Название предмета История Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый Тема урока Древнерусское государство при Святославе и Владимире Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Цель урока: формирование личностной позиции учащихся в оценке деятельности Святослава и Владимира как государственных деятелей, значении их политики для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом. Задачи урока: - углубить знания десятиклассников о политике русского государства в период княжения Святослава и Владимира, подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства определило духовную основу российской цивилизации и способствовало укреплению Древнерусского государства, имело судьбоносное значение для отечественной культуры и цивилизации в целом; - продолжить формирование аналитических умений учащихся; Планируемые результаты: Личностные- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - развитие навыков использования различных источников информации, способности решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России Техническое обеспечение урока Историческая карта «Древняя Русь в 9 – 11 вв Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): портреты Святослава и Владимира, раздаточный материал. Тип урока: открытие нового знания Ход урока I.Организационный момент II. Мотивационно-целевой этап Работа в группах с раздаточным материалом 1группа В науке существуют разные оценки места Святослава в российской истории. Одни ученые видят в нем, прежде всего воина, рыцаря, талантливого военачальника. Другие полагают, что он проявил себя ярче всего на дипломатическом поприще. А.Н.Сахаров, например, считает, что деятельность Святослава «отличалась крупными масштабами, смелостью решений и глубоким пониманием государственных интересов Руси». В учебнике А.Н.Сахарова князь Святослав небезосновательно называет Александром Македонским Восточной Европы. Известный ученый Б.А.Рыбаков полагал, что при князе Святославе произошло принципиальное изменение внешней политики Руси. Третьи отрицают обе эти характеристики. Что же касается успехов на дипломатическом поприще, они с иронией замечают, что Святослав «носился» из одного конца Европы в другой бессистемно, хаотически. Вопрос: Какие оценки деятельности Святослава существуют среди историков? 2 группа Патриарх московской и всея Руси Алексей 2 (р. 1929 г.), отвечая на вопросы корреспондента журнала «Родина» (2002 год №9), в числе событий из жизни Русской Церкви, ставших вехами для формирования православного сознания россиян, назвал празднование тысячелетия крещения Руси. «Атеистическое государство, - сказал он,- к этому юбилею сделало ряд послаблений для Церкви. Ей был возвращен Свято-Данилов монастырь, немного поутихла безбожная пропаганда. Потом постепенно стало меняться законодательство о религии, был значительно упрощен процесс регистрации церковных общин. Стали возвращать храмы, монастыри... Открылись новые духовные семинарии, появились православные теле- и радиопередачи». Вопрос: с деятельностью какого князя, связано упоминаемое в тексте событие? Тема урока «Древнерусское государство при Святославе и Владимире» Проблемный вопрос: Каково значение политики Святослава и Владимира для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом. III.Изучение нового материала 1) Особенности прихода к власти Святослава и Владимира 945- 972 тт. - правление князя Святослава. Вплоть до начала 960-х гг. страной фактически управляла его мать княгиня Ольга: вначале из-за малолетства Святослава, а затем из-за того, что он уделял основное внимание военным походам 972 – 980гг. – первая усобица на Руси (борьба между сыновьями Святослава за власть) Обстановку в княжеском доме после смерти князя Святослава рассматриваем образно. (Работа со схемой) Личностная характеристика князя Владимира на страницах учебника А.Н.Сахарова вполне вписывается в историю борьбы за власть между наследниками княжеского дома Святослава, в которой действующие лица не стеснялись в выборе средств. В ход пускались заговор, предательство, привлечение в войско варягов, манипулирование верованиями людей и т.д. Владимир преуспел более остальных и стал единоличным правителем Руси. 980-1015г.г. 2. Внутренняя и внешняя политика князей Работа в группах с текстом учебника и картой, заполнение таблицы Исторический портрет КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) 945- 972 тт. - правление князя Святослава. Вплоть до начала 960-х гг. страной фактически управляла его мать княгиня Ольга: вначале из-за малолетства Святослава, а затем из-за того, что он уделял основное внимание военным походам Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) 1. 964-965 г.г. - успешный поход Святослава на ВолжскуюБулгарию и Хазарский каганат. Уничтожение Хазарского каганата. Последствия: Исчезновение угрозы постоянных набегов хазар. Но их место вскоре заняли еще более агрессивные кочевники - печенеги. 2. 967-972 г.г.- попытка продвижения на Балканы. Главная цель - получить контроль над устьем Дуная и тем самым увеличить доход казны за счет пошлин с купеческих караванов, в то время как походы Олега и Игоря носили узкокорыстный, грабительский характер. Значение деятельности (деятель в оценках историков, современников …) Приемы послов и их делегирование, связи с сопредельными государствами совместные военные экспедиции и союзы – все, в конечном счете, работало на будущее, когда Русь превратиться в крупнейшее европейское государство. Период правления Святослава – важный этап на этом пути. Исторический портрет Владимира I Представление деятеля (государственный деятель, правитель, руководитель партии и др.) Время жизни и деятельности (век, эпоха, период истории страны …) Третий сын князя Святослава, родившийся от его рабыни Малуши. Один из самых значимых правителей в русской истории. Князь Руси (980-1015 гг.). Конец Х - начало XI вв. Время междоусобных войн сыновей Святослава Игоревича. Расцвет Древнерусского государства. Основные направления деятельности ( факты, характеризующие деятельность личности, достижения, основные результаты …) Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси. Обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Сооружение крепостей по рекам, застав на границе со степью. В 980 г. осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Принятие христианства в 988г. Монотеистическая религия укрепила власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности. Единая вера способствовала укреплению единства страны и народа. Особое значение принятие христианства имело для развития русской культуры. Результаты деятельности (деятель в оценках историков, современников …) Расширил и укрепил Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.). Вырос международный авторитет Руси. Правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам. Владимир канонизирован церковью как святой, именуется «равноапостольным». Владимир Красное Солнышко. «Каган земли Русской». Коллективное обсуждение итогов самостоятельной работы 3. Причины и значение принятия христианства Работа с текстом учебника, историческими источниками. Составление в тетради схемы Принятие христианства 988г. Причины Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе. Оправдание социального неравенства. Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям Значение Укрепило государство, власть князя и порядок в стране. Повысило Международный авторитет Руси, установило равноправные отношения с другими государствами. Приобщал к греческой (византийской) культуре, способствовало развитию архитектуры, живописи, иконописи. Укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: кровную месть, человеческие жертвоприношения, что способствовало увеличению населения. Способствовало подъему духовности Руси, появлению монастырей; распространению письменности появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, примонастырях открывались школы, библиотек. Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, появлению крупного церковного и монастырского землевладения Вывод о значении конфессионального фактора в становлении и развитии российской цивилизации. Проблемы, связанные с конфессиональным фактором, его местом и ролью в жизни людей и отдельного человека, волнуют человечество тысячелетиями. Не потеряла значения эта тема и в наши дни. По мнению известного ученого Г.С.Померанца, «современная цивилизация сама себя назвала постхристианской. Она потеряла свои старые святыни и не нашла новых. В ней рухнула иерархия, на вершине которой чувствуется что-то безусловное, священное по отношению, к которому все остальное располагается по вертикали – одно повыше другое пониже, и ясно, что честь выше бесчестия, сердечное чувство выше слепого чувственного порыва и, в конечном счете, священный смысл жизни выше самой жизни. Мы не думаем больше о святынях, мы говорим о ценностях, которые все лежат на одной плоскости, как игральные карты на столике, и достоинство королей и дам, зависит от правил игры. Потеряно основание сдерживать порывы, мешающие прорастать божественному зернышку в сердце. Христиане называли это зернышко образом и подобием Бога». Имея в виду многоконфессиональный состав населения России и, как его отражение, состав учащихся современной школы и отдельного класса, где зачастую присутствуют люди, исповедующие различные религии или не исповедующие никакой, учителю надлежит быть предельно деликатным при изучении программных тем, связанных с религией, дабы избежать осложнений межнациональных отношений. Проблемный вопрос: Каково значение политики Святослава и Владимира для последующего развития отечественной истории и цивилизации в целом. IV.Дыхательная гимнастика V. Закрепление материала 1. Работа с картой: Совершите воображаемое путешествие по исторической карте с воинами Святослава и Владимира. Укажите направления, результаты походов, отметьте, какова была судьба завоеванных земель. 2. Решение проблемных задач: Как вы относитесь к суждению: «Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм европейских государей и был бы младшим в нем, весьма ограниченным в своей свободе. Крестившись от греков, Владимир сохранил свою независимость». Какие проблемы ставит автор? VI. Рефлексия Какие новые факты истории Древней Руси произвели наибольшее впечатление? VII. Домашнее задание Написать историческое сочинение по периодам 962-972г.г., 980-1015г.г.на выбор.
Автор(ы): Семенюк М. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx