Название предмета – история Класс – 11 УМК – Н.В. Загладин «Всеобщая история. ХХ век»(М.: «Русское слово».- 2007г. Уровень обучения – базовый Тема урока – Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира Место урока в системе уроков по теме – третий урок раздела «Человечество на рубеже Новой эры» Цель урока - охарактеризовать предпосылки «холодной войны»; проанализировать и обсудить геополитические, идеологические и субъективные факторы ее начала; сравнить политику США и СССР в Европе и Азии; объяснить характер международных отношений в конце 1940-1970-х гг. Планируемые результаты - учащиеся должны знать: предпосылки «холодной войны», первые военно-политические конфликты, результаты «холодной войны»; должны уметь: анализировать исторические документы Техническое обеспечение урока – мультимедийная установка Основные понятия и термины : образ врага, Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организация Североатлантического договора (НАТО), «план Маршалла», фултонская речь, доктрина Трумэна, германский вопрос, Организация Варшавского Договора (ОВД), локальный конфликт , освобожденные районы, маккартизм . Основные даты исобытия: Декабрь, 1945 г. - конфликт по вопросу об Иране. Февраль, 1946 г. - «длинная телеграмма » Дж. Кенмана. Март, 1946 г. - речь У . Черчилля в Фултоне. Март, 1947 г. - помощь США Греции; «доктрина Трумэна». 1948-1952 гг. - реализация «плана Маршалла». 1948 г. -денежная реформа в Западной Германии. Январь, 1949 г. - создание СЭВ. 4 апреля 1949 г. -договор о создании НАТО. 1949 г. - образование ФРГ и ГДР. 1949 г. - испытание в СССР ядерной бомбы. 1949 г. - победа коммунистов в гражданской войне в Китае. 1951 г. - конференция в Сан-Франциско по вопросу мирного договора с Японией. 1955 г. - вступление ФРГ в НАТО, создание ОВД. Исторические персоналии: И. Сталин, Г. Трумэн,У. Черчилль, Д. Маршалл, Н.С. Хрущев, Ф. Кастро, Д. Эйзенхауэр, Чан Кайши. Содержание урока Ход урока План урока 1.Истоки и причины «холодной войны» 2. «План Маршала» и раскол Европы 3. Военное соперничество СССР и США 4. Берлинский кризис 1948г. И его последствия 5. Война в Корее, 1950-1953гг. 6. Карибский кризис 1962г. И его значение Мотивация. Учитель дает историческую справку: «Холодная война» означала противоборство военно-политических блоков, возглавляемых СССР и США. Обе страны претендовали на лидирующую роль в мире. Они использовали для ослабления друг друга такие средства, как экономическая блокада, политическая пропаганда, гонка вооружений, локальные конфликты. При этом каждый стремился избежать прямого военного столкновения с противником. В настоящее время с продвижением НАТО на Восток и экономических санкций против России со стороны США и стран Запада в связи с присоединением Крыма к России «холодная война» продолжается. Постановка цели урока. Учитель формулирую тему урока и спрашиваю: Исходя из того, что каждое историческое событие имеет причину, ход и итоги определите самостоятельно цель данного урока Объяснение учителя. Первая сила США -60% мирового промышленного производства, 80% мирового золотого запаса после Второй мировой войны Вторая сила СССР – контроль над странами Центральной и Восточной Европы. По ходу объяснения учитель предлагает открыть учебник на странице 236-237 и выписать в тетрадь предпосылки «холодной войны. Учитель при объяснении материала использует слайды презентации №1- №6 Учитель раскрывает вопрос с помощью таблицы Начало «холодной войны» и создание военно-политических блоков Дата Действия СССР Действия стран Запада 1945, осень Обвинение по адресу СССР в навязывании Болгарии и Румынии коммунистических правительств. СССР обвиняется в нарушении соглашений по Ирану 1945,декабрь Создание на занятой войсками СССР территории Ирана автономий – Курдской и Азербайджанской. 1946, февраль «Длинная телеграмма» посла США о невозможности сотрудничать с СССР 1946, март Речь У.Черчилля в Фултоне. Приложение №1 1946, осень СССР требует от Турции разрешение на размещение его войск в районе проливов. Начало восстания коммунистов на севере Греции. 1947, март Провозглашение «доктрины Трумэна» 1947г. Отказ СССР и стран Восточной Европы от участия в «плане Маршала» Создание Коминформбюро. 1948г. Блокада Западного Берлина и Берлинский кризис. Заключение двусторонних договоров о помощи СССР и стран Восточной Европы Валютная реформа в Западной Германии и Западном Берлине. Создание Западного Союза. 1949г. Создание СЭВ Создание НАТО 1955г. Оформление ОВД Принятие ФРГ в НАТО Задание 4 на странице 243 учебника. Заполнить таблицу «Формирование системы союзов в мире 1940-1960 годы». Сформулируйте вывод о значении формировании союзов. Первоначально события и конфликт «холодной войны» происходили в географически ограниченных районах мира, преимущественно по периметру границ СССР. Распад колониальных империй предопределился тем, что колониализм изжил себя. В новых условиях, когда обстоятельства уважения гражданских прав и базовых свобод человека были закреплены в международно-правовых нормах, удержание колоний силой было затруднено . Крушение колониализма оказало значительное влияние на ход «холодной войны». В свою очередь, условие «холодная война» создало общий фон развития стран, освобождающихся от колониальной зависимости. Колониальные державы (Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Португалия) были союзниками США. США, учитывая непопулярность колониальных войн, избегали вмешательства в конфликты между колониями и метрополиями , не выступая в то же время с однозначным осуждением колониализма. Двойственность политики США обеспечила СССР политическое влияние на партии, движения, ведущие борьбу против колониализма. Например, в 1956 г. в ответ на национализацию компании Суэцкого канала крупнейшие акционеры компании - Англия и Франция, при поддержке Израиля, начали войну против Египта. США в этом конфликте заняли нейтралитет, а СССР заявил о своей готовности сокрушить агрессоров ядерным оружием, если война против Египта не будет прекращена. Жесткая позиция СССР не только вынудила агрессоров отступить, но и обеспечила ему огромный авторитет в арабских странах. Советское руководство с готовностью заключало договорыо дружбе и сотрудничестве со странами, освободившимися от колониальной зависимости, предоставляло им военную и экономическую помощь. Со своей стороны США и их союзники активизировали попытки подорвать влияние лидеров, ориентирующихся на СССР, заменить их собственными ставленниками. Обращаю внимание учащихсяна то, что на бывшие колониальные и зависимые страны их вовлечение в орбиту «холодной войны» оказало неоднозначное влияние. 1. В тех ситуация, когда территории тех или иных государств становились ареной вооруженного противостояния между сторонниками просоветского и прозападного курса страдало местное население , разрушались центры промышленности, которые оставались с доколониальных времен. 2.Лидеры освободившихся государств проводили гибкую политику , избегая конфликта с СССР и США, маневрируя между сверхдержавами . Им удавалось на льготных условиях получать кредиты и военно-техническую помощь, успешно решать задачи модернизации. Наиболее гибкие и дальновидные лидеры стран Азии , Африки и Латинской Америки умело использовали противоречия между сверхдержавами . В итоге этот курс воплотился в принципе политики неприсоединения. к которому в 1970-1980-е гг. оказалось привлечено большинство освободившихся стран .Когда в 1950-е г. в Индии были сформированы идеи неприсоединения , их резко критиковали и в СССР, и в США. США объясняли свою враждебность к правительствам стран«третьего мира», союзникам СССР тем, что теми нарушаются гражданские права и свободы . Позиция руководства США могла бы восприниматься как убедительная , если бы не поддержка Вашингтоном тех коррумпированных диктаторских режимов (в Южной Корее, Южном Вьетнаме) , которые искали опорув политике США. Бескорыстный характер поддержки СССР дружественных ему режимов мог вызвать только уважение, если не учитывать мотивы оказания этой помощи и последствия ее принятия. СССР, в отличие от стран Запада, не стремился устанавливать контроль над, рынками и ресурсами «третьего мира», так как не нуждался ни в том ни в другом. Его милитаризованная экономика с трудом справлялась с удовлетворением потребностей советского населения в товарах первой необходимости . Вывоз за рубеж любой продукции, кроме оружия и боеприпасов, означал рост ее дефицита внутри страны. Собственных сырьевых ресурсов у СССР было достаточно. Лидеров СССР устраивало положение, при котором страны,провозгласившие себя сторонниками социализма, становились базами развития революционного, повстанческого движения в приграничных государствах. Рынки и ресурсы бывших колониальных и зависимых стран,ставших союзниками СССР, оказывались недоступными длястран Запада . Проблема о том , в какой степени рост числа стран, ориентирующихся на СССР, содействовал укреплению его позиций в «холодной войне», носит спорный характер. США и их союзники болезненно реагировали на укреплениевлияния СССР на Ближнем и Среднем Востоке, где находились важные для 11их запасы нефти, на изменение положения в странах, которые по разным причинам считались важными в геополитическом отношении. Раздражение США после выбора руководством Кубы курса на союз с СССР вызвало укрепление советского влияния в Латинской Америке. Рост числа стран, ориентирующихся на союз с СССР, не ослаблял военно-экономического потенциала США и их союзников. Выбиравшие социалистическую ориентацию развития, бывшие колониальные и зависимые страны лишали себя доступа к источникам инвестиций, передовых технологий, исключали участие в товарообороте на Мировом рынке. Задания: 1.Сравните политику СССР и США в странах Европы и Азии. 2.Охарактеризуйте конфликты между СССР и США, связанные с борьбой за влияние на политику освободившихся стран. Предлагает разделиться на три подгруппы. Задание подгруппе №1: прочитать текст учебника стр. 245-246 и определить причины войны в Кореи. Задание подгруппе №2: прочитать текст учебника стр. 248 и документ на стр. 249, определить причины Карибского кризиса его итоги. Задание подгруппе №3: прочитать текст учебника стр. 244 и определить причины Берлинского кризиса 1948-1949 гг., его итоги. Оформляется таблица «Крупнейшие локальные конфликты в «холодной войне» Годы Место Участники Итоги конфликта 1950-1953 Корейский полуостров Северная Корея, Китай, СССР/Южная Корея, США и их союзники Раздел Кореи по 38 параллели на Северную и Южную 1950-1954 Индокитай Северный Вьетнам, Китай, СССР/Южный Вьетнам, Франция, США Раздел Вьетнама по 17 параллели на Северный и Южный 1956 Ближний Восток Англия, Франция, Израиль/Египет, СССР Провал агрессии против Египта. 1962 Карибский кризис Куба, СССР, США Вывод ракет СССР с Кубы, обязательство США уважение ее авторитета 1964-1975 Индокитай Северный Вьетнам, СССР, Китай/Южный Вьетнам, США и их союзники Объединение Северного и Южного Вьетнама Арабо-израильские вооружённые конфликты – 1948г., 1956г., 1967г., 1973г. Учитель задает проблемный вопрос, используя знания по истории России и всеобщей истории скажите: К чему приведет «холодная война»? Задание: 1. Дайте определение понятию «локальный конфликт» (см. § 31, стр.246) Почему они были крайне опасны для международной безопасности? 2. Охарактеризуйте международные отношения конца 194—х по 1970-е гг. Политика мирного сосуществования страница 246-248 учебника. Закрепление изученного материала. Раздаточный материал – таблица даты событий и начала «холодной войны» Событие Дата Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки Речь У.Черчилля в Фултоне Образование НАТО План Маршала Образование ОВД Доктрина Трумэна Корейская война Первое испытание атомной бомбы СССР Домашнее задание: § 30, 31
Автор(ы):
Скачать: История 11кл - Конспект.docxИсторический документ Из речи У. Черчилля в Фултоне (5 марта 1946 г.) От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. <…> Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех этих восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящих их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства превалируют почти во всех этих странах и до настоящего времени <…> в них не существует никакой подлинной демократии. Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены претензиями, которые осуществляет Московское правительство <…> Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Из интервью корреспонденту газеты «Правда» И.В. Сталина относительно речи У. Черчилля (14 марта 1946 г.): По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны <…> Возможно, что кое-где склонны предать забвению <…> колоссальные жертвы советского народа, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? <…> Рост влияния коммунистов нельзя считать случайным. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма коммунисты оказались надежными, смелыми борцами против фашистского режима, за свободу народов <…> Я не знаю, удастся ли г-ну Черчиллю и его друзьям организовать после Второй мировой войны новый военный поход против «Восточной Европы». Но если им это удастся, что мало вероятно, ибо миллионы простых людей стоят на страже дела мира, то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.
Автор(ы):
Скачать: История 11кл - Приложение 1.docxАвтор(ы):
Скачать: История 11кл - Презентация к уроку.ppt