Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

25 Внешняя политика Ивана IV (Теняков О.Я)

Текст урока

  • Конспект

     История.
    10 класс.
    УМК – А.Н. Сахаров, «История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2004 (ч.1).
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Внешняя политика Ивана IV.
    Часы отведенные на изучение темы:1.
    Место урока в системе уроков по теме:2.                                                                                                           Тип урока: комбинированный.                                                                                                                                                Форма урока: лекция.
     Цель: дать характеристику основных направлений внешней политики царя Ивана IV,показать ее результативность.
    Задачи:
     на основе использования лекционного метода обучения с включение решения проблемных вопросов помочь учащимся в развитии способности логически мыслить, анализировать, обобщать, применять знания на практике по теме «Внешняя политика Ивана IV».
    Воспитывать чувство сопричастности к судьбе Родины, патриотизм.
    Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать    формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.
    
    Планируемые результаты: предметные- формировать понятийный аппарат, уметь применять исторические знания для характеристики народных восстаний, понимать их причины и значение; метапредметные- умение читать историческую карту и использовать ее как исторический источник, представлять текстовую информацию в табличной форме, выявлять общие черты и различия путем сравнительного анализа; личностные- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.
      Оборудование:  карта «Русское государство в  XVI в.»,  мультимедийный проектор, презентация,  учебник А.Н. Сахаров, «История России с древнейших времен до конца XVI века».
      План урока
         1.Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                                                                                                 2. Присоединение Казани.                                                                                                                                                                     3. Присоединение Астрахани.                                                                                                                                                                  4. Значение присоединения Поволжья.                                                                                                                                                 5. Ливонская война.                                                                                                                                                          6 Покорение Сибири.                                                                                                                                                                        7. Закрепление. 
    Этапы   урока.
    1.Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. 
    3. Актуализация знаний.
    4.Изучение нового материала. 
    5. Закрепление. 
    6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.                                                               8. Подведение итогов урока.
    
     Хорд урока.
    1. Организационный момент.
    2. Постановка цели и задач урока. Сообщение темы урока.
    3. Актуализация знаний.
    Фронтальный  опрос по теме «Реформы Избранной рады». Вопросы и задания из учебника стр280-281.
    Вопросы на повторение:
    1. В каком веке распалась Золотая орда?
    2. На какие ханства она распалась? Какие взаимоотношения были у них с Россией в 16 веке?
    3. Которые из ханств были особенно опасны? Почему?
    Вывод. Хотя монгольского ига не стало, так как Русь от него освободилась, но осколки Золотой Орды в виде монгольских ханств сохранились и сильно мешали экономическому развитию России; большая часть торгового пути с Востоком находилась в середине 16 века на территории этих ханств, которые препятствовали торговле русских купцов с восточными странами по Каспийскому морю. Русское государство находилось в трудном положении; оно было окружено враждебными государствами с востока, юга и запада.
    Отсюда вытекают задачи внешней политики Ивана IV:
    обезопасить свою страну от внешних врагов;
    создать условия для ее успешного экономического развития. (Материал повторения использовали как плавный переход от опроса к новой теме урока.)
    4. Изучение новой темы «Внешняя политика Ивана IV». Тема записывается в тетрадь.
    Задание на урок (сл.-3). Записать в тетрадях основные направления внешней политики.
     Завоевание Казанского ханства. Рассказ учителя с опорой на презентацию (сл.-4-8). В ходе прослушивания рассказа учащиеся записывают ключевые даты.
    Казанские отряды грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов. 2 похода на Казань безуспешны, к третьему готовились серьезно: построили разборную крепость Свияжск, собрали 150 тысяч воинов, 150 артиллерийских орудий. Русские штурмом брали Казань, на них со стен кидали камни, толкали бревна, лили кипящую смолу. На штурмующих летели тучи стрел. Штурмом взять Казань не смогли. Началась осада. Осадными работами руководил Иван Выродков, сделали подкоп, заложили в него 48 бочек пороха. На рассвете 2 октября 1552 года раздался страшный взрыв, в пролом вошли войска. Страшная битва началась в самом городе: после боя всюду груды мертвых, всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. Казанское ханство покорилось. Населению обещали защиту от внешних врагов, уважительное отношение к исламу. Добровольно перешли в русское подданство удмурты, чуваши, марийцы, часть башкир. Русское государство стало еще более многонациональным.
     Присоединение Астраханского ханства. Рассказ учителя с опорой на презентацию (сл.-9,11).
    В 1556 году Астраханское ханство объявило о разрыве с Москвой. Туда были посланы русские войска.
    Чтение стихотворения о взятии Астрахани (сл.-10). Учащиеся делают вывод о значении присоединения Поволжья (сл.-12).
    Все Поволжье вошло в состав России, торговый путь по Волге был открыт для наших кораблей.
    Причины и начало Ливонской войны (рассказ учителя (Сл.-13-17)).  Достигнув блестя­щих успехов на востоке, Иван IV обратил свои взоры на запад. Отсутствие портов на Балтике ограничива­ло русскую торговлю со странами Европы (карта). А широкие хозяйственные свя­зи с передовыми европейскими странами очень нужны были, это хорошо понимал Иван IV. Иван IV решил отвоевать владения Ливонского ор­дена, ослабленного внутренними раздорами, и заполу­чить гавани на Балтийском море. Для начала войны представился удобный повод. По договору с Россией, заключенному в начале XVI века, Ливонский орден должен был выплачивать дань за город Юрьев, неког­да построенный Ярославом Мудрым. В 1557 году ры­цари заявили о своем отказе платить эту дань. 
    По настенной карте и карте учебника на стр. 216 – 217 сравнить территории России и Ливонского ордена.
    Ставится проблемный вопрос: кто должен победить в этой войне? Почему?
    Учащимся предлагается выдвинуть свою гипотезу.
    (Учащиеся могут предположить, что победит Россия, потому что она больше по территории, значит у нее территории проживает много людей, которые могут участвовать в войне и т.д..)
    Учащиеся глядя на  годы Ливонской войны, определяют ее продолжительность. Выявляют причину продолжительности войны. (Учащиеся высказывают предположения. Если они затрудняются, учитель говорит, что у России стало много сильных противников. Швеция, Дания, Речь Посполитая  - против России).
    Рассказ учителя. В 1558 году царь объявил ордену войну. Русские войска вступили в Прибалтику, взяли города Дерпт (Юрьев) и Нарву, подошли к Ревелю и Риге. Ливон­ский орден был на краю гибели. Магистр ордена об­ратился к русским с просьбой о перемирии. Иван IV согласился на шесть месяцев сложить оружие. Но это было се­рьезной ошибкой. За время пере­мирия Ливонский орден перешел под покровительство Литвы и пе­рестал существовать как само­стоятельное государство. Король Польши и Литвы сумел привлечь на свою сторону Данию и Шве­цию, которые вступили в войну против России.
    После окончания перемирия Иван IV попытался закрепить ус­пехи первых лет войны. В 1563 году московские полки продол­жили наступление и вступили в Литву. Русское командование решило нанести удар по городу-крепости Полоцку, который за­крывал пути на литовскую сто­лицу Вильно. В наступлении на Полоцк участвовала почти вся русская армия. Неширокая полоцкая дорога даже не могла вместить всей массы войск и обозов.
    В первых числах февраля 1563 года русская армия вышла к Полоцку и начала его осаду. На рассвете 15 февраля полоцкий гарнизон сдался. Но на этом успе­хи русских войск закончились. В 1564 году последо­вал ряд крупных поражений от литовцев.
    После первых успехов положение России в Ливонской войне все более ос­ложнялось. В 1566 году Иван Грозный созвал Зем­ский собор для обсуждения вопроса: продолжать ли войну с Литвой или заключать мир? Собор высказал­ся за продолжение военных действий.
    В 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую. Вскоре на польско-литовский престол был избран Стефан Баторий, та­лантливый полководец. В 1579 году войска Батория перешли в наступление и отбили Полоцк. Русские были вытеснены из Ливонии. В 1581 году поляки вторглись в пределы Российского государства и оса­дили Псков. Пользуясь ослаблением России, против нее начала военные действия Швеция. Ее войска ов­ладели Нарвой.
    Баторий привел 100-тысячное войско к Пскову. Осада города продолжалась пять месяцев. Оборону возглавил князь Иван Шуйский. Его вой­ска и жители города отбили более тридца­ти штурмов. Русские совершили около пя­тидесяти вылазок в стан врага. После по­лучения подкрепления войску Батория удалось с помощью тяжелых орудий про­бить бреши в городской стене и овладеть двумя башнями. Однако защитники Пско­ва взорвали захваченные врагом башни вместе с находившимися там вражескими солдатами. Армия Батория так и не смог­ла взять крепость. Но в 1582 году было за­ключено невыгодное для России перемирие с Речью Посполитой. В следующем году был подписан мир со Швецией.
    Изнурительная Ливонская война, длив­шаяся  25  лет,   закончилась   поражением России. Не имея морского флота и союзников, она столкнулась с крупными европейскими держа­вами — Литвой, Польшей и Швецией. С юга ей по­стоянно угрожало Крымское ханство. Основная зада­ча — выход к побережью Балтийского моря — так и не была решена. Россия теряла все свои приобрете­ния в Ливонии и на востоке Литвы, большую часть побережья Финского залива. Только мужество за­щитников Пскова оградило страну от других терри­ториальных потерь.
    
    Рассказ учителя. Оборона южных рубежей (сл.-18).
    Иван IV решил не начинать решительной борьбы с Крымским ханством, но Девлет – Гирей не унимался, он совершил набег на Русь в 1571 году, разграбил Москву, набег повторился, татары дошли до деревни Молоди в 50 км от Москвы, но были разбиты русскими войсками. Против набегов крымских татар при Иване 4 начали строить засечную черту из засек и крепостей, первая линия прошла от Брянска к Туле, от нее к Рязани. Позже построили Белгородскую черту от Белгорода к Ливнам, а от них к Воронежу.
    Рассказ учителя. Покорение Сибирского ханства. (сл.-19-21)
    На Сибирское ханство в середине 16 века стали нападать южные кочевники. Поэтому хан Едигер перешел в российское подданство, надеясь получить от России защиту от набегов. Население этого ханства стало платить русскому царю ясак – дань пушниной.
    После завоевания Поволжья русские купцы Строгановы стали осваивать Предуралье, им царь дал 146 верст земли по реке Каме до Чусовой. Их владения доходили до Сибирского ханства. В 1563 году к власти пришел Кучум, потомок Чингисхана. Он отказался платить ясак. Возобновил набеги в Предуралье. Строгановы получили разрешение царя давать им отпор.
    В 1581 году они послали отряд казаков во главе с атаманом Ермаком на стругах, помощником был атаман Кольцо. Заслушивается сообщение ученика (сл.-20).
    В упорном бою взяли Кашлык (он еще называется Искер, Сибирь); у казаков было преимущество: они имели огнестрельное оружие.
    Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (сл.-22)
    Приближалась зима, город пуст, вокруг степь, топлива нет, продуктов тоже. Это пугало казаков. Они хотели вернуться назад. Но Ермак и его сторонники стали их убеждать остаться: «Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться нам нельзя. Коли бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!»
    Эта же мысль звучит в думе К.Ф. Рылева «Смерть Ермака»:
    Нам смерть не может быть страшна:
    Свое мы дело совершили:
    Сибирь царю покорена,
    И мы – не праздно в мире жили!
    Отряд Ермака остался на зиму в Кашлыке, население обложили данью, своим «ребятушкам» запретили своевольничать. К весне из 500 человек осталось только 270: остальные погибли от холода и голода. Вот какой ценой русским доставалось освоение Сибири! Летом 1582 года был послан Иван Кольцо в Москву с письмом о завоевании Сибирского ханства. Он вернулся, привел в подкрепление 500 стрельцов, боеприпасы, жалованье и доспехи Ермаку – подарок царя Ивана IV. Но жить трудно. Кучум беспокоит. Хлеба мало. 5 августа 1584 года казаки на стругах пошли встречать бухарский обоз с хлебом. Обоз не встретили, устали, нашли место для ночлега при слиянии реки Вагая с Иртышом. Темнота, ветер, гроза, дождь. Ермак охрану не выставил. Кучум с отрядом оказался поблизости. Враги подкрались к казакам, весь отряд вырезали. Остались двое: один казак и Ермак. Атаман проснулся от стона раненого. Ермак схватился за оружие, отбиваясь, дошел до берега Иртыша и кинулся вплавь к стругам. Ранен был, силы слабели, доспехи тяжелы.
    Показ рисунка художника Б. Дехтерева «Гибель Ермака». (сл.-23)
    Спасшийся казак вернулся в Искер, сообщил о гибели Ермака. Но царь (уже Федор Иванович) прислал казаков и стрельцов, которые упорно продвигались в глубь Западной Сибири, настигли и разбили Кучума, он бежал и вскоре погиб. Сибирское ханство покорено Россией. Открылся путь для освоения всей Сибири до Дальнего востока и берегов Тихого океана. Ермака не забыли. Народ помнил о нем и складывал песни. В 1839 г в городе Тобольске, недалеко от того места, где находился древний Искер, ему поставлен памятник.
    Памятник Ермаку. (сл-24)
    Подведение итогов внешней политики. Возврат к проблемному вопросу начала урока (сл.-3)
    5.Закрепление по тестам (сл.-25-33)
    6.Оценка  усвоения новых знаний и работы на уроке.
    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.       § 21, вопросы и задания стр. 294.                                                                                                                                                     8. Подведение итогов урока.
    
     

    Автор(ы): Теняков О. Я

    Скачать: История 10кл - Конспект.docx