Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века (Курицына С.Н.)

Текст урока

  • Конспект

     
    
    Название предмета: Всеобщая история
    Класс 11 
    УМК (название учебника, автор, год издания): 
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1;
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1,2;
    Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. -§1
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)- базовый
    Тема урока: Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ               
     века».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок
    Оборудование: карта, учебник, презентация.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Содержание урока. 
    Цель урока: на основе опыта стран Азии, Африки и Латинской Америки понять возможности развития современной России в XXI веке.
    Задачи:
    -объяснить, как появился термин «страны третьего мира»
    -назвать процессы, повлиявшие на развитие стран Азии, Африки, Латинской Америки.
    -формулировать проблемы, связанные с социально-экономическим и политическим развитием этих стран
    -определять возможные пути развития государства, учитывая его «стартовые» возможности
    - давать оценку перспективам развития при выборе того или иного пути развития
    -дать определение НИС и назвать станы 1й,2й,3й и 4й волны
    ЗАДАНИЕ №1. Изучите полученные материалы, заполните схему «3 модели развития :
    -определите причины, повлиявшие на появление стран 3 го мира найдите особенности (проблемы) развития этих стран в 50-60 гг. подумайте, как можно было выйти из сложившейся ситуации (пути) 
    -используя текст учебника, как источник информации заполнить таблицу «Факторы, повлиявшие на процесс модернизации стран Азии, Африки и Латинской Америки»
    -осознать, как важно учитывать успешный опыт развития зарубежных стран, для развития современной России
    -использовать различные источники информации (текст учебника, документ, карта, иллюстрации) для решения поставленной учебной задачи
    -самостоятельно оценивать результаты своей работы в течение урока.
    Материал к уроку
    Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.
    Существует две основные модели НИС:
    Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок. Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.
    Общие черты новых индустриальных стран:
    — демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);— ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;— экспортоориентированная экономика (Азиатская модель);— активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);— образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;— большое внимание уделяется образованию;— использование высоких технологий;— привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;— главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.
    Третий Мир (развивающиеся страны) Термин, обозначающий развивающиеся стра́ны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Несмотря на различия развивающихся стран в плане общественно-политического устройства, в одну группу их объединяет уровень экономического развития по сравнению с индустриальными державами Европы и США. Считается, что в современном значении термин впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur14 августа 1952 года. Изначально он относился к странам, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ковторому миру (Варшавский договор).
    Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:
    Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов
    Сокращение было впервые предложено Голдман-Сакс в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. По мнению Голдман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).
    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная (региональная) экономическая организация.
    АТЭС — крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57 % мирового ВВП и 48 % объёма мировой торговли (2007).
    Работа  со слайдами 2-5 презентации.
    1. Отразить в схемах стратегию экономического развития  Японии с учетом внутреннизх и внешних факторов
    2. Обратите внимание на японскую модель стратегического развития.
    3. Китайская модель: две тенденции развития
    4. Индийская модель.
    
    
     

    Автор(ы): Курицына С. Н.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку