Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Второй технологический переворот и становление индустриального производства XIX – первой половине ХХ века (Саунина Л.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Конспект урока по всеобщей истории "Второй технологический переворот и становление индустриального производства XIX – первой половине ХХ века"
    Пояснительная записка.
    Моя концепция преподавания.
    1. Моя педагогическая цель – научить моих учеников умению учиться.
    2. Помочь ученикам почувствовать себя способным и то, что усилия дают результат.
    3. Гибкие стиль, формы, методы обучения.
    4. Предоставлять учащимся возможность выбора видов, форм, содержания деятельности.
    Реализация концепции преподавания в уроке.
    1. Развивающие цели на уроке являются ведущими.
    2. Предложенный вариант урока может быть реализован только при активном участии учащихся. Для всех учащихся есть возможность добиться результата – большого или маленького, почувствовать себя успешным, выполнив опережающую работу самостоятельно или при помощи преподавателя или одногруппников.
    3. При подготовке к уроку и его проведении целесообразно использовать средства ИКТ:
    Виды использования приложений на уроке MS Office:
    Объяснение нового материала для фиксации внимания учащихся.
    Создание учащимися фотоальбомов в ходе выполнения опережающего домашнего задания.
    Подготовка учащимися презентации для сопровождения собственного выступления.
    Работа с ресурсами Интернет.
    Обоснование использования средств ИКТ на уроке:
    развитие умений, требуемых стандартом среднего (полного) общего образования;
    структурирование и оперативность изложения нового материала;
    представление результатов опережающей работы;
    оказание преподавателем детям образовательной поддержки в информационной среде.
    4. Учащимся предоставляется выбор формы организации деятельности на уроке и при выполнении опережающего домашнего задания (индивидуальная, в парах или групповая – до 4-х человек); темы опережающего домашнего задания (учащиеся могут предложить свои темы или воспользоваться вопросами предложенными преподавателем); форма представления на уроке результатов работы
    Реализация на уроке  среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
    Направленность реализацию следующих целей:
    Овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации
    Освоение системы знаний об истории человечества
    Развитие опыта познавательной деятельности: умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, формулирование полученных результатов информационно-коммуникативной деятельности: поиск, извлечение, передача нужной информации по заданной теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, использование ИКТ для презентации результатов
    Тема урока:
    Второй технологический переворот и становление индустриального производства
    Тип урока: комбинированный
    Развивающая цель: развитие умений анализа информации, представленной в визуальном ряде, поиска и извлечения нужной информации по заданным заранее вопросам в сети Интернет, использования ИКТ для представления результатов своей работы, представление результаты работы на уроке в форме конспекта и таблицы.
    Образовательная цель: понимание учащимися роли и особенностей научно-технического прогресса в первой половине ХХ века, обусловленности резкого скачка в НТП в этот период.
    Воспитательная цель: воспитание уверенности в себе, стремления к сотрудничеству с учителем, библиотекарем, сокурсниками в ходе подготовки к уроку.
    Учебники:
    1. Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1
    2. Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1,2
    
    Возможности учебника для реализации поставленных целей:
    1. Материал параграфа хорошо структурирован, выделена основная и дополнительная информация, курсивом выделены опорные слова. Это создает предпосылки для самостоятельной работы с текстом дома (опережающее задание) и на уроке, для достаточно быстрого чтения на уроке.
    2. На обложке и форзаце учебника размещены иллюстрации, среди которых символы технического прогресса XX века. Используются для реализации развивающих целей.
    3. http:// school-collection.edu.ru к учебникам, используемым на уроках, есть следующие ресурсы, которые можно использовать для реализации развивающих целей: иллюстративный ряд "Революция в естествознании", "Символы технического прогресса.
    4. В качестве домашнего задания предложены вопросы учебника, направленные на реализацию целей урока:
    Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
    Заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" С. 17.
    Опережающие задания (выступления на уроке).
    Задание выдается не менее чем за 2 недели до урока.
    1. Составить на основе учебников и конспектов перечень наиболее значимых открытий и изобретений нового времени; подобрать соответствующие иллюстрации в сети Интернет; оформить результаты работы с помощью приложений MS Office.
    2. Прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1. Подготовить "фотоальбом", презентацию о наиболее значимых событиях, с вашей точки зрения событиях истории НПТ в XX веке, которые повлияли на жизнь человека; дать название и объяснить его.
    3. Найдите иллюстративный ряд по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd5e4a58-89f3-4127-a734-1330543ed403/%5BIS11VI_1-02%5D_%5BGA_01%5D.html . Дайте комментарии на основании материала . §2 Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008.
    Почему, с вашей точки зрения, авторы называют эти достижения в качестве символа прогресса?
    4. Найдите иллюстративный ряд по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d71a615-cb2c-4765-be2a-93bcca1a0750/%5BIS11VI_1-01%5D_%5BGA_02%5D.html . Назовите открытия эти ученых. Каким, на ваш взгляд было влияние их открытий на жизнь общества и человека в XX века.
    5. Рассмотрите и назовите символы НТП, расположенные на обложке и форзаце учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. Подберите соответствующие подписи. Объясните, почему авторы выбрали именно эти иллюстрации в качестве символа прогресса? Представьте результаты работы с использованием приложений MS Office
    6. Составить вопросы и провести опрос для исследования отношения родителей, родственников, учителей, сверстников к научно-техническим достижениям первой половины XX века. Выявить 5 "полезных" и 5 "негативных" изобретений; представить результаты работы с использованием приложений MS Office.
    Для разработки вопросов прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1 и Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС"§2 2008.
    7. Организовать и провести небольшое исследование на темы:
    Как автомобиль завоевал признание?
    Кто изобрел автомобиль?
    Другие темы, предложенные учащимися
    Представить результаты работы с использованием приложений MS Office
    10. Общее задание.
    Что такое научно-технический прогресс?
    Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
    
    План урока и временные рамки:
    1. Организационный этап
    2. Проверка выполнения домашнего задания
    3. Мотивация, целеполагание
    4. Изучение нового материала
    4.1 Составление конспекта на основе рассказа учителя
    4.2 Выполнение самостоятельной работы по учебнику
    4.3 Представление учащимися результатов работы над опережающим заданием 3,4,7
    5. Закрепление, обобщение материала
    6. Подведение итогов урока
    7. Домашнее задание
    1 мин
    5 мин
    3 мин
    28 мин
    5 
    10
    13
    5 мин
    2 мин
    1 мин
     
    
    
    
    
    Ход урока
    1. Организационный этап.
    Задачи: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
    Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе: организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.
    2. Проверка выполнения домашнего задания.
    Задачи: актуализация знаний учащихся для установления внутрипредметных связей, проверка умения анализировать визуальный ряд и переводить информацию в текст.
    Домашнее задание:
    1. Повторить технические достижения XIX вв.
    2. Что такое научно-технический прогресс?
    3. Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
    Форма организации и виды деятельности учащихся.
    Индивидуальная форма: выполнение письменного задания.
    Фронтальная беседа: устный ответ на вопросы преподавателя.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе
    Задание: Просмотрите "фотоальбом" и перечислить технические достижения XIX вв., их авторов. Запишите ответ в таблице (слайд  4)
    Задание разработано совместно с учащимися, которые выбрали опережающее задание 1. Задача преподавателя обеспечить методический аспект (временные рамки, последовательность, и т.д.)
    2. Организация беседы по вопросам:
    Что такое научно-технический прогресс?
    Движение вперед человеческого общества в развитии науки и техники.
    Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
    Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества".
    3. Мотивация, целеполагание.
    Задачи:
    Привлечь внимание учащихся к привычным сегодня вещам, появившимся только в XX веке, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для учащихся и пути их достижения (рассказ учителя, самостоятельная работа по учебнику, выступления учащихся).
    Форма организации и виды деятельности учащихся.
    Фронтальная беседа, отвечают на вопрос преподавателя.
    Просмотр слайд-шоу, которое было подготовлено учащимися – опережающее задание 2, названное авторами "7 шагов". Шаг, с их точки зрения, – это событие в истории НТП в первой половине XX века. Они не позволили остаться миру прежнему.
    Запись темы урока (слайд 3)
    4. Изучение нового материала
    Задачи: Организация совместного рассуждения о значении НТП в XX веке на основе имеющихся знаний и опыта по вопросам:
    Без каких вещей, предметов, мы не представляем нашу жизнь сегодня?
    Знаете ли вы, когда они были изобретены?
    Представляете ли вы, какими были привычные сегодня вещи в момент их изобретения: телефон, автомобиль, высотное здание и т.д.?
    Задачи: 
    1. Составить конспект занятия по предложенным вопросам в ходе рассказа учащихся, самостоятельного выполнения работы с учебником.
    2. Сделать вывод о роли и особенностях научно-технического прогресса в первой половине ХХ века 
    Формы организации и виды деятельности учащихся:
    1.Оформление записей в тетради в соответствии с правилами составления конспекта и оформления текста в ходе рассказа преподавателя.
    2.Выполнение самостоятельной работу по учебнику с целью проверки сформированности умения внимательно читать текст и выделять главное, продолжить записи в тетради.
    3. Представление результатов работы над опережающим домашним заданием. Дополнение конспектов на основе выступлений других учащихся.
    В конспекте должны быть отражены следующие вопросы:
    Причины ускорения НТП в начале XX века (рассказ учителя, слайды)
    Основные направления научно-технического прогресса (рассказ учителя)
    Имена ученых, чьи открытия в наибольшей степени повлияли на развитие НТП в начале XX века (учебник, с.11–13, выступления учащихся – задания 3,4)
    Обратить внимание: Г.Форд, Ф.Тэйлор, В.К. Рентген, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн (учебник с.11–13, выступления учащихся)
    Страны, которые охватил научно-технический прогресс (учебник,§1)
    Переход к индустриальному типу производства (учебник, с.14–16; выступления учащихся – задание 7)
    Обратить внимание: массовое потребление, конвейерное производство, система Тейлора (с.11, 14–15, выступление учащихся)
    Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
    Учитель:
    1. Рассказывает (слайды 4–21 презентации).
    О причинах ускорения НТП в начале XX века.
        90% всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, были придуманы в XX веке. Наука и техника радикально изменили весь наш образ жизни. Вы дающийся русский ученый В.Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.
    Демонстрация презентации "7 шагов", слайды 1,2 презентации преподавателя
    Вопрос: Что такое Н-Т прогресс? Каковы его причины?
    1. Накоплен фактический материал для научных открытий
    2. Дополнение, обобщение и развитие научных идей благодаря появлению средств связи
    3. Развитие наук на стыке двух других, способствующие росту научных знаний
    4. Сокращается разрыв между научным исследованием и их практическим воплощением с помощью научных экспериментов
    5. Обилие общественных проблем, подталкивающие мировую науку к поиску их решений. 
    
    2. Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику по вопросам.
    Назвать основные направления НТП в начале XX века и наиболее значимые научные открытия XX века и имена их авторов. 
    Дать определение терминам "массовое производство", " система Ф.Тейлора", "конвейерное производство".
    В чем причина перехода к крупномасштабному индустриальному производству?
    Назвать страны, которые охватил научно-технический прогресс.
    3. Дает необходимые пояснения учащимся по ходу выполнения самостоятельной работы.
    4. Следит за соблюдением регламента выступлений учащихся.
    5. При оценивании работ учащихся оцениваются: степень самостоятельности в поиске информации в сети Интернет, точность раскрытия темы задания, наличие и правильность оформления ссылок, использование средства MS Office при выступлении, своевременность выполнения работы.
    
    
    5. Закрепление, обобщение нового материала.
    Задачи:
    Проверить степень усвоения знаний по теме урока, сделать вывод по теме.
    Форма организации деятельности учащихся.
    1. Выполняют задание (по выбору учащихся – индивидуально или в парах):
    Составьте:
    список из пяти научно-технических достижений, которые изменили мир в лучшую сторону;
    список из пяти научно-технических достижений, которые вы оцениваете негативно.
    2. Сравнивают ответы с результатами опроса, который был проведен как одно из опережающих заданий – задание 3 и представлен учащимися на уроке
    3. Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века и соответствующие записи в конспекте.
    Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
    1. Контроль правильности суждений учащихся, анализ допущенных ошибок в ходе представления работ.
    2. Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века.
    3. На этом этапе оценивается умение выслушать точку зрения других, аргументировать свой ответ.
    4. Делает заключение.
    6. Домашнее задание.
    1. Прочитать §1-2 учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. – §2.
    2. Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
    3. Заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" С. 15
    Форма организации деятельности учащихся.
    1. Записывают домашнее задание.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
    1. Визуальный контроль, наличие записей о домашнем задании.
    2. Установление правильного понимания сути заданного на дом учащимися.
    7. Подведение итогов.
    Задачи:
    Подвести итоги учебного занятия (оценить работу группы на уроке).
    Форма организации и виды деятельности учащихся: фронтальная беседа.
    Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
    1. Выставление отметок.
    2. Характеристика лучших работ, отметить продвижение учащихся в сравнении с аналогичной предыдущей работой.
    3. Оценка общего стиля и темпа работы.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1.
    
    Кроссворд для учащихся
    
    
    
    
    
    8
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    5
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1
    
    
    
    
    3
    4
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    10
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    7
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    9
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    6
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    1. Назовите фамилию ученого, который в 1895 году открыл х-лучи.
    2. Назовите фамилию ученого, который в 1897 году открыл элементарную частицу – электрон, а также в 1903 году предложил одну из первых атомных моделей.
    3. Назовите фамилию немецкого физика, который в 1900 году доказал, что излучение не является сплошным потоком энергии, а делится на отдельные порции – кванты.
    4. Назовите фамилию ученого, который в 1911 году предположил, что атом имеет сложное строение, где роль ядра играет положительно заряженная частица протон, вокруг которой, как планеты, движутся отрицательно заряженные электроны. 
    5. Назовите фамилию датского физика, который в 1913 году доказал, что электроны могут менять свои орбиты, выделяя или поглощая при этом кванты энергии. 
    6. Назовите фамилию ученого, который в 1905 году опубликовал работу «К электродинамике движущихся тел», в которой изложил специальную теорию относительности, согласно которой при движении с околосветовой скоростью происходит замедление времени.
    7. Назовите фамилию немецкого химика, который в соавторстве с Фритц Штрасманом (Страссманом) (Fritz Strassmann), разбили атом урана на две приблизительно равных части при помощи нейтронного излучения.
    8. Назовите фамилию ученого, который в 1915 - 1916 годах сформулировал выводы, касающиеся общей теории относительности, согласно которой скорость света в вакууме не зависит от скорости движения его источника, является абсолютной величиной.
    9. Назовите фамилию ученого, который в соавторстве с Фредериком Жолио-Кюри сформулировали идею о возможности цепной реакции с освобождением огромной энергии при радиоактивном распаде урана и плутония.
    10. Назовите руководителя «Манхэттенского проекта», под руководством которого в 1942 – 1945 гг. была создана первая атомная бомба.
    
    Приложение 2.
    Дополнительные сведения для сообщений учащихся: 
    
          1. Как завершился промышленный переворот. К рассказу о развитии станкостроения можно добавить следующее: «В 1810 г. Наполеон Бонапарт, стремясь наладить во Франции производство льняных тканей, объявил конкурс на лучшее устройство льнопрядильных машин. Лучшей из всех представленных моделей стала конструкция, предложенная Ф. А. Жираром. Однако его льнопрядильные машины, как и машины других конструкторов, с 1814 г. особенно широко распространяются в Англии, от конкуренции с которой Наполеон хотел оградить французскую промышленность».
          При желании можно более подробно назвать новые типы станков, появившиеся после изобретения Модслея. В 1817 г. Р. Робертс создал один из первых строгальных станков для обработки деталей с плоскими поверхностями. В 1818 г. Уитни сконструировал фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой). В  1829 г. английский инженер Джеймс Нэсмит построил фрезерный станок другой конструкции. Он же в 1836 г. изобрел поперечно-строгальный станок и создал конструкцию парового молота, получившего широкое применение. Следует отметить, что важным техническим фактором, способствовавшим широкому производству машин машинами, была тенденция к стандартизации и взаимозаменяемости деталей маши
    Переворот в средствах транспорта. Рассказ о развитии железнодорожного транспорта можно дополнить сообщением о строительстве Канадской Тихоокеанской железной дороги, считавшейся чудом света. Ее строительство закончилось 7 ноября 1885 г. символическим заколачиванием последнего гвоздя.
        Длина одноколейной дороги между Монреалем и Ванкувером 4633 км. Идея строительства этой дороги сначала была воспринята как фантазия, но осуществление проекта сыграло важную роль в развитии Канады. Все началось в 1867 г., когда восточные провинции страны объединились в конфедерацию. К западу от них лежали бескрайние прерии и неисследованные горы. За ними, на Тихоокеанском побережье, находилась Британская Колумбия, власти которой долго колебались, к какой стране присоединиться: к Соединенным Штатам или к Канаде. В  1872 г. Британская Колумбия все же вошла в конфедерацию, но с условием, что в течение ближайших лет будет построена трансконтинентальная железная дорога. В 1881 г. начались строительные работы под руководством Уильяма Ван Хорна (когда-то он начинал карьеру как скромный телеграфист на одной из железных дорог в США). Путь через прерии был проложен всего за 15 месяцев. Приходили индейцы, смотрели на рабочих. Сидя на корточках, дивились они на «огненную машину». Самые большие трудности ожидали строителей в Скалистых горах. Дорога шла через каньоны, позади оставались места, считавшиеся непроходимыми. Но дорогу построили и закончили там, где сегодня находится важнейший порт западного побережья — Ванкувер (порт был построен после строительства дороги). Железная дорога открыла новым поселенцам Центральную и Западную Канаду. Город рос и богател за счет железной дороги и массы людей, двинувшихся в прерии. 
          Рассказывая об истории судостроения и испытаниях первых паровых судов Роберта Фултона, можно привести отрывок из письма изобретателя своему другу, где он делится впечатлением от движения парохода «Клермон» по Гудзону: «Я обгонял все лодки и шхуны; казалось, что они стоят на якоре. Теперь вполне доказано, что силой пара можно передвигать судно по воде. Утром того дня, когда я покинул Нью-Йорк, не было и тридцати человек, которые верили бы тому, что я проеду в час хотя бы одну милю, и, когда я отчалил от пристани, покрытой любопытными зрителями, я слышал много саркастических замечаний». Важно отметить, что революция происходила не только в технике, но и в сознании людей.
      3—4. Экипаж без лошадей. «Страна на колесах». Докладчик может более подробно рассказать о Генри Форде, с чьим именем связано развитие автомобилестроения в США.
        Генри Форд родился в 1863 г. в семье фермера, но уже в детстве его любовью стали машины. В юности он работал слесарем в компании Эдисона, а в свободное время экспериментировал с машиной, стоявшей в сарае за домом, где он жил.
     Наконец, однажды утром (1896) первый автомобиль Генри Форда выехал из кирпичного сарая и с грохотом проехал по городу. Внешне машина напоминала тележку, двигатель располагался под сиденьем, но она могла развивать скорость до 20 миль в час, а запаса бензина хватало на 60 миль пути.
      В 1899 г. Генри Форд поступил работать в Детройтскую автомобильную компанию. В эти годы он мечтал о создании недорогого, общедоступного автомобиля, который стал бы средством передвижения для среднего американца.
       В 1908 г. изобретатель осуществил свою цель — завод приступил к производству нового автомобиля, это была «модель-Т», или «жестяная Лиззи», как назвали ее американцы,— прочная черная коробка на колесах, простая в обслуживании и управлении, развивающая большую скорость. Машина для фермера, для рабочего, стоившая 850 долларов.
       На новую модель появились заказы, и, чтобы их выполнить, Форд перешел к массовому производству. Тогда-то он и установил конвейер, а чтобы привлечь рабочих, стал платить им по 5 долларов в день — невиданная по тем временам оплата труда. Через 8 лет цена на машину снизилась до 360 долларов. Каждый день производилось до 2 тыс. машин. Страна «встала на колеса».
      5. Дороги, мосты, туннели. В сообщение можно включить материал о строительстве Панамского канала. «15 августа 1914 г. первый океанский пароход прошел по Панамскому каналу, связавшему Атлантический и Тихий океаны. Канал был построен через Панамский перешеек, его длина составила 82,4 км. Причем проложен был не только сам канал, но и построены порты на обоих его концах, а также мощные волнорезы, плотины, шлюзы и искусственные озера. Высота шлюзов 35 м, а ширина 34 м, и они устроены так, что корабли, пришедшие с противоположных сторон, могут плыть, минуя друг друга.
       Первая попытка построить этот канал была предпринята в 80‑е гг. XIX в. и окончилась печально, хотя инициатором строительства был сам Фердинанд Лессепс, создатель Суэцкого канала. Строители столкнулись с невообразимыми трудностями. Кроме того что скальный грунт был чрезвычайно тверд, так еще и рабочие повально гибли от желтухи и малярии. Стройка превратилась в гибельную ловушку и пользовалась дурной славой. Считают, что там погибло около 20 тыс. человек, пока, наконец, компания не обанкротилась в 1889 г.
        В 1904 г. Панама и США подписали договор, согласно которому права на строительство перешли к Соединенным Штатам. На место стройки выехал американский военный врач У.-К. Горгас, который справился с болезнями. На этот раз строительство канала, которым руководил полковник американской армии Д.-У. Геталз, было завершено».
    5. Первые полеты человека. Военная техника. Сообщение может быть дополнено данными об изобретениях и полетах братьев Райт. Имена этих людей стали легендой. Уилбер Райт (1867—1912) и Орвилл Райт (1871—1948), вначале безвестные владельцы магазина в г. Дейтоне, где продавались велосипеды, открыли эпоху воздухоплавания. Давно уже идея полета занимала воображение братьев. Они изучили множество книг по истории полетов человека, ознакомились с различными конструкциями летательных аппаратов, существовавших в то время, провели сотни опытов с воздушными змеями и планерами. Идея, которую они стремились осуществить, заключалась в постройке аэроплана с бензиновым двигателем, управляемым во время полета человеком, находящимся на борту.
        Пять лет неустанного труда — и аэроплан, который они назвали «Флайер», построен. Вот как описывают первый полет: «Ветреным декабрьским утром 1903 г. несколько человек сгрудились в кучку на песчаных дюнах неподалеку от городка Китти-Хоук в Северной Каролине. Они собрались поглазеть на странное сооружение, похожее на воздушного змея. Но у этого сооружения было два существенных отличия: на нем был установлен двигатель и на борту находился человек, он лежал на животе, между крыльев».
        Этим человеком был Орвилл Райт. Первый полет продолжался 12 с, и пролетел «Флайер» 36 м.
        После приземления самолет был поврежден ветром, но братья создали следующие модели. К 1906 г. их аэроплан мог держаться в воздухе 38 мин и пролетать 40 км. В этом же году братья Райт создали фирму по производству летательных аппаратов.
         После успеха, достигнутого братьями Райт, во всех странах началась воздухоплавательная лихорадка. Конечно, аэропланами заинтересовались военные, а начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война дала мощный толчок развитию авиации. В начале войны самолеты использовались как воздушные разведчики. Пилоты наблюдали за перемещением войск противника, осматривали их позиции. Однако уже 5 октября 1914 г. произошел первый в истории воздушный бой, в котором приняли участие французский самолет «авиатик» и немецкий «войзин». Немецкий самолет разбился, и погибли два летчика.      После войны аэропланы стали использовать для перевозки почты и пассажиров.
        7. Новые источники энергии. Сообщение может быть дополнено рассказом Макса Лернера о хищнической добыче нефти.
     «Если говорить о землях, богатых нефтью, благодаря которым возникла американская автомобильная цивилизация, то и здесь история разыгрывалась под лозунгом «Хватай, держи и выжимай до капли!». Согласно «правилу захвата» нефть принадлежала тому, кто первый извлек ее из-под земли. Таким образом, каждый нефтедобытчик должен был непрерывно качать нефть из своей скважины, чтобы вычерпать из общего подземного источника максимум, а его соседям, дабы как-то противостоять этому пиратскому захвату, приходилось бурить смежные скважины. В итоге — страшный ущерб нефтяным запасам и перепроизводство нефти при том, что на раннем этапе конкурентной борьбы использовалось лишь 10 процентов нефти».
          Далее можно заслушать сообщение о крупнейшем нефтяном магнате Рокфеллере, типичной фигуре индустриальной эпохи:
       «Нефть открывала фантастически новые возможности, и человек, воспользовавшийся ими, был предпринимателем грандиозного масштаба. Его звали Джон Рокфеллер. Поскольку он стал частью легенды об урбанизированной 1 Америке, мы иногда забываем, что Рокфеллер схватил за хвост птицу славы, богатства и власти еще в далекие дни керосиновой лампы, когда даже сам керосин был новшеством...
         ...Осенью 1859 г. в Кливленд дошли слухи, что некто в Западной Пенсильвании пробурил скважину нового типа, которая дает ежедневно более 300 галлонов 2 нефти, продающейся по 50 центов за галлон. Это известие вызвало нечто вроде золотой лихорадки в миниатюре, бросившей в нефтеносные районы Пенсильвании толпы людей...
         Оттуда доходили фантастические рассказы о людях, делавших состояние в мгновение ока: фермерах, на участках которых оказалось много нефти, удачливых дельцах, сдающих в аренду скважины...
         Рокфеллер увидел в хаосе конкурентной борьбы развивающегося Запада свой шанс. Города соперничали в области коммерции, строительства железных дорог и в привлечении новых жителей...
        К 1863 г. Рокфеллер стал совладельцем нефтеперерабатывающего завода, а в 1865-м (в возрасте двадцати шести лет) выкупил долю одного из своих партнеров за 75 200 долларов. К концу года его нефтеперабатывающий завод давал продукции на 1 200 000 долларов... вдвое больше любого другого в регионе.
        Рокфеллер прекрасно умел играть на соперничестве железных дорог, добиваясь при этом преимуществ для своего предприятия. Он основал собственные бондарные фабрики для производства бочек, приобрел в собственность леса, обеспечивающие фабрики деревом, производил собственные химикаты для очистки нефти, приобрел суда и железнодорожные вагоны для перевозки своей продукции и в то же самое время следил за каждым центом, который тратил. Он отыскал новые рынки для сопутствующей продукции и воспользовался большим объемом своих перевозок... чтобы добиться наименьших тарифов.
       Но колебания цен на нефть из-за неожиданного открытия месторождений привели, по словам Рокфеллера, к «разрушительной конкуренции». Чтобы получить контроль над рынком, он создал большую корпорацию и назвал ее «Стандард ойл оф Огайо». К  1872 г. его компания производила по 10 000 баррелей 3 керосина в день — больше, чем где бы то ни было еще в данной отрасли. И тогда он занялся трубопроводным делом, что в перспективе было чрезвычайно важно для укрепления его монополии.
          По его настоянию один из работающих на него химиков разработал процесс очистки дешевой сернистой нефти из Огайо и таким образом открыл совершенно новый источник получения товарной продукции. К 1890 г. он расширил свою систему сбыта и использовал парк вагонов-цистерн для доставки керосина прямо к потребителю.
     ...Безжалостная тактика Рокфеллера по отношению к конкурентам — угрозы, запугивание, готовность применить силу, использовать шпионов (и даже, как поговаривали, убийц) — стала типичным образчиком изменившихся нравов века.
        Безжалостный «филантроп»4, не дававший и двадцатицентовой монеты более слабому конкуренту, Рокфеллер каким-то образом считал себя попечителем бедных повсюду.
          ...Отойдя от дел в «Стандард ойл», Рокфеллер (за десять лет до этого сделавший пожертвование в фонд нового Чикагского университета) основал Рокфеллеровский институт медицинских исследований (1901); Комитет по всеобщему образованию (1902); Фонд Рокфеллера (1913), призванный «содействовать благосостоянию человечества во всем мире»; предпринял наступление на желтую лихорадку в Латинской Америке и создал систему медицинского образования в Китае. К концу жизни Рокфеллера его благотворительные пожертвования превысили полмиллиарда долларов».
          8. «Превратить ночь в день». Для сообщения можно использовать дополнительные данные о Томасе Эдисоне.
          «Первое знакомство Томаса Эдисона с телеграфом произошло по счастливой случайности. Когда ему было всего 15 лет и он продавал газеты на Тихоокеанской железной дороге, он спас из-под колес поезда сына начальника станции. Отец выразил благодарность, пригласив Эдисона жить в свою семью и выучив его на телеграфиста. Это и привело юношу в новый, таинственный мир электричества.
          В 1869 г. Эдисон впервые приехал в Нью-Йорк и стал обслуживать работу телеграфа на золотовалютной бирже. Здесь он и внес много усовершенствований в телеграфное дело. Узнав о его изобретениях, Западная телеграфная компания предложила ему работу в их фирме.
          К 1876 г. Эдисон имел свою лабораторию и репутацию крупного изобретателя. Изобретательство стало его страстью, а в США оно могло еще и дать деньги.
          Изобретателя привлекла идея создания электрического освещения. Дуговые электрические лампы в быту представляли собой опасность, да и свет их не регулировался. Эдисон занялся «производством электрического света», который мог бы несильно гореть в закрытой лампе.
          В мае 1880 г. пароход «Колумбия» отправился в свой первый рейс вокруг мыса Горн к Калифорнии. Он был первым в истории кораблем с электрическим освещением. Через два месяца, когда корабль прибыл в Сан-Франциско, все 115 ламп накаливания горели. В  следующем году лампочки Эдисона загорелись в одном из районов Лондона. Эдисон создает систему заводов, которые должны были «превратить ночь в день».
          В 1882 г., когда Эдисону было только 35 лет, он стал «королем электричества». Наивысшей почестью явилась постановка знаменитым нью-йоркским мюзик-холлом «Ниблос-Гарден» балета, посвященного победе Эдисона над темнотой. Освещенная электричеством декорация нового Бруклинского моста служила фоном для танцевального представления, в котором каждая балерина взмахивала волшебной палочкой с лампочкой Эдисона на конце. Во время последних приготовлений журналист увидел, как неугомонный молодой Эдисон подводил электричество к костюмам балерин. Он прикреплял батарейки к корсетам танцовщиц для того, чтобы на лбу у них зажигались огни.
          «Электричество, — было написано на здании Союзной компании в Вашингтоне, — это источник света и энергии, поглощающий время и пространство, несущий человеческую речь через моря и земли, величайший слуга человека — хотя еще неизвестный».
          9. Революция в средствах связи. Предлагаем использовать более подробные сведения об изобретении телефона.
          Телефон — изобретение А. Белла. 10 марта 1876 г. в Бостоне два человека впервые в истории говорили по телефону — А. Белл и его ассистент Уотсон. «Что я сказал?» — спросил своего помощника изобретатель. «Вы сказали: зайдите ко мне, Уотсон», — ответил тот. Это был первый телефонный разговор.
          Аппарат произвел сенсацию. Взяв в руки телефон на выставке в Филадельфии в 1876 г., император Бразилии воскликнул: «Боже мой! Да ведь он говорит!»
          Два американских изобретателя — И. Грей и А. Белл одновременно, 14 февраля 1876 г., подали заявку на практическое применение телефонного аппарата. Но Грей подал заявку на два часа позже, и патент получил Белл.
          Александр Белл (1847—1922) работал в школе для глухих и стремилсяоблегчить жизнь своим ученикам. Он разработал модель электромагнитного телефона. Аппарат дал возможность всем людям общаться на большом расстоянии. Над усовершенствованием модели телефонного аппарата работали Д. Юз, Т. Эдисон и другие изобретатели. США и здесь оказались впереди — в 1877 г. в стране построили первую телефонную станцию, затем телефонные станции появились в Париже, Берлине, других городах мира. А в 1889 г. американский изобретатель А.-Б. Стоунджер получил патент на автоматическую телефонную станцию.
          Телефонную связь использовали не только для переговоров. В 1882 г. в Петербурге с помощью телефонной линии транслировалась из Мариинского театра опера «Русалка». В  1883 г. венгерский инженер Т. Пушкаш создал в Будапеште «Телефонную газету». Подписчики узнавали по телефону городские и биржевые новости, а вечером могли слушать музыку.
          В 1892 г. появилась первая станция автоматической телефонной связи, на телефонных аппаратах появились диски для набора номера.
          Телефонная связь стала популярной, и к 1914 г. в мире было установлено 10 млн телефонных аппаратов. С возникновением телефонной связи появилась и новая специальность для женщин — телефонистка. А. Белл умер в 1922 г. К этому времени в мире было установлено 28 млн телефонных аппаратов.
          После окончания сообщений учащихся идет обсуждение проблемы, но если на уроке для этого не хватает времени, его можно перенести на следующий урок. Домашнее задание указано в учебнике и в технологической карте.
          Следующий урок проводится как лекция учителя. Здесь достаточно ограничиться содержанием учебника. Большое внимание отводится работе над понятиями и терминами, а в конце урока обсуждаются проблемы, указанные в технологической карте, выводы в конце параграфа и задания методического аппарата учебника и рабочей тетради.
          Учащиеся должны усвоить, что в XIX в. капиталистическая экономика охватывает все новые страны и регионы, однако промышленная революция развивается неравномерно. Завершение промышленного переворота в последней трети XIX в. создает условия для лидирования стран первого эшелона капиталистического развития. Бурное развитие техники и рождение новых отраслей промышленности привело к качественным изменениям в развитии капитализма: в наиболее экономически развитых странах капитализм свободной конкуренции, где господствовало ничем не ограниченное свободное предпринимательство, перерастает в монополистический капитализм, когда в экономической жизни общества господствуют крупные корпорации и монополии. Такое положение приводило к обострению социальных противоречий и требовало вмешательства государства в экономику, ограничения деятельности крупных монополий и реформ, защищающих интересы средних и низших слоев населения. Это вызвало переход правительств ряда стран к реформаторской деятельности, о которой учащиеся узнают при изучении истории отдельных стран Европы и США.
    
     

    Автор(ы): Саунина Л. А.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку