Название предмета: история Класс: 10 УМК: Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. Уровень обучения: базовый Тема урока: Культура и быт России XVIII в. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: Россия в эпоху дворцовых переворотов во второй половине 18 века Цель урока: дать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа, также его бытовой культуре в XVIII в. Задачи урока: - дать представление о развитии изобразительного искусства России XVIII в., охарактеризовать бытовую культуру русского народа. Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - развитие навыков использования различных источников информации, способности решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России Техническое обеспечение урока: портретная галерея, любые иллюстрации, включая те, что даны в учебнике Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: наглядности, картинки Тип урока: семинар Ход урока I. Оргмомент II. Проверка домашнего задания Устный опрос 1. Какие плюсы и минусы приносил России рост её территории во второй половине XVIII в.? Чего, на ваш взгляд, было больше- плюсов или минусов? 2. Перечислите факторы развития экономики во второй половине 18 века. Что способствовало экономическому развитию, а что тормозило его?. 3. Можно ли считать взаимоприемлемыми два утверждения: «Крепостничество тормозило развитие экономики России» и «Крепостничество обеспечивало экономическое развитие России в этот период» III. Изучение нового материала 1.Сообщение учителя: Мы заканчиваем изучение истории России в XVIII в. Этот урок будет посвящен русской культуре этого столетия. В XVIII в. происходит перестройка всей культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни люди (речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, божьим провидением, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественно-научные, или рациональные (т. е. объяснимые разумом) принципы. 2. Работа в группах. Что еще в изучаемую эпоху строится на основах рационализма? (Например, устройство государство. Со времен Петра I просвещенные люди стремятся устроить государственную машины па принципах рационализма - утилитаризма, максимальной эффективности управления.) Другим общим процессом было становление в XVIII в. науки как основы всех представлений о мире. Разрозненные ранее естественно-научные сведения начинают складываться в единую систему строго обоснованных знаний. Третьим характерным признаком культуры этого времени стала ее секуляризация. В дальнейшем мы с вами будем говорить преимущественно о светской культуре. Четвертым важным именно для русской культуры принципом стала ориентация на западно-европейскую культуру. Несомненно, поворот русской культуры лицом к западной шел и ранее (в XVII в.), однако, лишь начиная с эпохи Петра I русская культура включается в общеевропейский процесс. 3. Работа по учебнику. Заполнение таблицы «Государственная политика в области просвещения» (составляется учителем на доске и учениками в тетрадях, на основании совместного чтения раздела «просвещение» учебника - 4. Самостоятельная работа с учебником с записью основных фактов учениками в тетради. IV.Практикум 1. Проблемная ситуация Новым явлением, принципиально важным для характеристики культуры второй половины 18 в., является превращение знаний в науку. Докажите это. - Между древнерусской, средневековой культурой второй половины 18 века существует определенная связь и преемственность. Докажите или опровергните эти утверждения конкретными примерами. - Для средневековой русской культуры характерно неограниченное господство Церкви в духовной сфере жизни общества. Что нового появилось во второй половине 18 в? 2. Сочините сценарий праздника в дворянской усадьбе 18 в. Чему посвящен праздник? Каков ход праздника? Описание гостей, их состава, общественного положения, костюмов, поведения. V. Итог урока В XVIII в. благодаря переориентации культуры высших сословий на Запад, Россия приобщается к общеевропейской культуре и становится одним из ее важных центров. VI. Рефлексия Я знал……. Новым для меня было…… VII. Домашнее задание § 9 Решите задачу. Кто учит недоросля Митрофанушку? Сержант Цыфиркин, дьячок Кутейкин : «Азъ есьм червь, а не человек ..» Его учат по Часослову, а не по учебникам. Какие противоречия культуры второй половины 18 века выражены в этих фактах?
Автор(ы): Латыпов Э. Р.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx