История 11 класс УМК Н.В. Загладин, Ю.А. Петров «История конец 19 – начало 21 века» Москва «Русское слово» 2014 г Базовый уровень, кол – во часов на изучение темы: 1 час Тема№ 4 «Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия», первый урок после изучения Великой Отечественной войны. Тема урока: «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА» Цель урока: опираясь на текст учебного материала, назвать проблемы, требовавшие первоочередного решения в последние годы жизни И. В. Сталина; объяснить с опорой на текст § учебника политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции. Задачи: установить источники быстрого восстановления экономики в послевоенные годы; проанализировать причины и сущность массовых репрессий 1940-х - начала 1950-х г.; охарактеризовать политический режим в СССР. Планируемый результат: получить представление обучающихся о процессе восстановления хозяйства в послевоенные годы; познакомить с идеологическими кампаниями конца 1940-х гг. Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска. Основные даты и события: 1946-1947 гг. - голод в СССР. 1946-1950 гг. - четвертый пятилетний план. 1949 г. - создание советской атомной бомбы. 1954 г. - запуск первой в мире атомной электростанции. Содержание урока Ход урок. Организационный момент Историю, мой друг, нельзя остановить; Тем более нельзя историю забыть! Забыв свое “вчера” – предашь грядущий день, Повторение: Кратко вспомним события Великой Отечественной войны. Какова была цена победы? (человеческие и экономические потери) Новая тема: 1. Переход страны на мирный путь развития. 2. Проблемы сельского хозяйства Итогичетвертая пятилетка. 3. Послевоенные репрессии. 1. Переход страны на мирный путь развития. Заданиеобучающимся: на основе данных «Потери СССР в войне» сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Советским руководством в послевоенный период. Обучающиеся с опорой на знания основной школы говорят, что после окончания военных действий на территории Советского Союза и окончания Великой Отечественной войны советское руководство направило все свои усилия на восстановление и развитие народного хозяйства. Учитель дополняет, что по окончании войны страна оказалась перед выбором: либо использовать демократический импульс войны как средство восстановления хозяйства, либо вернуться к уже испытанным методам «закручивания гаек». Первый путь требует много времени и не гарантирует скорых результатов. Пошли по второму пути ускоренного восстановления страны, не считаясь с настроениями общества и новыми жертвами. Из курса 9 класса давайте вспомнимпозиции в руководстве СССР о путях восстановления народного хозяйства: 1. Позиция И. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова: - расширить демократические права граждан;признать, что в СССР нет классовых врагов социализма; допустить элементы смешанной экономики;возможность роспуска колхозов; разрешение частной предпринимательской деятельности. 2. Позиция И. В. Сталина: сохранение и укрепление командной экономики;местная централизация управления и распределения ресурсов; мобилизационные методы.- Какаяпозиция победила? (И. В. Сталина) - Почему? Победа в войне окончательно убедила И. В. Сталина в правильности ранее проводимой политики. К чрезвычайным мерам подталкивала и сложность положения Советского Союза. Народное хозяйство понесло огромный ущерб в годы войны. 1946 г. засуха сгубила озимые культуры в ряде районов России, Украины, Молдавии. Разразился голод. Серьезные проблемы возникли на землях, подвергшихся оккупации. Достижение второго уровня обороноспособности Советского Союза в условиях «холодной войны» явилось приоритетным направлением. Ближайшие годы обещали быть нелегкими. Предстояло выбрать стратегию восстановления экономики. Какие цели будут сочтены первоочередными, зависело от решения верховной власти. Вопросы:- Какие задачи должны были, с вашей точки зрения, стать приоритетными для советской экономики в первые послевоенные годы?(перестройка промышленности на мирный лад; возрождение разрушенного в годы войны; дальнейшее хозяйственное развитие страны). -Какие факторы могли способствовать успешному восстановлению послевоенной экономики СССР? (Огромное желание поднять СССР из руин. Массовый энтузиазм населения. Использование бесплатного труда военнопленных и заключенных. Выплаты Германией репараций СССР.) -Какие проблемы требовали безотлагательного решения? (проблемы сельского хозяйства) Проблемы сельского хозяйства. Учитель говорит о том, что основным источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня. Работа с учебником стр. 234Вопросы: Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны. Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне. Как государство решало проблему нехватки продовольствия в стране? Как это отразилось на материальном положении крестьянства? 1946 г. - приняты постановления «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазариванию, хищению и порчи»; «Обеспечение сохранности государственного хлеба». 1948 г. - Указ «О выселении отдельных лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни». Учитель более подробно останавливается на некоторых проблемах сельского хозяйства. • Своей ценовой политикой государство разоряло деревню, заставляло ее нести основную тяжесть налогового гнета для реализации экономической политики - первоочередного развития тяжелой промышленности. Принудительное снижение цен на товары массового спроса -это сверхэксплуатация деревенских жителей для получения государством сверхприбылей, изъятых для каких-либо (даже минимальных) государственных капиталовложений одним росчерком пера И. В. Сталина. В колхозе оплата труда колхозника прямо не зависела от результатов, достигнутых общественным хозяйством. Более того, как показала послевоенная практика, передовые колхозы зерновых районов страны после выполнения государственных планов получали повышенные дополнительные задания, что вело к обнищанию этих хозяйств. В послевоенный период, учитывая масштабы и тяжесть репрессий против всех социальных слоев страны, образовалось отрицательное отношение к общественному труду. В 1946 г. не выработали минимума трудодней всего 18,4 % трудоспособного населения страны. И это несмотря на то, что после войны сохранилось антинародное трудовое законодательство военного времени. • Четвертая пятилетка. В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Задание обучающимся: познакомьтесь с фрагментом исторического документа и ответьте на вопросы.( В это время один из учащихся выполняет задание по карте. Найти и показать крупнейшие стройки четвёртой пятилетки) Используется раздаточный материал. Из «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г.: «Восстановить пострадавшие регионы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах. В этих целях необходимо: Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства производства, и создать в стране обилие основных предметов потребления. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР, для чего необходимо не только догнать, но и перегнать в ближайшее время достижения науки за пределами СССР. Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных сил Советского Союза новейшей военной техникой. Всемерно развивать строительную индустрию. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства жилищного фонда страны. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот, отменить в ближайшее время карточную систему, заменить ее развернутой культурной советской торговлей. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обеспечения на предприятиях лучших жилищных и материальных условий, обеспечить рост высококвалифицированных технических кадров. Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механизации трудоемких отраслей промышленности». Вопросы: - Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг., назовите основные задачи на ближайшую пятилетку (1946-1950 гг.). Основные задачи плана: восстановить пострадавшие от войны районы страны в течение 5 лет. достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Планом предусматривалось: Обеспечить рост промышленного производства на 48%, сельскохозяйственного – на 27%. За годы пятилетки: построить 2700 новых предприятий, восстановить 3200 разрушенных предприятий - Какие направления явились приоритетными? Почему? Аргументируйте ответ, опираясь на текст закона. Основной упор делался на развитие: Тяжелой промышленности (в первую очередь машиностроения) Железнодорожного транспорта Планировался среднегодовой рост зарплаты на 48% Проблемами восстановительного периода были: нехватка квалифицированных кадров. дефицит финансовых средств. возвращение демобилизованных. (Численность армии сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), необходимость поддержки восточноевропейских государств. необходимость скорейшего укрепления обороноспособности страны в условиях начинающейся «холодной войны». Итоги четвертой пятилетки. Не смотря на трудности итогами четвертой пятилетки стали: Перевод промышленности на мирные рельсы совершился в 1946 г. целые отрасли переориентировали на производство мирной продукции. Уже в 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня. Восстановлены разрушенные в годы войны электростанции, металлургические, машиностроительные, добывающие заводы. Общий план повышения промышленного производства выполнили и даже перевыполнили. По официальным данным, уровень его превысил в 1950 г. довоенный на 73%. - Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана? Послевоенные репрессии. Однако в идеологической сфере изменений не произошло, более того, увеличилась изоляция СССР от зарубежных стран (кампании по борьбе с космополитизмом). Преобразования не коснулись систем госбезопасности и ГУЛАГа, а с 1948 г. начался новый виток репрессий, жертвами которого стали не менее 6 млн. человек. Вопросы: Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. по стране пошла новая волна репрессий? Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена тяжелейшими испытаниями военного времени? Рассказ учащегося. Великая Отечественная война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 1950-х гг. Великая победа советского народа в войне породила надежды: у крестьян - на роспуск колхозов; у интеллигенции - на ослабление политического диктата; у населения союзных республик - на изменение в национальной политике; в среде обновившейся за годы войны партийно-государственной номенклатуры зрело понимание необходимости перемен. Происходило раскрепощение общественного сознания, надежда на изменение в политической и экономической сферах советского общества после войны и расширение демократии. «Демократический импульс» войны проявился и в возникновении ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Челябинске, Свердловске. Недовольство проводившейся политикой советского руководства выражали и те офицеры и генералы, которые почувствовали определенную независимость в принятии решений в годы Великой Отечественной войны, а после окончания войны оказались теми же «винтиками» в сталинской системе. Советская власть была сильно обеспокоена данными настроениями в обществе. Проявилась боязнь И. В. Сталина потерять контроль над массами. Курс И. В. Сталина был направлен на ужесточение репрессивной политики, восстановление тотального контроля над умами с одной стороны, а с другой - по пути демонстративной видимости демократизации советского общества. Один из первых ударов был направлен на военнопленных. Около 2 млн человек после освобождения из фашистских концлагерей были направлены в сибирские и ухтинские лагеря (ГУЛАГ). В сибирские и ухтинские лагеря были сосланы и «чуждые элементы» из республик Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. В 1948 г. созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты». Помимо политических заключенных в лагерях после Великой Отечественной войны оказалось огромное количество тружеников, которые не выполняли существовавшие нормы выработки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было дано право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве. И. В. Сталин стал опасаться возросших в ходе Великой Отечественной войны авторитета и популярности военных. И. В. Сталин санкционировал арест маршала авиации А. А. Новикова, генералов Г. Н. Понеделина, Н. К. Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г. К. Жукова. Г. К. Жуков был отправлен командовать Уральским военным округом. К. К. Рокоссовский отправлен сначала в тюрьму, а затем министром обороны Войска Польского. Репрессии затронули и часть партийных работников, в частности тех, кто активно стремился к самостоятельности и независимости от центральной власти. В начале 1948 г. арестованы практически все лидеры ленинградской партийной организации. Общее количество арестованных по «ленинградскому делу» - приблизительно 2000 человек. Спустя некоторое время были отданы под суд и расстреляны 200 человек, среди них - Председатель Совета министров России М. Родионов, член Политического бюро и Председатель Государственного плана СССР Н. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. Кузнецов. Их обвинили в попытке создать компартию РСФСР. «Ленинградское дело» должно было стать суровым предостережением всем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем «вождь народов». Одновременно с «ленинградским делом» началась кампания борьбы с «космополитами» - людьми, которым приписывалось низкопоклонство перед Западом. Кампания борьбы с космополитизмом вызвала активный разгул национализма, гонение и репрессии против национальных меньшинств. В 1953 г. последним из процессов стало «дело врачей», обвиненных в неправильном лечении высшего руководства страны, повлекшем смерть ряда виднейших деятелей. За 1948-1953 гг. жертвами репрессий стали почти 6,5 млнчеловек. Закрепление. ТЕСТ 1 Восстановление народного хозяйства 1. После победы в войне советские граждане ожидали: а) отмены денежных знаков б) роспуска колхозов в) усиления контроля на производстве 2. Основные капиталовложения после войны шли на развитие: а) сельского хозяйства б) тяжелой промышленности в) легкой промышленности 3. К началу 50-х гг. объем промышленного производства в СССР: а) продолжал отставать от довоенного уровня б) достиг довоенного уровня в) превысил довоенный уровень 4. К политике сталинских властей в деревне в послевоенное время относится: а) выдача колхозникам паспортов б) введение налогов на приусадебное хозяйство в) повышение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты 5. К источникам быстрого восстановления народного хозяйства в послевоенное время не относится: а) получение репараций Германии и Японии б) получение крупных займов США в) трудовой героизм советских людей 6. Четвертый пятилетний план предусматривал: а) равномерное распределение капиталовложений между промышленностью и сельским хозяйством б) перекачку денежных средств из промышленности в сельское хозяйство в) перекачку денежных средств из сельского хозяйства в промышленность 7. Для послевоенного сельского хозяйства не характерно: а) нехватка рабочей силы б) роспуск части колхозов и совхозов в) сокращение посевных площадей 8. Политика сталинских властей в послевоенный период в деревне была направлена: а) на повышение уровня жизни колхозников б) на развитие частного сектора в сельском хозяйстве в) на использование сельского хозяйства для развития промышленности 9. Голод 1946 г.: а) вынудил власти сократить государственные хлебные поставки б) стал причиной гибели около 1 млн советских людей в) заставил власти СССР принять международную помощь Домашнее задание: §30. Знать новые понятия, термины, даты и события.
Автор(ы): Дёмина Н. В.
Скачать: История 11кл - Конспект.docxАвтор(ы): Дёмина Н. В.
Скачать: История 11кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Дёмина Н. В.
Скачать: История 11кл - Тест.docxАвтор(ы): Дёмина Н. В.
Скачать: История 11кл - Раздаточный материал.docx