Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия (Дёмина Н.В.)

Текст урока

  • Конспект

     История 11 класс 
    УМК Н.В. Загладин, Ю.А. Петров «История конец 19 – начало 21 века»  
    Москва «Русское слово» 2014 г
    Базовый уровень, кол – во часов на изучение темы: 1 час
    Тема№ 4 «Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия», первый урок после изучения Великой Отечественной войны.
    
    Тема урока: «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕГОДЫ ЖИЗНИ И. В. СТАЛИНА»
    Цель урока: опираясь на текст учебного мате­риала, назвать проблемы, требовавшие первоочередного реше­ния в последние годы жизни И. В. Сталина; объяснить с опорой на текст §  учебника политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим, интеллигенции.
    Задачи: установить источники быстрого восстановления экономики в послевоенные годы; проанализи­ровать причины и сущность массовых репрессий 1940-х - нача­ла 1950-х г.; охарактеризовать политический режим в СССР.
    Планируемый результат: получить представление обучающихся о процессе восстановления хозяйства в послевоенные годы; познако­мить с идеологическими кампаниями конца 1940-х гг.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.
    Основные даты и события:
    1946-1947 гг. - голод в СССР.
    1946-1950 гг. - четвертый пятилетний план.
    1949 г. - создание советской атомной бомбы.
    1954 г. - запуск первой в мире атомной электростанции.
    
    Содержание урока
    Ход урок.
    Организационный момент
    Историю, мой друг, нельзя остановить;
    Тем более нельзя историю забыть!
    Забыв свое “вчера” – предашь грядущий день,
    
    Повторение:
    Кратко вспомним события Великой Отечественной войны.
    Какова была цена победы? (человеческие и экономические потери)
    
    Новая тема:
    1. Переход страны на мирный путь развития.
    2. Проблемы сельского хозяйства Итогичетвертая пятилетка.
    3. Послевоенные репрессии.
    1. Переход страны на мирный путь развития.
    Заданиеобучающимся: на основе данных «Потери СССР в войне» сделайте вывод об экономическом состоянии Советского Союза и установите задачи, стоящие перед Совет­ским руководством в послевоенный период.
    Обучающиеся с опорой на знания основной школы говорят, что после окончания военных действий на территории Совет­ского Союза и окончания Великой Отечественной войны совет­ское руководство направило все свои усилия на восстановление и развитие народного хозяйства.
    Учитель дополняет, что по окончании войны страна ока­залась перед выбором: либо использовать демократический им­пульс войны как средство восстановления хозяйства, либо вер­нуться к уже испытанным методам «закручивания гаек». Пер­вый путь требует много времени и не гарантирует скорых результатов. Пошли по второму пути ускоренного восстановле­ния страны, не считаясь с
    настроениями общества и новыми жертвами.
    
    Из курса 9 класса давайте  вспомнимпозиции в руководстве СССР о путях восстановления народного хозяйства:
    1. Позиция И. А. Вознесенского, Г. М. Маленкова:
    - расширить демократические права граждан;признать, что в СССР нет классовых врагов социализма;
    допустить элементы смешанной экономики;возможность роспуска колхозов;
    разрешение частной предпринимательской деятельности.
    2. Позиция И. В. Сталина:
    сохранение и укрепление командной экономики;местная централизация управления и распределения ресур­сов;
    мобилизационные методы.- Какаяпозиция победила? (И. В. Сталина)
    -  Почему?
    Победа в войне окончательно убедила И. В. Сталина в пра­вильности ранее проводимой политики. К чрезвычайным мерам подталкивала и сложность положения Советского Союза.
    Народное хозяйство понесло огромный ущерб в годы войны.
    1946 г. засуха сгубила озимые культуры в ряде районов России, Украины, Молдавии. Разразился голод.
    Серьезные проблемы возникли на землях, подвергшихся оккупации.
    
    Достижение второго уровня обороноспособности Совет­ского Союза в условиях «холодной войны» явилось приоритет­ным направлением.
    Ближайшие годы обещали быть нелегкими. Предстояло выбрать стратегию восстановления экономики. Какие цели будут сочтены первоочередными, зависело от решения верховной власти.
    
    Вопросы:- Какие задачи должны были, с вашей точки зрения, стать приоритетными для советской экономики в первые послевоенные годы?(перестройка промышленности на мирный лад; возрождение разрушенного в годы войны; дальнейшее хозяйственное развитие страны).
    -Какие факторы могли способствовать успешному восста­новлению послевоенной экономики СССР?
    (Огромное желание поднять СССР из руин. Массовый энту­зиазм населения.
    Использование бесплатного труда военнопленных и заклю­ченных.
    Выплаты Германией репараций СССР.)
    -Какие проблемы требовали безотлагательного решения?  (проблемы сельского хозяйства)
    
    Проблемы сельского хозяйства.
    Учитель говорит о том, что основным источником ресур­сов для восстановления экономики страны стала деревня.
    
    Работа с учебником стр. 234Вопросы:
    Охарактеризуйте состояние сельского хозяйства в стране после Великой Отечественной войны.
    Назовите причины тяжелого положения крестьян в деревне.
    Как государство решало проблему нехватки продовольст­вия в стране? Как это отразилось на материальном положении крестьянства?
    1946 г. - приняты постановления «О мерах по обеспечению сохранности хлеба, недопущению его разбазариванию, хище­нию и порчи»; «Обеспечение сохранности государственного хлеба».
    1948 г. - Указ «О выселении отдельных лиц, злостно укло­няющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ве­дущих антиобщественный паразитический образ жизни».
    Учитель более подробно останавливается на некоторых проблемах сельского хозяйства.
    • Своей ценовой политикой государство разоряло деревню, заставляло ее нести основную тяжесть налогового гнета для реализации экономической политики - первоочередного разви­тия тяжелой промышленности.
    Принудительное снижение цен на товары массового спроса -это сверхэксплуатация деревенских жителей для получения го­сударством сверхприбылей, изъятых для каких-либо (даже ми­нимальных) государственных капиталовложений одним росчер­ком пера И. В. Сталина.
    В колхозе оплата труда колхозника прямо не зависела от результатов, достигнутых общественным хозяйством. Более то­го, как показала послевоенная практика, передовые колхозы зерновых районов страны после выполнения государственных планов получали повышенные дополнительные задания, что ве­ло к обнищанию этих хозяйств.
    В послевоенный период, учитывая масштабы и тяжесть репрессий против всех социальных слоев страны, образовалось отрицательное отношение к общественному труду.
    В 1946 г. не выработали минимума трудодней всего 18,4 % трудоспособного населения страны. И это несмотря на то, что после войны сохранилось антинародное трудовое законодатель­ство военного времени.   •
    Четвертая пятилетка.
    В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР  был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. 
    
    Задание обучающимся:
    познакомьтесь с фрагментом исторического документа и ответьте на вопросы.( В это время один из учащихся выполняет задание по карте. Найти и показать крупнейшие стройки четвёртой пятилетки)
    
    Используется раздаточный материал.
    Из «Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г.:
    «Восстановить пострадавшие регионы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах.
    В этих целях необходимо:
    Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта.
    Добиться подъема сельского хозяйства и промышленно­сти, производящей средства производства, и создать в стране обилие основных предметов потребления.
    Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех от­раслях народного хозяйства СССР, для чего необходимо не только догнать, но и перегнать в ближайшее время достижения науки за пределами СССР.
    Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства.
    Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение Вооруженных сил Советского Союза но­вейшей военной техникой.
    Всемерно развивать строительную индустрию.
    Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства жилищного фонда страны.
    Превзойти довоенный уровень народного дохода и уро­вень народного потребления, для чего всемерно поднять пище­вую промышленность, развернуть массовое производство пред­метов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот, отменить в ближайшее время карточ­ную систему, заменить ее развернутой культурной советской торговлей.
    Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные
    кадры рабочих на основе улучшения организации труда и обес­печения на предприятиях лучших жилищных и материальных
    условий, обеспечить рост высококвалифицированных техниче­ских кадров.
    Повысить производительность труда на основе полного использования 8-часового рабочего дня, всесторонней механи­зации трудоемких отраслей промышленности».
    Вопросы:
    - Опираясь на фрагмент текста закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР на 1946-1950 гг., назовите основные задачи на ближайшую пяти­летку (1946-1950 гг.).
    
    Основные задачи плана:
     восстановить пострадавшие от войны районы страны в течение 5 лет. 
    достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. 
     Планом предусматривалось:
    Обеспечить рост промышленного производства на 48%, сельскохозяйственного – на 27%.
    За годы пятилетки:  построить 2700 новых предприятий, восстановить 3200 разрушенных предприятий 
    - Какие направления явились приоритетными? Почему? Аргументируйте ответ, опираясь на текст закона.
    Основной упор делался на развитие:
    Тяжелой промышленности (в первую очередь машиностроения)
    Железнодорожного транспорта
    Планировался среднегодовой рост зарплаты на 48%
    Проблемами восстановительного периода были:
    нехватка квалифицированных кадров.
     дефицит финансовых средств.
    возвращение демобилизованных. (Численность армии сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), 
    необходимость поддержки восточноевропейских государств.
    необходимость скорейшего укрепления обороноспособности страны в условиях начинающейся  «холодной войны».
    Итоги четвертой пятилетки. 
    Не смотря на трудности итогами четвертой пятилетки стали:
    Перевод промышленности на мирные рельсы совершился в 1946 г. 
    целые отрасли переориентировали  на производство мирной продукции. 
    Уже в 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня. 
    Восстановлены  разрушенные в годы  войны электростанции, металлургические, машиностроительные,  добывающие заводы. 
    Общий план повышения промышленного производства выполнили и даже перевыполнили. По официальным данным, уровень его превысил в 1950 г. довоенный на 73%. 
    - Что позволило народам нашей страны добиться быстрого восстановления экономики в послевоенные годы и успешного выполнения четвертого пятилетнего плана?
    Послевоенные репрессии.
    Однако в идеологической сфере изменений не произошло, более того, увеличилась изоляция СССР от зарубежных стран (кампании по борьбе с космополитизмом). Преобразования не коснулись систем госбезопасности и ГУЛАГа, а с 1948 г. начался новый виток репрессий, жертвами которого стали не менее 6 млн. человек. 
    Вопросы:
    Почему в конце 1940-х - начале 1950-х гг. по стране пошла новая волна репрессий?
    Как могло случиться, что она обрушилась и на тех людей, стойкость которых была только что проверена тяжелейшими испытаниями военного времени?
    Рассказ учащегося.
    Великая Отечественная война сумела изменить обществен­но-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 1950-х гг.
    Великая победа советского народа в войне породила надежды:
    у крестьян - на роспуск колхозов;
    у интеллигенции - на ослабление политического диктата;
    у населения союзных республик - на изменение в нацио­нальной политике;
    в среде обновившейся за годы войны партийно-государст­венной номенклатуры зрело понимание необходимости перемен.
    Происходило раскрепощение общественного сознания, на­дежда на изменение в политической и экономической сферах советского общества после войны и расширение демократии.
    «Демократический импульс» войны проявился и в возникно­вении ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Челя­бинске, Свердловске.
    Недовольство проводившейся политикой советского руковод­ства выражали и те офицеры и генералы, которые почувствовали определенную независимость в принятии решений в годы Великой Отечественной войны, а после окончания войны оказа­лись теми же «винтиками» в сталинской системе.
    Советская власть была сильно обеспокоена данными на­строениями в обществе.
    Проявилась боязнь И. В. Сталина потерять контроль над мас­сами.
    Курс И. В. Сталина был направлен на ужесточение репрес­сивной политики, восстановление тотального контроля над умами с одной стороны, а с другой - по пути демонстративной видимо­сти демократизации советского общества.
    Один из первых ударов был направлен на военнопленных. Около 2 млн человек после освобождения из фашистских конц­лагерей были направлены в сибирские и ухтинские лагеря (ГУЛАГ).
    В сибирские и ухтинские лагеря были сосланы и «чуждые элементы» из республик Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины.
    В 1948 г. созданы лагеря «специального режима» для осуж­денных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюцион­ные акты».
    Помимо политических заключенных в лагерях после Вели­кой Отечественной войны оказалось огромное количество тру­жеников, которые не выполняли существовавшие нормы выра­ботки.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было дано право выселять в отдален­ные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельно­сти в сельском хозяйстве.
    И. В. Сталин стал опасаться возросших в ходе Великой Оте­чественной войны авторитета и популярности военных.
    И. В. Сталин санкционировал арест маршала авиации А. А. Но­викова, генералов Г. Н. Понеделина, Н. К. Кириллова, ряда со­служивцев маршала Г. К. Жукова.
    Г. К. Жуков был отправлен командовать Уральским военным округом.
    К. К. Рокоссовский отправлен сначала в тюрьму, а затем ми­нистром обороны Войска Польского.
    Репрессии затронули и часть партийных работников, в част­ности тех, кто активно стремился к самостоятельности и незави­симости от центральной власти.
    В начале 1948 г. арестованы практически все лидеры ленин­градской партийной организации. Общее количество арестован­ных по «ленинградскому делу» - приблизительно 2000 человек.
    Спустя некоторое время были отданы под суд и расстреляны 200 человек, среди них - Председатель Совета министров России М. Родионов, член Политического бюро и Председатель Госу­дарственного плана СССР Н. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. Кузнецов. Их обвинили в попытке создать компартию РСФСР. «Ленинградское дело» должно было стать суровым предостережением всем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем «вождь народов».
    Одновременно с «ленинградским делом» началась кампания борьбы с «космополитами» - людьми, которым приписывалось низкопоклонство перед Западом.
    Кампания борьбы с космополитизмом вызвала активный раз­гул национализма, гонение и репрессии против национальных меньшинств.
    В 1953 г. последним из процессов стало «дело врачей», об­виненных в неправильном лечении высшего руководства стра­ны, повлекшем смерть ряда виднейших деятелей.
    За 1948-1953 гг. жертвами репрессий стали почти 6,5 млнчеловек.
    
    Закрепление.
    ТЕСТ  1  Восстановление народного хозяйства
    1. После победы в войне советские граждане ожидали:    
     а) отмены денежных знаков  
     б) роспуска колхозов   
    в) усиления контроля на производстве
    2. Основные  капиталовложения после войны  шли  на развитие:
     а) сельского хозяйства   
     б) тяжелой промышленности    
     в) легкой промышленности
    3. К началу 50-х гг. объем промышленного производ­ства в СССР: 
     а) продолжал отставать от довоенного уровня  
     б) достиг довоенного уровня   
     в) превысил довоенный уровень
    4. К политике сталинских властей в деревне в по­слевоенное время относится:
    а) выдача колхозникам паспортов 
    б) введение налогов на приусадебное хозяйство
    в) повышение закупочных цен на сельскохозяйст­венные продукты
    5. К источникам быстрого восстановления народно­го хозяйства в послевоенное время не относится:  
     а) получение репараций Германии и Японии 
     б) получение крупных займов США   
     в) трудовой героизм советских людей
    6. Четвертый пятилетний план предусматривал:
    а) равномерное распределение капиталовложений между промышленностью и сельским хозяйством  
    б) перекачку денежных средств из промышленнос­ти в сельское хозяйство
    в) перекачку денежных средств из сельского хо­зяйства в промышленность
    7. Для послевоенного сельского хозяйства не харак­терно:  
    а) нехватка рабочей силы 
    б) роспуск части колхозов и совхозов   
    в) сокращение посевных площадей
    8. Политика сталинских властей в послевоенный период в деревне была направлена:
    а) на повышение уровня жизни колхозников   
    б) на развитие частного сектора в сельском хозяйстве  
    в) на использование сельского хозяйства для раз­вития промышленности
    9. Голод 1946 г.:  
    а) вынудил   власти   сократить   государственные  хлебные поставки
    б) стал причиной гибели около 1 млн советских лю­дей
    в) заставил власти СССР принять международную  помощь
    
    Домашнее задание: §30. Знать новые понятия, термины, даты и события.
    
    
    
     

    Автор(ы): Дёмина Н. В.

    Скачать: История 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку