Название предмета: история Класс: 10. УМК: История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. 2Ч., А.Н. Сахаров, Русское слово, 2007 г. Тема урока: Культура и быт в XIV-XVвв. Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час Место урока в системе уроков по теме: 23 Цели урока: углубить знания, умения и навыки учащихся по теме «Культура и быт в XIV - XV веках». Задачи: Образовательные: сформировать представление у учащихся об особенностях русской культуры изучаемого периода; - охарактеризовать главные достижения русской культуры в данный период; - показать отражение патриотических чувств людей в произведениях литературы, искусства данного периода; -обратить внимание учащихся, на то, что с возрождением и подъемом Руси развивалась и русская культура, отражая все перемены в жизни государства. Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему; способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к достижениям культуры народа России, творческих способностей учащихся. Воспитательная: формировать у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. . Планируемые результаты: знать особенности культуры и быта конца 14 – 15в. Тип урока: изучение нового материала. Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор, карта. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение» Содержание урока: I. Организация начала урока. - приветствие - проверка присутствующих учеников на уроке. Проверить готовность сообщений и слайдов. II. Целеполагания. Учитель: Главной задачей сегодняшнего урока будет ответить на вопрос: Каковы особенности русской культуры в 14 - 15 вв.? Но сначала, давайте вспомним события сопровождающие этот период? Ученики: раздробленность, усобицы, монгольская зависимость, вторжение крестоносцев, победа Дмитрия Донского на Куликовом поле, укрепление положения Москвы как центра, стремление к единству, национальный подъем жителей Руси, образование единого государства - России при Иване III. Учитель: Все эти события, отразились на развитии, русской культуры в 14 - 15 вв. IV. Первичное восприятие и усвоения нового материала. 1)Фольклор. Учащийся заранее подготовил сообщение и слайд. Ответ учащегося. Учитель: В 14-15 веках русский народ вел борьбу за единство Руси, за освобождение от монгольской зависимости. В это трудное время шло дальнейшее формирование русской национальной культуры. Что и отразилось в устном народном творчестве. Многие народные поэтические произведения на эту тему, вошли в переработанном виде в письменную литературу. 2) Литература. Учитель: Переходим к следующему пункту нашего сегодняшнего урока - «Литература» . О развитии литературы в данный период нам расскажут учащиеся, которые работали в этом направлении. Доклад учащихся. Учитель: Со второй половины 14 века в русских землях наметился общий подъем, начало восстанавливаться хозяйство. Благодаря хозяйственному подъему увеличить потребности в деловых записях. В 14 веке началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекло за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходят полууставы - более беглое и свободное письмо, а с 15 века - скоропись, близкая современному письму. Огромную роль в развитии культуры Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Более 40 монастырей было основано этими сподвижниками и их учениками. Монастыри стали центрами духовного возрождения России. 3) Зодчество Учитель: Приглашаю следующих учащихся. Презентация учащихся. Учитель: Трудно до конца представить урон, который нанесло монгольское завоевание русской земле, и без того ослабленной усобицами. Города были сожжены дотла или разграблены, памятники искусства уничтожены, художники, ремесленники убиты или уведены в плен. Возрождение городов, оживление торговли начинается в середине 14 века. Необходимость обороны объединяло русские силы, способствовало объединению русских земель, ускоряло процесс образования русского государства и формирование русской народности. В этом процессе главенствующее место безраздельно перешло к Москве. Разгром Византии усилило значение Московской Руси как центра православия. И тем самым происходит освобождение от Византийского влияния на русскую культуру. 4 ).Живопись Ответ учащихся, сопровождается показом слайдов. Учитель: В конце 14 - начале 15 века в Москве складывается русская национальная школа живописи. В живописи данного периода как мы сейчас увидели отражались идеи единства, гуманности. 5) Быт Учитель: Мы переходим к последнему пункту нашего сегодняшнего урока - «быт». Доклад учащихся. IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов. Учитель: Монгольское завоевание затормозило культурное развитие русских земель. Однако уже в 14 веке наблюдается новый подъем в связи с их объединением вокруг Москвы. В 13 - 15 веках происходил процесс складывания великорусской народности. В области русской культуры отчетливо обнаружилось слияние местных художественных школ в общерусскую культуру. Какие выводы мы можем сделать на основании данных сведений? Ответы учащихся. V.Рефлексия Заполняем таблицу: В графу «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке. В графу «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным. В графу «интересно»- все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме. Плюс Минус Интересно VI. Домашнее задание §19 вопросы 1, 6, 9.
Автор(ы): Лемешкина Е. А.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx