Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 21 Цели урока: обеспечить условия для совершенствования умения давать оценку деятельности исторической личности Ивана III, способствующей формированию его как государя всея Руси. Задачи:Образовательные: раскрыть основные направления политики Московского княжества во времена Ивана III; сформировать представление о личности государя и о его роли в процессе образования Российского государства. Развивающие: развивать умения глубокого проникновения в суть исторических событий и явлений, а так же анализа исторических источников; вырабатывать самостоятельность оценочных суждений. Воспитательная: показать личность и деятельность Ивана III, как значительное явление в процессе образования Российского государства; способствовать формированию патриотических чувств учеников при обсуждении вопросов, связанных с образованием Российского государства. Планируемые результаты: - систематизировать исторический материал по изученному периоду; - дать характеристику Ивана III. Тип урока: комбинированный. Техническое обеспечение урока: презентация по теме, компьютер, экран, проектор, карта, раздаточный материал. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» Содержание урока: I.Организационный момент Учитель: Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу. II. Актуализация знаний. Проверка задания: Смоделируйть ситуацию: по какому пути пошло бы развитие русских земель в случае победы противников Василия II? III.Целеполагания. Учитель: Сегодня нам предстоит рассмотреть одну из многих важных страниц истории нашего Отечества. Речь пойдет о временах правления Ивана III. Для обсуждения нашей темы мы сегодня будем работать в группах. Каждая группа будет заниматься изучением своей темы. 1 группа - Пути становления единого государства. 2группа - Отношения русского государства с Ордой. III. Изучение нового материала Учитель: проблемные вопросы: 1 группа: Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III ? 2 группа: Как сложились отношения государства с Ордой? Вопросы к 1 группе: 1.Как изменилась политическая карта Северо – Восточной и Северо - Западной Руси за годы правления Ивана III? (Работа с картой) 2.Какими путями были присоединены территории, ставшие единым государством? 3.Скажите, каким путем было присоединено Новгородское княжество? Вопросы ко 2 группе: 1.Охарактеризуйте состояние Орды в середине XV века. 2.Что способствовало разрыву Ивана III с Ордой? Группы занимаются поиском ответов на вопросы. Ответы 1 группы. Учитель: Подведем итог: объясните значение создания единого Русского государства. Группа 1 с учителем: Значение этого в том, что завершилось объединение русских земель, сложилась единая территория государства, сильная держава начала борьбу за воссоединение всех восточнославянских земель. Учитель: Мы переходим к следующей проблеме - отношения между русским государством и Ордой. Ответы 2 группы. Учитель: Дайте историческую оценку событиям на реке Угре в 1480 г.? интересный факт, здесь было первое применение русскими огнестрельного оружия в полевых условиях: пушки и пищали. Сколько времени продолжалось монгольская зависимость? Ответы групп. Учитель: И так мы проанализировали несколько проблем, но после создания единого государства происходит формирование новой системы управления страной. Изучение этого вопроса мы осуществим путем заполнения кластера. Самостоятельная работа учащихся в парах по заполнению кластера с использованием учебника (стр. 233-234). Обсуждение кластера. Учитель: создание централизованного управления страной было завершено принятием первого кодекса законов. Им стал «Судебник» принятый в 1497 году. Он содержал 98 статей. Хотелось бы отметить, что в Европе к этому времени начинается процесс освобождения крестьянства от всевластия феодалов. Учитель: Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала? Индивидуальная работа учащихся. Обсуждение учащихся с учителем и записи в тетрадь. 1.Судебник закрепил единое устройство и управление в государстве. 2.Ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах. 3.Изменяется система комплектования войска: вместо дружин создаётся единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию князя должны являться на службу с вооружёнными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья ( «конно, людно и оружно»). Учитель: Необходимо сказать и о государственных символах власти. Появляется титул – царь. Гербом государства провозглашен двуглавый орел. Что символизирует герб? Ответы учащихся. Учитель: Символами великокняжеской власти стали скипетр - первоначально - это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава - (в виде шара) - символ единства, целостности государства. Шапка Мономаха - играет роль короны для венчания на царство. Бармы (оплечья) - под Бармами обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда. Первое летописное известие о них встречается под 1216 г., где сказано что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями. Был введен пышный придворный церемониал. Целование руки царю. Учитель: Еще одно важное событие произошло при Иване III. 1448 г. – собором русских епископов, независимо от константинопольского патриарха, митрополитом был поставлен Иона (русская церковь становится автокефальной) Москва была объявлена - Третьим Римом. V. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель: Для подведения итога урока используем прием Фишбоу Ученики заполняют схему на листе контроля, групповая работа. VI. Рефлексия. Учитель: Вот подошел к концу наш урок. Предлагаю вам изобразить итог нашего урока. Напротив каждого пункта в плане урока поставьте знак ?- синим цветом, там, где остались вопросы по теме !- красным цветом, там, где все Ученики отмечают в списке. Вопросы по теме: 1. Пути объединения русского государства. 2. Отношение с Ордой к концу XV века. 3. Система управления государством. 4. Судебник 1497г. 5. Государственные символы власти. 6. Москва - третий Рим. VII. Домашнее задание §17. Вопросы 1-4 Подготовить презентацию по теме «Культура и быт в XIV - XV веках»
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.doc