Название предмета история Класс 11 УМК (название учебника, автор, год издания) Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый Тема урока Интеграция в западной Европе и Северной Америке Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час Место урока в системе уроков по теме: Мировое развитие во второй половине XX – начале XXI века. Цель урока: проанализировать интеграционные процессы в Западной Европе во второй половине ХХ века. Задачи урока: - обучить важнейшим элементам геополитического анализа, обобщения и сравнения на основе примеров интеграционных процессов в Западной Европе во второй половине ХХ века; - развить представления обучающихся о системе международной политики и дипломатии, интеграционных процессах, путях создания международных организаций; - воспитать чувство толерантности в отношении стран-участниц интегративных процессов, чувство уважения к истории своей страны, ищущей пути интеграции в международном сообществе. Планируемые результат: Техническое обеспечение урок: презентация, мультимедийная установка Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) учебник, карты, таблицы для заполнения, схемы «Причины, ступени и итоги интеграции развитых стран Западной Европы», «Интеграция в Северной Америке». Содержание урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний по теме «Страны Запада на рубеже XX-XXI веков». Устный опрос. Развернутый ответ. 1. Этапы развития социал-демократии их характеристика. 2. Социально ориентированный неоконсерватизм в США. 3. Значение новых массовых движений. Учитель: Перед изучением новой темы давайте, уточним, ранее изученные понятия, которые помогут лучше понять причины интеграционных процессов: 1. Назовите страны-победительницы во Второй Мировой войне.(США, СССР, Англия Франция) 2. На какие два противоборствующих лагеря раскололся мир после II Мировой войны? 3. В чем заключается основная идея плана Маршалла? Приведите мнения историографов по внедрению данного плана на территории Западной Европы. 4. Что означает термин социально - ориентированная экономика? Каковы ее особенности? 5. Что значит принцип равных стартовых возможностей? III. Сообщение темы и цели урока. IV. Изучение нового материала. План. 1. Процессы интеграции в Западной Европе и Северной Америке. 2. Достижения и противоречия европейской интеграции. 3. Создание Европейского союза. 1. Учитель. Вторая половина XX века стала временем активного развития интеграции между передовыми странами Запада. Давайте вспомним, что означает термин «интеграция». ( Интеграция—процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более государств, высокая форма интернационализации хозяйственной жизни, ведущая к формирования единого хозяйственного комплекса.) Назовите причины, которые способствовали интеграции в Европе (обоснуйте свой ответ) 1. Поиски путей к ослаблению напряженности, путей безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе; 2. Энергетические и сырьевые кризисы 70-80-х годов; 3. Необходимость политической обороны, восстановление экологического баланса, проведения преобразований в социальной политике, культуре, здравоохранении и экономической интеграции (промышленность и торговля). С этапами интеграции в Западной Европе мы с вами знакомились в 9 классе. Я предлагаю вам самостоятельно поработать в таблице и выполнить задание. У вас заполнена часть таблицы, которая вам уже известна. Используя материал учебника заполнить пустые столбцы таблицы самостоятельно. Интеграционные процессы в Европе и США 1. Заполните таблицу «Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе и США» Дата Договор, соглашение Страны-участники Примечание 1947 Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)- Всемирная торговая организация (ВТО) 1948 1960 Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) – Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 1949 Совет Европы 1951 Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) 1957 Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) Европейское сообщество по атомной энергетике (ЕврАтом) 1960 1991 Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) Единое европейское экономическое пространство 1992 Европейский Союз (Маастрихтское соглашение) 2004 2007 Страны, вступившие в Евросоюз Расширение Евросоюза 1988 1992 Соглашение о создании зоны свободной торговли Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) Работа по таблице. - Что лежало в основе интеграционных процессов? - Сопоставьте таблицы и схемы, сделайте анализ. 2. Учитель. Сближение стран Европы принесло им значительные выгоды. Компании и фирмы государств ЕЭС повышали свою прибыль за счет модернизации производства и выделенных квот. Была решена проблема занятости за счет перемещения рабочей силы в более богатые страны. Наиболее отсталым регионам оказывалась помощь в рамках общеевропейских программ развития. Не все страны присоединились к европейской интеграции. Норвегия по итогам референдума 1972, 1994 гг. отказалась стать членом «единой Европы». Отказалась вступить Швейцария. В 1995 году вступившая в Евросоюз Швеция испытала значительные экономические трудности. Под влиянием интеграции сложилась единая модель экономической политики, общая для всех евроатлантических стран. Сложно было государства, которые не соответствовали уровню развитых стран. Экономические, политические, социальные вопросы решались на отдельными государствами, а всем союзом. 3. Задание. Составьте кластер «Развитие интеграционных процессов в Европе» Работа по карте. Найдите страны, которые присоединились к Евросоюзу в 2004 году. ( Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония). Когда было последнее расширение Евросоюза и какие государства присоединились? (2007 год. Болгария, Румыния). Какие государства планируют присоединиться к Евросоюзу? Учитель. Расширение ЕС за счет мене развитых государств привело к большим трудностям. Необходимость направить значительную помощь из бюджета ЕС на поддержку новых, экономически слабых участников интеграции вызвала тревогу у западноевропейцев. Они опасались падения уровня жизни и наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы. Возросшее влияние «евроскептиков» сказалось на итогах принятия в 2005 году Конституции Единой Европы. На сегодняшний день она не принята. Хочется обратить внимание на данную ситуацию, потому что на сегодняшний день запущен процесс выхода государств из Европейского союза. Возникает вопрос актуальности данного документа. Вывод: между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО, уже заключены соглашения о предотвращении «торговых воин» и правилах торговли. Не исключено, что в ближайшее время будет создана Североатлантическая зона свободной торговли. V. Закрепление изученного материала. Вопросы: 1. В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов? 2. Работа с документом. - Проанализируйте выдержку из Договора о создании ЕЭС, выявите главные цели создания ЕЭС, основные средства их достижения, определенные в Договоре. - Какие конкретные меры были запланированы для достижения поставленных целей? - Какие сферы развития участвующих стран они затрагивали? - Почему названные в документе меры могли быть выгодны всем объединяющимся в общий рынок странам? VI. Итог урока. Выставление оценок. VII. Домашнее задание: §34, материал таблиц, вопросы после параграфа. Приложение 1 «Основные этапы интеграционных процессов в Западной Европе и США» Дата Договор, соглашение Страны-участники Примечание 1947 Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) Всемирная торговая организация (ВТО) 1948 1960 Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 1949 Совет Европы 1951 Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) 1957 Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) Европейское сообщество по атомной энергии (ЕврАтом) 1960 1991 Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) Единое европейское экономическое пространство 1992 Европейский Союз (Маастрихтское соглашение) 2004 2007 Страны, вступившие в Евросоюз Расширение Евросоюза 1988 1992 Соглашение о создании зоны свободной торговли Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) ГОД ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 1947 ГАТТ - ВТО СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЗА СЧЕТ ВЗАИМНОГО СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВ НА ИМПОРТНУЮ ПРОДУКЦИЮ, ИСКЛЮЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ВОЙН. 1948 ОЕЭС - ОЭСР ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ 1949 СОВЕТ ЕВРОПЫ СОДЕЙСТВИЕ СОГЛАСОВАНИЮ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ, ПРАВОВОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ СФЕРАХ 1951 ЕОУС СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА УГОЛЬНОЙ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1957 ЕЭС - ЕС И ЕВРАТОМ СОЗДАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА, ПРИНЦИПА СВОБОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ, КАПИТАЛОВ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ – УНИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1991 ЕЭС СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 1991 МЕРКАСУР ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 1992 НАФТА СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Автор(ы): Гладкова М. Н.
Скачать: История 11кл - Конспект.docx