Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

54 Великая французская революция и ее последствия для Европы (Хамидуллина А.Ш.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета    История 
    Класс  10
    УМК (название учебника, автор, год издания)
    -«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. Н.В. Загладин, 2004.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый
    Тема урока     Великая французская революция и ее последствия для Европы.  
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы-   1
    Место урока в системе уроков по теме  второй  урок  главы «Время потрясений и перемен. 
    Тип урока: урок усвоения  новых знаний. 
    Цель урока:  выявить  характер событий Великой французской революции как начало времени перемен и потрясений, повлиявших на всю Европу. 
    Задачи урока:
    -  выявить причины революции;
    - установить причинно-следственные связи между явлениями;
    -анализировать  историческую  информацию.
    Планируемые результаты: ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий в процессе революций XVII—XVIII вв.; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе выполнения познавательных заданий по истории Франции; устанавливать причинно-следственные связи изучаемых революционных событий; осуществлять сравнение революционных событий в  Франции, заполнять сравнительные таблицы; осуществлять расширенный поиск иллюстративного материала о событиях революций с использованием ресурсов библиотек и Интернета, оформлять результаты работы в виде электронной презентации.
    Техническое обеспечение урока
    - компьютер 
    - презентация 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):  
    История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова,  А. В. Ревякин. — М. : Просвещение, 2014.
    Раздаточный материал, БИД (банк исторических данных).
                                       Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
    Понятие
    Исторические примеры
    
    Революция
    В середине XVII в. в Англии, в середине XVIII в. в Северной Америке и в конце XVIII в. во Франции произошли политические революции, коренным образом изменившие основы общественного строя: в частности, в результате сложились такие формы правления, как ограниченная монархия (Англия) и республика (США и Франция), были разрушены остатки феодальных отношений. США получили независимость от Великобритании
    Республика
    Форма правления,  при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. 
    
                                                       Ход урока
    1. Оргмомент. Девиз «Истории славной великие даты мы в памяти будем по жизни нести, почувствуем сердцем  что было когда-то, представим себе вековые пути».
    2. Постановка учебной задачи. 
    Проблема: выявить  характер событий Великой французской революции как начало времени перемен и потрясений, повлиявших на всю Европу.
    3. Актуализация знаний. 
    Работ с понятиями: революция  (В середине XVII в. в Англии, в середине XVIII в. в Северной Америке произошли политические революции, коренным образом изменившие основы общественного строя: в частности, в результате сложились такие формы правления, как ограниченная монархия (Англия) и республика (США), были разрушены остатки феодальных отношений. США получили независимость от Великобритании) , республика (форма правления,  при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами).
    Заполнение таблицы.
                              Причины революций XVII—XVIII вв.
    Англия 
    Северная Америка 
    
    Религиозный  конфликт — требование пуритан  очищения англиканской церкви от остатков католицизма
    
    Противоречие  между экономическим  процветанием колоний и ограничением  предпринимательской инициативы колонистов
    
    
    Политический  кризис  —  стремление Якова  I  установить абсолютную  монархию
    
    Политический  конфликт — отсутствие представительства
    колоний в английском
    парламенте, права голоса в решении дел,
    касающихся колоний
    
    
    
    4. Усвоение новых знаний.
    План изучения:
    1. Причины революционных событий
    2. События, люди, идеи. 
    3. Итоги революции.
    
    1. Причины революционных событий
    Групповая работа  по тексту  учебника стр. 288 учебника, ресурсам Интернета,  по презентации.
     По итогам работы учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания к таблице.
    Продолжают заполнение таблицы «Причины революций XVII—XVIII вв.»
    Англия 
    Северная Америка 
     Франция
    Религиозный  конфликт — требование пуритан  очищения англиканской церкви от остатков католицизма
    
    Противоречие  между экономическим  процветанием колоний и ограничением  предпринимательской инициативы колонистов
    
    Социальные  проблемы  —  сохранение со  времён  Средневековья  сословных привилегий и сеньориального строя (крестьянские повинности)
    Политический  кризис  —  стремление Якова  I  установить абсолютную  монархию
    
    Политический  конфликт — отсутствие представительства
    колоний в английском
    парламенте, права голоса в решении дел,
    касающихся колоний
    
    Политический  кризис  —  неэффективность абсолютистского правительства, его
    неспособность провести реформы
    
    Вопросы и задания для учащихся.
     1. Проблемы в каких сферах жизни общества вызвали революционные события в каждой из стран? 
    2. Выделите общие черты и различия в причинах изучаемых революций.
    2. События, люди, идеи.
    Групповая работа по ресурсам Интернета, по презентации  выступает с сообщением о важнейших событиях, этапах,  участниках революции.
    Рекомендации к выполнению работы. В процессе подготовки сообщения необходимо отобрать и разместить в хронологическом порядке наиболее важные, поворотные события революции, показать их рядовых участников и выдающихся политических деятелей.
    Сообщение сопровождается презентацией, главная задача которой — создать образ изучаемых событий и их участников, поэтому в неё включается лишь изобразительный ряд: исторические карты, картины художников — современников событий, портреты,  т. п. 
    Вопросы и задания для учащихся. 
    1. Назовите поводы, послужившие началом каждой из революций. 
    2. Наблюдается сходство в событиях всех трёх революций? Если да, то в чём оно состоит? Приведите примеры. 
    3. Почему во всех трёх странах события имели насильственный характер?
    
    3. Итоги революций XVII—XVIII вв.
    Групповая работа. Работа с БИДом.
    Каждая группа выступает с перечислением итогов революционных событий в изучаемой стране.
    Итоги революций XVII—XVIII вв.
    Сфера жизни
    общества
    
    Англия 
    Северная
    Америка
    
    Франция
    
    Политическая 
    Ограничение монархии, прин-
    цип разделения властей; закрепление  парламентских свобод и установление парламентаризма; обеспечение личной  неприкосновенности граждан; формирование  политических партий
    Создание независимого государства — США; установление республики, принцип разделения властей;
    принятие  идеи федеративного
    устройства; обеспечение
    прав и свобод
    граждан
    Установление к
    1795 г. республики,  принцип р а з д е л е н и я властей;  обеспечение  прав и свобод граждан 
    
    Экономическая 
    
    
     
    
    
    
    Отмена цехового строя ремесла и торговли; свобода  предпринимательской  деятельности; введение метрической
    системы мер
    Социальная 
    
    
    
    Упразднение
    Сеньориального строя и повинностей, сословных различий
    
    Вопросы для учащихся. 
    1. В какой сфере жизни общества результаты революций были наиболее масштабными и впечатляющими?
     2. В чём сходство результатов революций? 
    3. Какие идеи просветителей воплотились в жизнь в результате революций?
    Обсуждение  в группах.
    Вывод по теме: революция во Франции стала логическим завершением  эпохи Просвещения, применив на практике  ее идеи. Это стало началом перемен и потрясений в Европе.
    5. Закрепление. Задание № 7 стр. 288 учебника. Синквейн «Революция».
    6. Подведение итогов. Выставление оценок.
    7. Д\з Параграф 38, БИД, на выбор: презентация, материал для кейса, эссе. 
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку