Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Державное соперничество и Первая мировая война (Шармуринова С.С.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Информационная карта автора методической разработки
                   Шармуринова Сания Султанбековна
    
    
    
    Населённый пункт
    Оренбургский район. п. Чебеньки
    Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом)
    МБОУ «Чебеньковская средняя общеобразовательная школа».
    Адрес школьного сайта в Интернете
    
    Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке)
    Учитель истории и обществознания
    Адрес личного Интернет-ресурса
    
    Рабочий адрес с индексом
    Оренбургская область. Оренбургский район. п. Чебеньки. ул. Школьная 7.
    Домашний адрес с индексом
    Оренбургская область. Оренбургский район. п. Чебеньки. ул. Гагарина 21. кв.1
    Рабочий телефон с междугородним кодом
    
    Домашний телефон с междугородним кодом
    89877929531
    Мобильный телефон с междугородним кодом
    89877929531
    Факс с междугородним кодом
    
    Рабочая электронная почта
    
    Личная электронная почта
    Sharmurinova@mail.ru
    Педагогическое кредо 
    
    Даю согласие на обработку персональных данных и использование представленных материалов в целях развития образования с возможностью редакторской обработки.
    Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: 
         _____________________                                       (   Шармуринова С. С.  )                                                                             
             подпись                                                                     Ф.И.О. участника
           « 14 » октября  2016 г. 
    Название предмета: история.                
    Класс: 11
    УМК: Загладин Н. В. Всеобщая история XX век. Издательства «Русское слово».
    Тема:  «Державное соперничество и Первая мировая война».
    Тип урока: комбинированный.
    Цель урока: раскрыть причины Первой мировой войны, выяснить цели воюющих государств и объяснить несправедливый характер войны, обрекшей народы на страдания. 
    Задачи:
    Развивающая - необходимо научить учащихся делать выводы по теме, вырабатывать собственное мнение, ориентироваться по карте-схеме, научить работать с документацией, анализировать полученные сведения.
    Образовательная - способствовать усвоению знаний по социально-политическим последствиям  войны.
    Воспитательная - выработать негативное отношение к войне, как основной причине социально-экономических потрясений. Заложить основы гражданской позиции к данному явлению. Способствовать умению работать в коллективе.
    
    Ход урока:
    1. Орг. момент.  Вступительное слово учителя (2 мин.)  :  Война между двумя противостоящими блоками Антантой и Тройственным союзом, в которую оказались вовлечены 38 государств и  продолжавшаяся   с 1914 по 1918 г. вошла в историю как Первая мировая война. ( слайд.1,2.) Что же послужило причиной такого масштабного конфликта?  Попытаемся найти ответ на этот вопрос, обратившись к историческим документам.
    2. Работа по группам с фрагментами исторических документов. (7 мин.)
    (класс делится на 4  группы). Задание для учащихся выделить из текста документов причины начала Первой мировой войны. Продолжить список. ( слайд 3.)
    1 группа.В начале ХХ в. в ходе борьбы за сферы влияния, источники сырья, рынки быта и мировое господство крайнего обострения достигли отношения между ведущими империалистическими державами. Наибольшего накала достигли взаимоотношения между Германией и Великобританией. К 1914 г. площадь колониальных владений Германии составляла 2,9 млн. кв. км, Великобритании – 33,5 млн. кв.км, Франции – 10,6 млн. кв.км. Молодые капиталистические станы развивались куда более стремительными темпами. Однако они находились в состоянии стойкой изоляции или замыкались в узких региональных рамках, которые с каждым годом становились для них все теснее. Возникла диспропорция между промышленным потенциалом и возможностями вывоза товаров и капиталов  в Африку, Азию, Полинезию, Австралию. Молодые капиталистические страны не могли смириться с подобным положением и потребовали передела сфер влияния. Старые колониальные державы, в свою очередь, начали прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить свои владения и воспрепятствовать экономической и политической экспансии молодых государств…
    А.В. Веко История России с древнейших времен до наших дней. Минск 2001.С.510.
    2  группа  … Россия была недовольна той политикой австрийской экспансии на Балканах, в которой Германия поддерживала свою союзницу…В 1908 г. Австро-Венгрия произвела аннексию населенных сербами Боснии и Герцеговины. Это вызвало недовольство в России и в особенности в Сербии, ибо сербские патриоты помышляли о соединении всех югославян в одном государстве. После Балканских войн 1912-1913 гг., вызвавших полное перераспределение территорий на Балканах, Австрия настояла на образовании независимого государства Албании… Интервенция Австрии и ее явное стремление к преобладанию на Балканском полуострове создало напряженную атмосферу на Балканах.
    С.Г. Пушкарев. Обзор русской истории М.1991.С.364
    3 группа  …Наиболее последовательную и широкоформатную программу экспансии выдвинули немецкие военно- политические круги. Это не было какой – то исторической случайностью или результатом врожденной агрессивности германского народа. Готовность Берлина опереться на силу оружия, употребить его в наступательных целях во многом определялось известным отставанием Германии в прямой эксплуатации богатств и подневольного населения земного шара. Широкие массы немецкого общества были не удовлетворены тем, что Англия, Франция  и Россия контролируют гигантские территории колоний и зависимых стран в Азии, Африке, а Германия обладает «бедными» колониями «третьего сорта». Непомерные аппетиты по части овладения далекими  и более землями проявляли видные деятели немецкой индустрии финансов. Ухудшение международных позиций страны после создания Антанты и постепенного отхода Италии и Румынии от ориентации на Германию стимулировало намерение берлинского руководства развязать войну – ведь она все равно неизбежна?! Также сказывалось обострение соперничества с США и крах попыток приобрести базы и опорные пункты в Западном полушарии.
    К.Б.Виноградов Кризисная дипломатия//Первая мировая война: пролог ХХ века. М.,1998. С.122-123.
    4 группа   Мы не поймем причин первой мировой войны, если не выйдем за пределы политики, экономики и дипломатии. Дело в том, что сама духовная ситуация эпохи предрасполагала к войне. Повсеместно отмечался рост национализма, подогреваемый правящими кругами, шовинистическое опьянение охватывало широкие круги общественности Европы, национально-освободительное движение малых народов приобрело масштабный характер (на Балканах, в Австро-Венгрии и т. п.). Известно, что пропаганда пангерманизма достигла в предвоенные годы невиданного размаха и интенсивности. Здесь бы я отметил роль прессы в идеологическом подготовлении войны. Практически во всех странах Европы она сыграла провокационную роль, стимулирующую раздувание националистических и шовинистических взглядов и настроений…
    П.В. Волобуев. Происхождение первой мировой войны // Первая мировая война: пролог ХХ века. М., 1998.
    Каждая группа, опираясь на текст  из фрагмента исторического документа, называет причины Первой мировой войны. Учащиеся дают свои ответы. (При необходимости учитель помогает учащимся сформулировать мысль).
    Запись в тетрадь. ( слайд 4.)
    Причины Первой мировой войны.
    1 - борьба за колонии, за сферы влияния
    2 - усиление националистических настроений
    3 - стремление к ослаблению государств-конкурентов
    4- национально-освободительное движение малых народов
    3. Изучение  материала. (слайды с 5 по 11)
    Рассказ учителя.  ( 5 мин.)
     Причин приведших мир к Первой мировой войне было много и здесь хочется вспомнить слова Томаса Вудро Вильсона:  «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу».
    (Просмотр презентации, на которой названы причины участия в военном конфликте основных стран - участников Первой мировой войны)
    Великобритания.  Не желала мириться с проникновением Германии в районы, которые считала "своими": Восточную и Юго-Западную Африку. А так же желала отомстить Германии за поддержку буров в англо-бурскую войну 1899-1902 гг., в связи с чем уже вела против Германии необъявленную экономическую и торговую войну и активно готовилась на случай агрессивных действий со стороны Германии. 
    Франция. Хотела отыграться за поражение, нанесенное ей Германией в франко-прусской войне 1870 года.  Желала возвратить Эльзас и Лотарингию, отделенные от Франции в 1871 году. Не могла смириться со своими убытками на традиционных рынках сбыта из-за конкуренции с немецкими товарами.  Опасалась новой германской агрессии. Стремилась сохранить свои колонии, в частности Северную Африку. 
    Россия . Требовала пересмотра в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы, ибо хотела иметь свободный проход для своего флота в Средиземном море.  Оценивала строительство железной дороги Берлин-Багдад (1898 год) как недружественный со стороны Германии акт. Россия видела в этом строительстве посягательство на её права в Азии. Не желала мириться с австрийским проникновением на Балканы и тем, что Германия набирала силы и начинала диктовать свои условия в Европе. 
    Сербия . Получив полную независимость только в 1878 году, стремилась утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова. Желала образовать Югославию, включив в нее всех славян, проживающих на юге Австро-Венгерской империи.  Неофициально поддерживала националистические организации, боровшиеся против Австро-Венгрии и Турции. 
    Германская империя . Как развитая в экономическом плане страна, стремилась к военному, экономическому и политическому господству на Европейском континенте. Поскольку Германии были необходимы рынки сбыта, а в борьбу за колонии она вступила только после 1871 года, включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, она жаждала получить равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии. В Антанте видела союз против себя с целью подорвать своё могущество. 
    Австро-Венгрия. Из-за своей многонациональности играла роль постоянного очага нестабильности в Европе.  Силилась удержать захваченные ею в 1908 году Боснию и Герцеговину. Противодействовала России, потому что Россия взяла на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии.
    Учитель: Причины названы, а вот какое событие  послужило поводом к началу войны? ( Ответы учащихся: убийство в Сараево австрийского экс-герцога Франца Фердинанта).
    Работа с учебником. (10 мин.)
    Учитель: Началась Первая мировая война. Вспомним как развивались основные военные действия. (Работа с текстом учебника). Задание учащимся составить таблицу.
    Год
    Основные военные действия
    Место
    Значение, итог.
    1914
    
    
    
    1915
    
    
    
    1916
    
    
    
    1917
    
    
    
    1918
    
    
    
    После того как учащиеся заполнили таблицу. Учитель предлагает показать на карте где происходили основные военные действия.
    Работа с картой. (5 мин.)    (слайды с 12 по 16) 
    Слово учителя (2мин.):  Положение Центральных держав в 1917 году стало катастрофическим: для армии уже не было резервов, разрастались масштабы голода, транспортной разрухи и топливного кризиса. 
    Страны же Антанты стали получать значительную помощь со стороны США (продовольствие, промышленные товары, а позднее и подкрепления), одновременно усиливая экономическую блокаду Германии, и их победа, даже без проведения наступательных операций, становилась лишь делом времени. В 1918 году  представители советской России, с одной стороны, и Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции – с другой, подписали Брест-Литовский мирный договор, согласно которому Россия выходила из Первой мировой войны. Причиной чему были события разворачивавшиеся внутри страны: революция и затем Гражданская война.11 ноября 1918 года было подписано  Компьенское перемирие, означавшее капитуляцию Германии, окончилась Первая мировая война, продолжавшаяся четыре года и три месяца.   (слайды с 17 по 21)
    
    5. Закрепление изученного материала. 
    Работа с терминами (5 мин.) ( слайд 22 )
    Аннексия, репатриация, контрибуция, колония, Антанта.
    Задания ( 5 мин.)
    1. Дайте определение следующим понятиям (устно) : убийство в Сараево, мировая война, блицкриг, «чудо на Марне», «окопная война», «Верденская мясорубка», Брусиловский прорыв, Четверной союз, Компьенское перемирие.
    2. Продолжите историческое утверждение: 
    а) Общими целями в войне всех участников военных союзов являлись…
    б) В итоге начального периода войны были сорваны планы Германии и война приобрела…
    в) Основными причинами неудач России в войне можно назвать…
    г) В ноябре 1918 г. первая мировая война завершилась победой стран Антанты из-за…
    д) Поводом к началу первой мировой войны явилось…  
    6. Заключение. Выводы по теме. (2 мин.) ( слайды 23,24)
    Слово учителя: Первая мировая война имела свои особенности.  По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны. Согласны ли вы с данными утверждениями:
    1.Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
    2. Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь; 
    3.  Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной;
    4. Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
    Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
    Закончить наш урок хочется словами немецкого историка В. Дайеста  «Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации». 
    7. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся на уроке. ( 2 мин.)
    Д/з параграф & 7. 
    Творческие задания
    Письмо с фронта одного из участников войны с описанием настроения бойцов, военных действий, методов ведения войны;
    Письмо с фронта с описанием «окопной войны»;
    Сообщение: «Военная техника первой мировой».
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Шармуринова С. С.

    Скачать: История 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку