Класс: 10 УМК: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов «История России XVII-XIX века», М., «Русское слово», 2008г. Уровень: базовый Тема урока: Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки. Количество часов, отведенное на тему: 1 Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме. Цели: - учащиеся д. уяснить, что ХIХ в - время колониальных захватов промышленного капитализма, когда поток промышленных товаров стал превращать страны Востока в рынки сбыта и источники сырья; - что к началу XX века сложилась колониальная система империализма; - что страны Азии были превращены в колонии и стали зависимыми государствами. Планируемые результаты: уважать историю других народов мира, принимать их, демонстрировать межэтническую толерантность при анализе колониальной политики европейских государств; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Основные понятия: колония, метрополия, интервенция, контрибуция, «боксерское» восстание в Китае, доктрина «открытых дверей» в Китае. Тип урока: комбинированный. Содержание урока. 1. Орг.момент. 2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания. С целью проверки знаний учащихся учитель проводит небольшую беседу по вопросам домашнего задания. В качестве подготовки учащихся к восприятию нового материала целесообразно провести беседу по вопросам: Вспомните, как шло становление колониальных империй Великобритании и Франции. Какие из стран Азии были колониями и полуколониями европейских государств? Изучение нового материала. План 1. Китай в конце XIX - начале XX вв. 2. Индия на пути реформ. 3. Япония 4. Покорение Африки 1. Слово учителя. В последний трети ХГХ века экономически отсталый, политически слабый, но имевший огромное население и большие природные ресурсы Китай представлял величайшие возможности для обогащения иностранных капиталистов. Западным державам удалось навязать Китаю ряд неравноправных, невыгодных Китаю договоров. Так, иностранные товары при ввозе в Китай облагались незначительными пошлинами. Китайские же купцы страдали от больших пошлин. Учитель задает классу вопрос: какие формы экономического закабаления и ограбления слаборазвитых стран появились с переходом к империализму? Учащиеся отвечают, что эти страны превращались в сферы приложения капитала, в сырьевые базы и рынки сбыта товаров для индустриальных держав. Выводы: - феодальный гнет приводил к разорению основной массы китайского крестьянства. Внутренний рынок оставался крайне узким. - Иностранный капитал превращал Китай в аграрно-сырьевой придаток империалистических стран. - Привилегии, предоставленные иностранным фирмам маньчжурской администрацией, и произвол, чинимый ею над китайскими предпринимателями, задерживали развитие национальной промышленности. Движение ихэтуаней, которым руководило тайное общество «Ихэтуань» Итак, XIX век, можно сказать, трагически отразился в истории Китая. «Встреча» традиционного общества с индустриальным не оставляла выбора: или быстрая модернизация страны, или колониальная зависимость. Однако китайцы не переняли ценного опыта передовых западных стран. Индустриальные державы, исходя из своей экономической выгоды, по праву сильного подвергли Китай разделу на сферы влияния и превратили его в свою полуколонию. 2. Приступая ко второму вопросу, учитель напоминает ученикам, что Англии потребовалось целое столетие, чтобы превратить многомиллионный народ Индии в колониальных рабов. Лишь к середине XIX века английским захватчикам удалось подчинить себе всю Индию. Английские колонизаторы проводили политику по принципу: «Разделяй и властвуй». Они намеренно сохранили около 600 формально самостоятельных княжеств. Далее учитель предлагает ученикам прочитать текст учебника. На этом уроке можно использовать наглядность в виде плакатов, например, такого содержания: «Индия - рынок для английской промышленности и аграрно-сырьевой придаток митрополии», «Индия - жемчужина Британской короны», «В конце XIX - начале XX вв. половина индийского ввоза составляли английские хлопчатобумажные ткани, три четверти вывоза - колониальное сырье и продовольствие», «Господство английского капитала в индийской промышленности. Доля английского капитала в промышленном производстве Индии достигла 75 %» и т. п. Выводы: Далее учащиеся получают задание сделать вывод об общих причинах отсталости Китая и Индии. С помощью учителя ученики приходят к следующему выводу: в Индии, также как и в Китае, происходило назревание конфликта между развивающимися производительными силами и господством иностранных монополий, опирающихся на искусственно поддерживаемые в стране феодальные пережитки. В обеих странах шло развитие промышленности, но крайне медленно, уродливо и однобоко. Это обобщение учитель дополняет следующим положением: английский империализм и пережитки феодализма обрекали сельское хозяйство на упадок и деградацию, а трудящихся, в особенности крестьянство, на двойной гнет, бесправие, невежество. Вернемся к вопросу: «Индия на пути реформ». В Индии после восстания сипаев, благодаря проведенным реформам, сложились благоприятные условия для пробуждения национального самосознания. В 1877 году королева Великобритании Виктория была коронована как императрица Индии. Это обеспечило индийским князям статус ее вассалов. В 1885 году была учреждена первая общенациональная политическая партия - Индийский национальный конгресс (ИНК), стремившаяся к выражению интересов всех народов, живущих в Индии. Переходя к характеристике двух основных течений в Конгрессе, учитель отмечает, что на арену политической борьбы в масштабе всей страны впервые вышла национальная буржуазия. Индийская буржуазия предлагала лишь некоторые ограниченные реформы при сохранении британского владычества. Умеренная часть индийской буржуазии утверждала, что Англия принесла Индии мир, прогресс и западную цивилизацию и что между Англией и Индией не существует коренных противоречий. Усиление колониального гнета, углубление противоречий между индийской национальной буржуазией и колонизаторами привело к образованию в 90-х годах демократического крыла национально-освободительного движения в Индии. Представители этого крыла, их называли крайними, отражали интересы низших слоев торговой буржуазии, мелких предпринимателей, интеллигенции. В борьбе за дальнейшие реформы ИНК взяла на вооружение тактику, разработанную М. Ганди. Эта тактика предполагала проведение компаний гражданского неповиновения, означавших отказ сотрудничать с властями, но без применения насилия. В заключение необходимо отметить, что национально-освободительная борьба, революционные события в Китае и Индии, в которых участвовали сотни миллионов человек, хотя и не достигли цели освобождения от империалистического и феодального гнета, но тем не менее они имели большое значение для дальнейшего освобождения Индии и Китая от колониальной зависимости. Япония: опып модернизации Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: Поддержка со стороны европейских держав окончательно дискредитировала режим ceгyнaтa. В 1867 г. ceгyн по требованию крупнейших кланов передал власть императору - 15-летнему Муцухито (Мэйдзи, 1867-1912). Значимость событий 1863- 1869 гг, в Японии, получивших название реставрации (восстановления полновластия императора) Мэйдзи, состояла в следующем. Выводы делают учащиеся: Bo-пepвыx, обострение внутренних противоречий содействовало тому, что сложилась широкая коалиция сил, от феодальных князей до крестьянства, которых объединило стремление к сохранению независимости Японии и изгнанию иностранцев. Bo-втopыx, модернизация и реформы в Японии развивались на основе компромисса между сторонниками сохранения традиционных укладов и модернизации. Первые очень быстро пришли к пониманию тoгo, что сохранить самобытность культуры японского общества невозможно без изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли привычные формы жизни и быта основной массы населения B-тpeтьиx, сторонникам модернизации удалось избежать прямогo столкновения с иностранными державами, Япония вплоть до истечения срока действия неравноправных соглашений выполняла их условия. Ей удалось использовать соперничество между державами. Так, Англия еще до победы юго-западных княжеств начала продавать им оружие. Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором. Государственной религией вместо буддизма, ориентирующего на покорность судьбе, был объявлен синтоизм, тpaдиционно японский культ богини Солнца, восходящий к временам язычества. Синтоизм, обожествляющий императора, стал символом пробуждающегося национального самосознания. Согласно конституции 1889 г. император объявлялся верховным главнокомандующим, он принимал законы, назначал всех должностных лиц, ответственных только перед ним. Император также определял состав верхней палаты парламента, в которую входили в основном представители знати. Нижняя палата избиралась, но система цензов огpаничивала число избирателей примерно 1 % населения. Сословный строй сохранился, но как дань традиции, поскольку всем слоям населения было разрешено заниматься любой деятельностью. С введением всеобщей воинской повинности служба в армии перестала быть исключительной привилегией самураев. Административная реформа покончила с делением страны на княжества. Вводилась единая денежная система, отменялись внутренние таможенные пошлины, а также феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства. Рефлексия. Закрепление изученного материала можно провести по вопросам учебника. В заключение для обсуждения можно также вынести два вопроса: 1) Как была сформирована колониальная система? 2) Как происходила модернизация цивилизаций Востока? РАБОТА С ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ Колония Страна, лишенная политической и экономической самостоятельности, находящаяся под властью какого-либо государства (метрополии). Метрополия Страна, владеющая колонией. Контрибуция Во время войны - принудительные денежные и натуральные поборы с населения; после войны - суммы, выплачиваемые побежденными государствами в пользу государства-победителя. Интервенция Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью подавления революции, захвата территории, установления своего господства, приобретения особых привилегия и т. п. Доктрина «открытых дверей» в Китае Согласно этой доктрине ни одна из великих держав не должна иметь больших экономических льгот, чем другие. Это подразумевало, что США также намеревались приступить к созданию своих сфер влияния в Китае. «Боксерское восстание» в Китае В 1900 году началось восстание, вошедшее в историю как «боксерское», т. к. во главе повстанцев стояло тайное общество «Кулак во имя справедливости и согласия». Восставшие носили на голове желтые повязки (по-китайски - ихэтуань). Вопросы и задания 1. Сформулируйте черты колониализма на при мере политики Англии в Индии. 2. Охарактеризуйте положение индийского населения. Укажите причины и последствия восстания сипаев. Как восстание повлияло на изменение колониальной политики Великобритании в Индии? 3. Выявите основные этапы закабаления Китая. Какие последствия для Китая имели неравноправные договора с индустриальными странами? Какую роль в подчинении Китая сыграли «опиумные»войны? 4. Почему Японии удалось избежать порабощения индустриальными странами? Заполните таблицу. Домашнее задание: § 45-46, 51. Составить таблицу: Державы мира и их колонии.
Автор(ы): Шагатдинова Н. М
Скачать: История 10кл - Конспект.docx