Название предмета – история Класс – 11 УМК – Н.В. Загладин «Всеобщая история. ХХ век» (М.: «Русское слово».- 2011г. Уровень обучения – базовый Тема урока – «Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества» Место урока в системе уроков по теме – первый урок шестого раздела «Ускорение НТП и становление глобального информационного общества» Цель урока – охарактеризовать основные направления научно-технического прогресса; проанализировать основные черты информационного общества; выявить причинно-следственные связи глобализации мировой экономики и определить ее последствия Основн понятия и термины: компьютер, клонированиечеловека,глобальныекомпьютерныесети,Интернет,промышленныероботы,трансплантация,информационноеобщество,информационнаяреволюция,индустрияпроизводствазнаний, системыавтоматическогопроектирования,технологияподготовкииуправленияпроизводством; рынокзнаний,технологии«двойногоназначения»,транснациональныекорпорации(ТНС),транснациональныебанки(ТНБ), международноеразделениетруда,транснационализацияструктурнаяперестройкаэкономики, «зоны упадка», интеграции, единые экономические пространства, конкурентное сотрудничество, энерго- и ресурсосберегающие технологии, защита информации. Задачи урока - привлечь внимание учащихся к привычным сегодня вещам, появившимся только в XX веке, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для учащихся и пути их достижения (рассказ учителя, самостоятельная работа по учебнику, выступления учащихся). Техническое обеспечение урока – мультимедийная установка. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока –http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d71a615-cb2c-4765-be2a-93bcca1a0750/%5BIS11VI_1-01%5D_%5BGA_02%5D.html; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd5e4a58-89f3-4127-a734-1330543ed403/%5BIS11VI_1-02%5D_%5BGA_01%5D.html. Содержание урока Ход урока План 1. Технологии новой эпохи 2. Информационное общество: основные черты 3. Транснационализация мировой экономики и ее последствия I.Изучение нового материала I.Технологии новой эпохи Слово учителя – Десятилетия, прошедшие после второй мировой войны, ознаменовались дальнейшим ускорением темпов научно-технического развития. Между двумя мировыми войнами период времени, требующийся для удвоения объема научных знаний, составлял около 24 лет, в 1945-1964гг. – 14 лет, к концу века для разных сфер знаний он составлял не более 5-7 лет. Слушаем ранее подготовленные сообщения, сморим подготовленные презентации и заполняем таблицу Технологии новой эпохи Технологии Характеристика Значение, результат Тематика сообщений: 1) Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы 2) Биохимия, генетика, медицина 3) Электроника и робототехника . Выполняют задание (по выбору учащихся – индивидуально или в парах): Составьте: список из пяти научно-технических достижений, которые изменили мир в лучшую сторону; список из пяти научно-технических достижений, которые вы оцениваете негативно. II.Информационное общество: основные черты Слово учителя -В 1970-е гг. индустриальные страны вступили в этап развития, ведущий созданию нового типа общества, которого чаще всего определяют как информационное. Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу Маршаллу Маклюэну. По его мнению, в 1950-е г. началась информационная революция в формах передачи информации: печатное слово вытесняется электронными средствами ее распространения. В начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира. Работа с фрагментами исторических документов (§ 23,с.201): из книги Джона Нэсбитта и Патриции Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: год 2000» (1992 г.); из книги Питера Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (М.,1994 г. С. 249-250). Вопросы для обсуждения: -В чем авторы видят роль образования в современном обществе? -Какие требования предъявляет научно-технический прогресс к развитию сферы образования? -Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью? Итак - общество, где главную ценность составляет информация и знания, обладает огромным потенциалом развития. Почему? 1)в сфере индустрии знаний отсутствуют кризисы производства; 2) открываются возможности постоянного технологического совершенствования. В конце ХХ в. складывается рынок знаний – запатентованной научно-технической информации (ноу-хау). Производство знаний становится не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капитала. Вопросы для обсуждения: - Какие направления научных исследований оцениваются как опасные для человека? -Какое значение для современного общества имело создание компьютеров? - Что такое рынок знаний (информации)? - Почему производство знаний стало очень выгодной сферой вложения капитала? III. Транснационализация мировой экономики и ее последствия Учитель объясняет аббревиатуры: ТНК -транснациональная корпорация; ТНБ -транснациональный банк. Содержание вопроса излагается тезисно в объеме § 24(с. 202-206). -Чем объясняется необходимость высокого уровня концентрации капиталов и ресурсов, роста значения ТНК и ТНБ в информационном обществе? 3 а д а н и е. Сравнить ТНК и ТНБ с монополиями начала ХХ в. Установите различия между ними. Слово учителю - комментирую последствия глобализации мировой экономики. • Переход контроля мировой экономики к ТНК и ТНБ в 1980-е г. вызвал определенные перемены в ее развитии. Например, в мировой торговле стали преобладать продажи не готовой продукции, а узлов и деталей, которыми обменивались филиалы ТНК. • Деятельность ТНК и ТНБ оказывала неоднозначное влияние на экономическое положение многих государств мира. США, Канада, государства Западной Европы и Австралия становятся центрами разработки научных знаний и производства высокотехнологичной продукции. В этих странах активно развиваются и процветают: -военная и авиакосмическая промышленность; -электроника и радиотехника; - фармакология; -производство медицинского оборудования, композиционных материалов; - разрабатываются нанотехнологии и т. д. Развивающие страны - в них перемещаются автомобиле и судостроение, металлургия. В результате проводимой политики в развитых странах Севера возникли «зоны упадка» - территории, где находились убыточные или прекратившие работу заводы и фабрики (например, американский город Детройт). В страны Юга (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия) перемещаются производства по сборке автомобилей, бытовой техники, компьютеров, по выплавке стали, алюминия и т. д. Проводимая политика стремительно ускоряет развитие мировой экономики. На Севере растет производство знаний. На Юге создаются рабочие места, возникают новые отрасли промышленности. Глобализация мировой экономики имеет и негативные последствия: • ТНК не заботится о социальном положении рабочих и служащих в «зонах упадка». • Борьба с безработицей и бедностью ложится на правительство этих государств. • В слаборазвитых государствах ТНК легко добиваются от правительств согласия на строительство заводов, фабрик без дорогостоящих очистных сооружений и сдачи в аренду земель для складирования экологически опасных отходов. Вопросы для обсуждения: -Чем вызвано и в чем состоит суть структурной перемены экономики многих стран мира? -Как это связано с формированием новой системы международного разделения труда? Как ее развитие влияет на страны Севера и Юга? • Социальные и этнические процессы в информационном обществе Противоречия современного мира. Структура противоречий современного мира под влиянием транснационализации мировой экономики существенно изменилась. Во-первых, сложились противоречивые отношения между национальными государствами и транснациональным капиталом. Во-вторых, в интеграционных процессах, в формировании единых пространств участвуют страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом. В-третьих, вступление группы стран в стадию информационного общества увеличивает неравномерность мирового развития в целом. Закрепление: работа с понятийным аппаратом. Домашнее задание: § 22-24.
Автор(ы):
Скачать: История 11кл - Конспект.docx