Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

49 Культура и быт России во второй половине XVIII века (Латыпов Э.Р.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: история
    Класс: 10 
    УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных  учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока:  Культура и быт России  XVIII в.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века
    Цель урока: дать представление об основных достижениях и направлениях духов­ной жизни русского народа, также его бытовой культуре в XVIII в.
    Задачи урока:
    - дать представление о развитии изобразительного искусства России XVIII в., 
    охарактеризовать бытовую культуру русского народа.
    Планируемые результаты:
    Личностные  - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,  развитие толерантности  как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
    Метапредметные -  развитие навыков использования  различных источников  информации, способности  решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
    Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России
    Техническое обеспечение урока: портретная галерея, любые иллюстрации, включая те, что да­ны в учебнике
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: наглядности, картинки
    Тип урока: семинар
    Ход урока
    I. Оргмомент
    II. Проверка домашнего задания
    Устный опрос
    1. Какие плюсы и минусы приносил России рост её территории во второй половине XVIII в.?  Чего, на ваш взгляд, было больше- плюсов или минусов?
    2. Перечислите факторы развития экономики во второй половине 18 века. Что способствовало экономическому развитию, а что тормозило его?.
    3. Можно ли считать взаимоприемлемыми два утверждения: «Крепостничество тормозило развитие экономики России» и «Крепостничество обеспечивало экономическое развитие России в этот период»
    III. Изучение нового материала
    1.Сообщение учителя: Мы заканчиваем изучение истории России в XVIII в. Этот урок будет посвящен русской культуре этого столетия. В XVIII в. происходит перестройка всей культуры на началах рационализма. Если ранее явле­ния природы, общественной жизни люди (речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, божьим провидением, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественно-научные, или рациональные (т. е. объяснимые разумом) принципы.
    2. Работа в группах. 
    Что еще в изучаемую эпоху строится на основах рационализма? (Например, устройство государство. Со времен Петра I просвещенные люди стремятся устроить государственную машины па принципах рационализма - утилита­ризма, максимальной эффективности управления.)
    Другим общим процессом было становление в XVIII в. науки как основы всех представлений о мире. Разрозненные ранее естественно-научные сведения начинают складываться в единую систему строго обоснованных знаний.
    Третьим характерным признаком культуры этого времени стала ее секуляризация. В дальнейшем мы с вами будем говорить преимущественно о светской культуре.
    Четвертым важным именно для русской культуры принципом стала ориентация на западно-европейскую культуру. Несомненно, поворот русской культуры лицом к западной шел и ранее (в XVII в.), однако, лишь начиная с эпохи Петра I русская культура включается в общеевропейский процесс.
    3. Работа по учебнику. Заполнение таблицы «Государственная политика в области просвещения» (составляется учителем на доске и учениками в тетрадях, на основа­нии совместного чтения раздела «просвещение» учебника -
    
    
    
    
    4.  Самостоятельная работа с учебником с записью основ­ных фактов учениками в тетради.
    
    IV.Практикум
    1. Проблемная ситуация
     Новым явлением, принципиально важным для характеристики культуры второй половины 18 в., является превращение знаний в науку. Докажите это.
    - Между древнерусской, средневековой культурой второй половины 18 века существует определенная связь и преемственность. Докажите или опровергните эти утверждения конкретными примерами.
    - Для средневековой русской культуры характерно неограниченное господство Церкви в духовной сфере жизни общества. Что нового появилось во второй половине 18 в?
    2. Сочините сценарий праздника в дворянской усадьбе 18 в.
    Чему посвящен праздник? Каков ход праздника? Описание гостей, их состава, общественного положения, костюмов, поведения.
    V. Итог урока
    В XVIII в. благодаря переориентации культуры высших сословий на Запад, Рос­сия приобщается к общеевропейской культуре и становится одним из ее важных центров.
    VI. Рефлексия
    Я  знал…….  
    Новым для меня было……
    
    VII. Домашнее задание
    § 9 Решите задачу. Кто учит недоросля Митрофанушку? Сержант Цыфиркин, дьячок Кутейкин : «Азъ есьм червь, а не человек ..» Его учат по Часослову, а не по учебникам. Какие противоречия культуры второй половины 18 века выражены в этих фактах?
    
    
     

    Автор(ы): Латыпов Э. Р.

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx