализация мировой экономики имеет и негативные последствия:
    •	ТНК не заботится о социальном положении рабочих и служащих в «зонах упадка».
    •	Борьба с безработицей  и бедностью ложится на правительство этих государств.
    •	В  слаборазвитых  государствах   ТНК  легко   добиваются от правительств согласия на строительство заводов,  фабрик без дорогостоящих очистных сооружений и сдачи в аренду  земель для складирования экологически опасных отходов.
    Вопросы для обсуждения:
    -Чем вызвано и в чем состоит суть структурной перемены экономики многих стран мира?
    -Как это связано с формированием новой системы международного разделения труда? Как ее развитие влияет на страны Севера и Юга?
    •	Социальные и этнические процессы в информационном обществе  
    Противоречия современного мира. Структура противоречий современного мира под влиянием транснационализации мировой экономики существенно изменилась.
    Во-первых, сложились противоречивые отношения между национальными государствами и транснациональным капиталом.
    Во-вторых, в интеграционных процессах, в  формировании единых пространств участвуют страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом.
    В-третьих, вступление группы стран в стадию информационного общества увеличивает неравномерность мирового развития в целом.
    
     Закрепление:  работа  с понятийным  аппаратом.
    Домашнее задание: § 22-24.
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx