Название предметаИстория Класс 10 УМК (название учебника, автор, год издания) - Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца XIX века »для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: 10 класс. - 2-е изд. - М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС»,2006 Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный)базовый Тема урока Политическая раздробленность Руси Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 1 Место урока в системе уроков по теме Цель урока: продолжить формирование представлений об особенностях периода раздробленности на Руси. Задачи урока: определить причины и последствия распада Древней Руси, выявить их отличия от причин и последствий аналогичного процесса в других странах; сформировать представление о трех политических моделях развития Руси в период раздробления. Планируемые результаты: Личностные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, Метапредметные- научатся работать с учебной и внешкольной информацией, применять различные логические действия (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.); Предметные – будут способны применять базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени; Техническое обеспечение урока Историческая карта «Древняя Русь в 9 – 12 в.в.», «Период раздробленности на территории нашей страны» Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Тип урока: комбинированный Ход урока I.Организационный момент II.Проверка домашнего задания Приведите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»: «Владимир Мономах - выдающийся полководец и государственный деятель» III. Мотивационно-целевой этап - Сравнивая две исторические карты – «Древняя Русь в 9 – 12 в.в.» и «Период раздробленности на территории нашей страны», определяем, как изменилась территория Древней Руси в 12 – 13 веках. - Сформулировать вопросы по теме урока. IV. Работа по теме урока 1.Экономические, политические и социальные причины политического раздробления русских земель Самостоятельная индивидуальная работа с текстом учебника, выделение причин раздробленности. Составление логической цепочки. Сравнительный анализ причин раздробленности в странах Европы и России. Фронтальная работа с таблицей Русь Германия Франция 1. Рост городов, развитие хозяйства. 2. Формирование и развитие крупных земельных вотчин (местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы). 3.Обширная территория, различные природные и экономические особенности отдельных земель. 4. Полиэтнический состав страны. 5. Порядок престолонаследия 1. Отсутствие экономического центра (немецкие города из-за географического положения были ориентированы на внешнюю транзитную торговлю и не были связаны друг с другом). 2. Тесные связи городов с местными князьями (местным князьям было выгодно укрепление городов, являвшихся источником их доходов и политического влияния). 3. Отсутствие тесной связи между городами и королем. 4. Превращение королевских министериалов (служилых людей короля) в крупных феодалов, утративших связь с короной. 5. Эволюция (из-за характера феодализации Германии) племенных герцогов в имперских князей, внимательно следивших за тем, чтобы между их собственными вассалами и императором не устанавливались прямые вассальные связи (т. е. шел процесс изоляции императора от слоев мелких и средних феодалов — потенциальных союзников короны) 1. Малочисленность земельных владений короля, значительная часть которых была роздана феодалам, предопределила слабость королевской власти. 2. Компактность расположения владений крупных феодалов не способствовала сохранению единства государства. 3. Действие принципа «вассал моего вассала не мой вассал», который ограничивал социальную базу королевской власти. 4. Отсутствие (из-за раннего начала процесса феодализации) слоя свободных крестьян, на которых могла бы опереться королевская власть. 5. Сосуществование на территории Франции двух четко выраженных народностей на севере и юге страны способствовало политической раздробленности. 6. Неравномерность развития городов (раннее развитие городов на юге и их внешнеторговая ориентация; более позднее развитие городов на севере) 2. Последствия феодальной раздробленности Групповая работа с текстом, составление кластера 3.Развитие русских княжеств и земель в период раздробленности Работа в микрогруппах с текстом и картой - заполнение таблицы Вопросы для сравнения Киевское княжество Галицко- Волынское княжество Владимиро- Суздальское княжество Новгородская земля Особенности географического положения Юго-Западная Русь Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути Северо-Восточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы Северо-Западная Русь Природные условия Плодородные земли Наиболее плодородные земли на Руси Умеренный климат, лесная полоса Благоприятные для развития торговли Система управления Князь Власть князя ограничивалась боярами Сильная власть князя Аристократическая республика Особенности хозяйствования Пашенное земледелремесло Пашенное земледелие Земледелие, скотоводство, промыслы Ремесло и торговля Какие три политические модели формировались в русских землях? IV.Гимнастика для глаз V. Закрепление материала Существует точка зрения, что период феодальной раздробленности играет отрицательную роль в истории государства. Приведите по 2 аргумента доказывающие и опровергающие эту точку зрения. VI. Рефлексия Составить синквейн по теме VII. Домашнее задание §10 вопрос 9
Автор(ы): Семенюк М. В.
Скачать: История 10кл - Конспект.docx