История 10 кл «История России с древнейших времён до конца XVII века», А. Н.Сахаров,2004 Уровень обучения – базовый Тема урока: Новые явления в русской культуре 16 в. 1ч Тип урока: урок усвоения нового материала. Урок является итоговым в изучении раздела «Россия в XVI веке» Цель урока: выявить основные тенденции развития культуры и познакомиться с основными произведениями XVI века через создание разработок алгоритмов изучаемых областей культуры. Задачи урока: 1. Характеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; 2. изучить основные произведения культуры, быт и нравы. Планируемые результаты: Личностные- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другой культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Метапредметные - развитие навыков использования различных источников информации, способности решать творческие задачи, умения работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами Предметные - способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России. Техническое обеспечение урока 1.Презентация; 2.компьютер. Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) А.Н.Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времён до конца XVII века» Изд – во «Просвещение» «Поурочные разработки по истории России» Б.Н.Серов, М.В. Лескинен, Москва «ВАКО» Рейтенфельс Я. «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому о Московии» м.1905г. стр. 141 – 142. http://ru.wikipedia. http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod Оформление доски эпиграфом, архитектурными и картинами живописи XVI века. Печатные письменные материалы; Карточки для рефлексии. БИД – банк исторических данных (словарь, имена, даты). Содержание урока I. Оргмомент. Обращение к эпиграфу урока. «История культуры – это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования. Д.С. Лихачев II. Постановка цели и задачи урока. В русле каких тенденций развивалась русская культура 16 века? III. Актуализация знаний. Вопрос: какие события, явления общества, государства могли найти отражение в культуре 16 века? В ходе обсуждения учащиеся выделяют следующие события: -укрепление централизованной власти; - царская Россия; - расширение территории; - Ливонская война; -введение опричнины; -введение «Заповедных лет». IV. Первичное усвоение новых знаний. План урока: 1. Главное явление русской культуры. 2. Архитектура 3. Живопись 4. Литература 5. Научные знания 6. Быт 7. Особенности культуры 16 века 1. Главное явление русской культуры. Прослушивание 2 докладов на предложенные заранее темы. Работа с учебником (1-3 пункт) в группах. Акцент на анализ явлений, касающихся новых для этого периода. Обучающиеся подводят итоги: 1) самым главным явлением русской культуры стало дальнейшее расширение ее горизонта, масштабов; 2) все больше культурные явления связаны с событиями единого государства; 3) появление грамотности и книгопечатания, науки. 2-4. Архитектура. Живопись. Литература. Работа с текстом учебника в парах. Заполнение сравнительной таблицы: «Развитие русской культуры в 15-16 вв» Область культуры 15 век 16 век архитектура живопись литература В БИД записать «шатровый стиль». При разборе вопроса «Живопись» акцент на значение Стоглавого собора в процессе выработки единого живописного канона. Выявить главные идеи: исторические и военные сюжеты, идея Москвы- Третьего Рима. При изучении «Литература» раскрыть значение «Домостроя» исторического источника, составление «Четий-Миней» как своеобразный свод русской письменности до 16 века. В БИД – дата 1564г – первая печатная книга. «Домострой». V. Первичная проверка понимания. При рассмотрении вопроса « Архитектура» предлагается проблемная задача: к 15-16 вв. относится расцвет оборонного зодчества. Историки едины во мнении, что многочисленные крепости и монастыри способствовали защите границ Руси, подъему и укреплению духа русского народа. Но не все согласны, что эти сооружения способствовали объединению земель вокруг Москвы и созданию Русского государства. Действительно, что может быть общего между архитектурой и созданием централизованного государства? Вывод. Самодержавные претензии Василия Ш и Ивана Грозного отразились в строительстве храмов, создатели которых стремились увековечить деяния российских властелинов.Тесная взаимосвязь архитектуры с созданием единого государства, его международного статуса и царского самовластья. 5. Научные знания. ( 2 мин). Обратить внимание на связь научных знаний с прикладными задачами: развитие военной техники, строительства, новых промыслов. - Руководство « О земном же верстании, как землю верстать»; 1534г. -перевод с немецкого языка «Вертоград»; 1581г. - Царская аптека в Москве, Джеймс Френч. 6.Быт Работа с дополнительным материалом « Россия глазами иностранцев». Вопросы: 1.Как иностранцы характеризуют внешние данные русских? 2.Почему женщины того времени сильно румянились? 3.Что, по- мнению иностранца, русские делают лучше всего? VI. Первичное закрепление. 7.Особенности культуры 16 века Блиц- опрос по вопросам к параграфу. Вывод: а) культура 16 века стояла на ступень выше предшествующего этапа развития и характеризовалась своими особенными чертами - формирование общерусских культурных традиций; - формирование научных знаний; - использование миниатюрности, тонкости, изящества, декоративности в художественной культуре. Б) Культура России 16 в. развивалась в русле общеевропейских тенденций средневековой культуры. VI. Рефлексия. 1. Синквейн в парах. 2. Задания ЕГЭ № 33-34 - индивидуально. 3. Составление памятки « Я совершенствую себя» - в группах. VII. Д/З . Параграф 27-28, продолжить составление памятки « Я совершенствую себя»
Автор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Конспект.docxАвтор(ы): Хамидуллина А. Ш.
Скачать: История 10кл - Презентация к уроку.ppt